Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе для 6 класса "Пейзажная лирика Тютчева Ф.И.»
Урок литературы в 6 классе.
Тема: Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева.
Цели:
1.Познакомить с поэтом Ф.И.Тютчевым, с его творчеством, научить составлять синквейн,
2.развивать умение анализировать стихотворный текст, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся,
3. воспитывать любовь к природе.
Дидактические средства:
Компьютер
Экран
Запись слайдов с изображениями пейзажей, портрета Ф.И.Тютчева
Картинки с изображением солнца и тучи
Доска, мел.
План подготовки:
1. Подбор слайдов
2. Печатание картинок солнца и тучи.
3. Распечатка стихотворения «Неохотно и несмело»
Эпиграф:
Чувство природы в нём
Необыкновенно полно, живо и верно.
И.С.Тургенев
Ход урока
1.Орг.момент.
2.Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с личностью поэта Ф.И.Тютчева, с его произведениями, будем учиться анализировать стихотворение, научимся составлять синквейн. Я очень надеюсь, что мы поработаем хорошо и выполним всё, что наметили.
- Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова И.С.Тургенева «Чувство природы в нём необыкновенно полно, живо и верно» В конце урока мы вернёмся к этим словам и выскажем своё мнение, согласимся или не согласимся с Тургеневым.
3. Стадия «Вызов»
Продолжите, пожалуйста, строки уже изученных прежде стихотворений:
1 слайд «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)
2 слайд «Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит)
3 слайд «Зима недаром злиться…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора)
4 слайд «Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..)
5 слайд «Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)
- Кто автор этих стихотворений?
(Ф.И.Тютчев)
-Правильно, это русский поэт 19 века Фёдор Иванович Тютчев.
6 слайд
Родился Ф.И.Тютчев в 1803 году в семье богатых дворян Орловской губернии. Его родители – Екатерина Львовна и Иван Николаевич, были интеллигентными, гостеприимными людьми. Домашним воспитанием Тютчева много занимался Семён Егорович Раич, известный поэт, литературный критик. Конечно, он сумел привить юному Тютчеву любовь к поэзии, поэтому свою жизнь Фёдор Иванович тоже связал с литературой. 22 года пришлось Тютчеву провести за границей, находясь на дипломатической службе. И по возвращении на родину, он буквально с упоением писал стихи о природе, любуясь ею. Настоящее признание поэта состоялось в 1836 году, когда Пушкин уговорил Фёдора Ивановича опубликовать свои стихи в журнале «Современник»
Его произведения о Родине, о любви и, конечно же, о природе.
4. Словарная работа.
7 слайд
-Как вы понимаете значение слов: нива, окаймить, смятение, сияние?
(Нива – обработанное поле, пашня, посевы.
Окаймить – очертить.
Смятение – смущение, тревога, переход в беспорядочное состояние.
Сияние – яркий блеск, лучистый свет, радость)
5.Чтение стихотворения учителем.
- Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», которое было написано поэтом после возвращения из многолетней дипломатической службы в 1849 году
8 слайд
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
6.Работа по тексту.
-Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворение?
- Какое настроение у вас вызвал сильный дождь?
-Кто из вас когда-нибудь попадал под сильный дождь в грозу?
-Что вы чувствовали?
-Представьте, что начался сильный дождь, изо всех сил гремит гром и сверкает молния.
-Какие возникают желания в такие моменты?
-А какие значения и оттенки значения слова «гроза» вам знакомы?(как в прямом, так и в переносном смысле)
(Гроза – это что-то страшное, грозное. Это кто-то грозный,устрашающий)
- На сколько строф делится стихотворение? ( на пять)
- Какие эпитеты использовал поэт?
- Что такое олицетворение? Найдите в стихотворении такой троп. ( солнце смотрит неохотно и несмело, земля принахмурилась)
- Для чего автор использовал олицетворение?
- Попробуйте почитать это стихотворение выразительно, обращая внимание на знаки препинания.
9 слайд
-Перечитайте ещё раз текст и скажите, правы ли критики, говоря, что «Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы»
-Для того, чтобы согласиться или не согласиться с критиками, я предлагаю вам пронаблюдать в тексте за лирическим героем, проследить его настроение и указать, какие «тайны» вам открылись:
I ряд: Что услышали. («дальний гром», «за тучей прогремело», «раскаты громовые», «ветра тёплого порывы»)
II ряд: Что увидели. («солнце смотрит», «принахмурилась земля», «дождь порой», «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень белый», «чаще капли грозовые», «вихрем пыль летит с полей», «солнце раз ещё взглянуло», «смятенная земля»)
III ряд: Что почувствовали. («ветра тёплого порывы», «дождь порой», «чаще капли дождевые»)
- Так правы критики или нет?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Другими словами, давайте проследим образ - настроение лирического героя.
(Настроение у лирического героя сначала грустное, но потом, по мере завершения грозы, становится хорошим, солнечным, т.к. после грозы природа предстаёт обновлённой. Так же, как и вся земля «потонула в сиянье», лирический герой тоже сияет от радости, что пришла весна и что победа её очевидна)
- Благодаря чему победа весны очевидна?
(Благодаря весенней грозе)
- Страшной ли оказалась гроза в стихотворении?
(Нет, она лишь нарушила нетерпимое для природы однообразие жизни)
- Правильно, именно очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной, и сама в смущении удивляется этому чудному преображению.)
- Так какой же образ оказался главным в стихотворении?
(Образ грозы)
- Что хотел сказать читателям поэт этим стихотворением?
- Стихи Тютчева о природе наполнены мыслью о вечном диалоге человека и природы. Порой, человек любуется ею, порой – страшится.
- Тютчев довольно часто в своих произведениях обращается к грозе, выражая свой восторг и восхищение.
10 слайд. Тюльпаны
А это наша, калмыцкая степь весной. Гроза – нечастое явление в Калмыкии, но её очистительная сила неоспорима. А степь после дождя расцветает и благоухает великолепно.
11 слайд.
7 Составление Синквейна.
-А теперь я предлагаю вам составить синквейн со словами гроза и солнце.
- Вы знаете, что такое сиквейн?
- Это пятистишье, в котором 1 строка – существительное,
2 строка – два прилагательных,
3 строка – три глагола
4 строка – Фраза из 4 слов,
5 строка – синоним существительного.
Получается так, что первая и последняя строки связаны между собой по определённому смыслу.
-В завершении урока я хочу узнать, с каким настроением мы завершаем урок?
На ваших столах лежат картинки: тучки и солнышко.
Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению и прикрепите её на доску.
12 слайд.
- Спасибо, я рада, что у всех вас солнечное настроение, и у меня оно солнечное от того, что я пообщалась сегодня с такими светлыми, замечательными людьми, как вы.
- Спасибо за урок. Помните всегда, что после дождя и грозы выходит солнышко.
Данный урок проводится в 6 классе во II четверти при изучении произведений русской литературы поэтов и писателей 19 века. В 6 классе в центре рассмотрения произведений находится ГЕРОЙ. Герой — тот, кто стоит в центре событий, кто становится причиной событий, происшествий, организующих сюжет. В произведении Ф.И.Тютчева «Гроза» главный герой — природное явление Гроза.