5. Осмысление | 10 мин 8 мин 3 мин | Емельян Пугачёв – лицо историческое. С этим именем вы уже встречались на уроках истории, знаком он вам и по первому уроку по повести, когда мы говорили об исторической основе повести. Вспомните, какую оценку Пугачёву давали дворяне и люди из народа. ( (Два противоположных взгляда на этого героя). - Сегодня мы вместе с вами глубже узнаем этого героя и составим своё мнение о нём. - Ребята, перед вами листочки, на которых написаны слова, определяющие те или иные качества человека. Мы увидим Пугачёва в разные моменты жизни, вам нужно выбрать те, которые, по-вашему мнению, подходят герою в той или иной ситуации. (Используется приём «Ключевые термины» технологии Критического мышления. Ребята получают карточки следующего содержания: Ум, сметливость, жестокость, широта натуры, властность, хладнокровие, благородство, желание подчинить своей воле, авантюризм, великодушие, память на добро, удальство, кровожадность, тяга к справедливости, самолюбие, прямота, свободолюбие, честь, милосердие, чувство долга, демократизм в отношениях. Работа с карточкой пойдёт на протяжении всего урока. - Когда в первый раз появляется Пугачёв на страницах повести? Почему именно так? (Хладнокровие, ум, сметливость. Отметить, что сметливым называют в русских народных сказках простого мужика, но нам уже ясно, что перед нами – человек непростой). - До второй встречи с Пугачёвым и Гринёв, и мы смотрим на него как на разбойника и смертельного врага. Почему? (Все так говорят, именуют злодеем, самозванцем, производящим грабежи и смертельные убийства, а войско именуют злодейской шайкой). - И вот Пугачёв появляется перед нами. Что мы можем отметить в его поведении? - Какими чертами характера нужно обладать, чтобы так вести себя? (Смелость, отвага, удальство). - И вот Белогорская крепость взята. С какой стороны открывается Пугачёв в сцене суда? (Он, действительно, подтверждает мнение о нём. «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Желание соответствовать тому положению, которое он на себя взял – ГОСУДАРЬ – в одежде, в поведении. Он мрачен, грозен, и все, кто ему не присягает, оказываются на виселице. Он жесток, кровожаден даже. В нём жажда подчинить себе. ) - Неужели в нём и впрямь нет ничего человеческого? Анализ ( (Есть. Милует Петра, платит ему добром за добро. Великодушен, жалует лошадь, шубу да полтину денег). - Мы сказали, что Пугачёв понимает свою обречённость. В каких словах он это выражает? (Одиночество среди своих сподвижников. Понимает, что обречён) - Сравните, что вызнали о Пугачёве до сегодняшнего урока и что можете сказать о качествах этого человека сейчас? - Почему об одном человеке мнения столь противоречивы? (Он соткан из противоречий. На этого человека мы смотрим как бы с двух сторон). - Легко ли такому человеку? - Конечно, нет. В каком эпизоде Пугачёв задумывается над тем, кто он? Что он в этой жизни? (Калмыцкая сказка.) - Что Пугачёв хотел сказать, рассказывая эту сказку? - О чём Пугачёв задумался и не ответил на вопрос Гринёва? (У каждого человека бывают минуты, когда он задумывается над тем, что он делает в этой жизни, для чего он живёт. Задумался Пугачёв о том, что другие смотрят на него как на ворона.) Просмотрите, пожалуйста, эпизод из кинофильма «Капитанская дочка» и скажите, каким предстает перед нами Емельян Пугачев? - Удалось ли актёру передать характер Пугачёва, осознание им трагизма своей судьбы? Синквейн «Образ Пугачева» | Ученики записывают в тетрадь выбранные ими качества в две колонки: положительные и отрицательные. Дети отвечают на вопрос, используя текст учебника. Ученики зачитывают фрагменты текста. Самостоятельная работа. Ученики пишут синквейн. Несколько человек выступают со своими работами). |