Сценарий урока литературы
Тема урока: «Родная природа
в стихотворениях Ф. И. Тютчева»
Автор: Щёлокова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ п. Восход
Балашовского района
Саратовской области
Сценарий урока литературы
Тема урока: «Родная природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева»
Класс: 6
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цели:
Деятельностная:
- развивать мотивацию к учебной деятельности;
- создавать условия для усвоения темы, развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, формировать способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания;
- воспитывать положительную мотивации к учению, умению аргументированно оценивать свои и чужие действия.
Содержательная:
- рассмотреть тему пейзажной лирики Ф. И. Тютчева, открыть мир автора на основе анализа стихотворений Ф. Тютчева;
- следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроения;
- учить эмоциональному переживанию прочитанного;
- развивать навыки выразительного чтения
Оборудование: дидактический материал, портреты Ф.И. Тютчева, тексты стихотворений Ф.И. Тютчева, фортепианный цикл П. И. Чайковского «Времена года», компьютер
Ход урока
Этап мотивации.
Учитель приветствует обучающихся.
Под звуки фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года» читает высказывание К. Г. Паустовского:
Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесём в ощущение её своё человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой…
- Как вы понимаете слова К. Г. Паустовского?
- Почему наше душевное состояние должно прийти в соответствие с природой?
- О каком взаимодействии человека и природы говорит К. Паустовский?
Разобраться во взаимоотношениях человека и природы нам поможет путешествие в удивительный мир поэзии.
Учитель предлагает ответить на вопросы:
- Детство какого поэта прошло в Орловской губернии?
- Кто из поэтов был профессиональным дипломатом?
- Кто, живя за границей, всю свою жизнь говорил по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе?
- Кто из поэтов 19 века тонко чувствовал состояние природы? (Ф. И. Тютчев)
Обучающиеся формулируют тему и цели урока.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Раскрытие поэтического образа родной природы мы начнём со стихотворения Ф. Тютчева «Неохотно и несмело».
Чтение стихотворения.
- Давайте обратимся к разделу учебника «Литературные места России» и выясним, когда поэт обычно посещал родную деревню и связано ли написание стихотворения с визитом Тютчева на Родину? (Ф. И. Тютчев бывал дома обычно летом. Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Поэт создал его по дороге в село Овстуг, куда он ехал из Петербурга)
- Какова основная тема стихотворения? (Предвкушение грозы)
- Вспомните, какое любимое явление природы у Ф. Тютчева? (Гроза, которая приносит духовное очищение)
- Какой миг перед грозой мастерски передал Тютчев? (Тот миг, когда природа затихает в ожидании грозы и преображается)
3.Выявление места индивидуальных затруднений
- Какие тайны природы передаёт Тютчев? (Идею о цикличности всех процессов на земле)
Цикличность - это восприятия мира как вечно повторяющихся событий, постоянное возвращение, повторение.
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений и реализация проекта
- Как идея цикличности происходящего в природе нашла отражение в стихотворении? Найдите в стихотворении картины меняющейся природы. (Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака. Кульминация стихотворения – вспышка молнии. Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир. В начале и в конце картины – солнце.)
- Какие изобразительно – выразительные средства помогают автору передать изменения в состоянии природы? (Аллитерация р и г создает звуковые образы грома, а аллитерация с в первом и последнем четверостишиях помогает поэту передать сияние солнца. Насыщенность произведения глаголами (за тучей прогремело, пробилась молнии струя, вихрем пыль летит) передает динамизм описываемой картины. Олицетворения (солнце смотрит, пыль летит, принахмурилась земля), эпитеты (пламень белый и летучий, зеленеющие нивы), метафоры (земля потонула, молния пробилась) помогают автору изобразить природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени).
- Назовите главных персонажей стихотворения. Что они символизируют? (Небо и земля символизируют неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, связь человека и природы)
Учитель предлагает составить кластер стихотворения, изображающий цикличность происходящего.
5.Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Приём «Бортовые журналы»
Двухчастный дневник»
«Трехчастный дневник»
Обращение к стихотворениям Ф. Тютчева «Листья» и «С поляны коршун поднялся…». Работа в группах.
1-я группа находит приметы цикличности времени в стихотворении «Листья». Цитаты выписать.
2-я группа находит примеры цикличности в стихотворении «С поляны коршун поднялся…». Цитаты выписать.
Обмен информацией.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа с текстами стихотворений и учебником (стр. 196-199)
- Как в стихотворениях нашла отражение человеческая жизнь?
- Как отражена проблема слияния человека и природы?
7. Включение нового в систему знаний и повторения.
Работа в парах.
Анализ стихотворения «Листья» или «С поляны коршун поднялся…» по плану с доказательством.
1. Настроение, чувства.
2. Тема, идея.
3. Главные образы.
4. Изобразительно-выразительные средства, синтаксис.
5. Цвета.
6. Звуки.
Обмен информацией, вывод о представленном в лирике Ф. Тютчева всеобщем законе природы, единстве и гармонии с ней, мысли поэта о красоте и быстротечности жизни в чреде повторяющихся событий (цикличности в природы и времени).
8. Рефлексия.
Учитель организует рефлексию, самооценку результатов обучающихся.
Обучающиеся заполняют анкету, осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
Мое настроение | улучшилось / ухудшилось |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
Домашнее задание кажется мне | интересным / не интересным |
Домашнее задание (на выбор)
1.Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» (по плану)
2. Сочинение – размышление на тему: «Как судьба образов стихотворений напоминает судьбу людей?» (стихотворения «Листья», «С поляны коршун поднялся…»)
3. Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
Список использованных источников
Коровина В. Я. Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть I, «Просвещение», 2012
2. Коровин В. И. «Русская поэзия 19 века»; Москва, 1983 год
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004
4. http://pishi-stihi.ru/neohotno-i-nesmelo-tyutchev.html
5. http://muzofon.com/search