kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Емельяна Пугачева."

Нажмите, чтобы узнать подробности

определить  образ Пугачева  как  натуру  противоречивую, неоднозначную; создать  условия  для  развития умений работать  в  коллективе, навыков  оценивания себя и одноклассников,     способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство"  на  примере  героев  произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Емельяна Пугачева."»

Краткосрочный план урока литературы в 8 класе

 

Предмет: литература

Четверть  4             

Класс 8

Тема урока

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Емельяна Пугачева.

Ссылки

Учебник по литературе 8 класс, презентация, дополнительная литература по теме, «Капитанская дочка» А. С. Пушкин

Цели урока

определить образ Пугачева как натуру противоречивую, неоднозначную; создать условия для развития умений работать в коллективе, навыков оценивания себя и одноклассников, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство" на примере героев произведения

Результаты обучения  для учащихся

учащиеся смогут:

реализовать в ходе учебного процесса коммуникативные навыки и умения;

систематизировать имеющиеся знания по теме урока;

активизировать  свою речемыслительную деятельность;

участвовать в диалоге;

уметь формулировать полученную информацию на этапе рефлексии.

уметь оценивать себя и одноклассников

Основные  идеи,  отработанные  по теме урока

Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. 

Задания

Время

Чем будет заниматься учитель

Чем будут заниматься ученики

1.Психологический настрой

3 мин

Тренинг «Комплимент»

Посмотрите на рядом сидящего друга. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите.

Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу

 2. Деление на группы

 

3 мин

Сообщаю детям, что сегодня на уроке некоторые задания мы будем выполнять в группе, для организации работы в группах предлагаю взять по одному фрагменту пазла и составить целую картинку.

Берут по одной части пазла, ищут своих напарников и рассаживаются по группам

Выбирают одного спикера, который читает «Правила» вслух (возможно, добавляют еще правила)

3. Проверка домашнего задания 

5 мин

«Ромашка Блюма»

Предлагаю составить каждой команде вопросы по данным категориям и задать их второй группе.

Составляют вопросы.

4. Вызов.

4 мин

«В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачева подпал и до последней строки из-под нее не вышел»,- писала Марина Цветаева после прочтения повести. (Портрет Пугачёва)

И теперь, прочтя произведение, скажите, как вы понимаете эти слова? Что имела в виду М. Цветаева?

Высказывают предположения

5. Осмысление

 

 

10 мин








































































































8 мин







3 мин

Емельян Пугачёв – лицо историческое. С этим именем вы уже встречались на уроках истории, знаком он вам и по первому уроку по повести, когда мы говорили об исторической основе повести.

Вспомните, какую оценку Пугачёву давали дворяне и люди из народа. (

(Два противоположных взгляда на этого героя).

- Сегодня мы вместе с вами глубже узнаем этого героя и составим своё мнение о нём.

- Ребята, перед вами листочки, на которых написаны слова, определяющие те или иные качества человека. Мы увидим Пугачёва в разные моменты жизни, вам нужно выбрать те, которые, по-вашему мнению, подходят герою в той или иной ситуации.

(Используется приём «Ключевые термины» технологии Критического мышления. Ребята получают карточки следующего содержания:

Ум, сметливость, жестокость, широта натуры, властность, хладнокровие, благородство, желание подчинить своей воле, авантюризм, великодушие, память на добро, удальство, кровожадность, тяга к справедливости, самолюбие, прямота, свободолюбие, честь, милосердие, чувство долга, демократизм в отношениях.

Работа с карточкой пойдёт на протяжении всего урока.

- Когда в первый раз появляется Пугачёв на страницах повести? Почему именно так?

(Хладнокровие, ум, сметливость. Отметить, что сметливым называют в русских народных сказках простого мужика, но нам уже ясно, что перед нами – человек непростой).

- До второй встречи с Пугачёвым и Гринёв, и мы смотрим на него как на разбойника и смертельного врага. Почему?

(Все так говорят, именуют злодеем, самозванцем, производящим грабежи и смертельные убийства, а войско именуют злодейской шайкой).

- И вот Пугачёв появляется перед нами. Что мы можем отметить в его поведении?

- Какими чертами характера нужно обладать, чтобы так вести себя?

(Смелость, отвага, удальство).

- И вот Белогорская крепость взята. С какой стороны открывается Пугачёв в сцене суда?

(Он, действительно, подтверждает мнение о нём. «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Желание соответствовать тому положению, которое он на себя взял – ГОСУДАРЬ – в одежде, в поведении. Он мрачен, грозен, и все, кто ему не присягает, оказываются на виселице. Он жесток, кровожаден даже. В нём жажда подчинить себе. )

- Неужели в нём и впрямь нет ничего человеческого? Анализ

( (Есть. Милует Петра, платит ему добром за добро. Великодушен, жалует лошадь, шубу да полтину денег).

- Мы сказали, что Пугачёв понимает свою обречённость. В каких словах он это выражает?

(Одиночество среди своих сподвижников. Понимает, что обречён)

- Сравните, что вызнали о Пугачёве до сегодняшнего урока и что можете сказать о качествах этого человека сейчас?

- Почему об одном человеке мнения столь противоречивы?

(Он соткан из противоречий. На этого человека мы смотрим как бы с двух сторон).

- Легко ли такому человеку?

- Конечно, нет. В каком эпизоде Пугачёв задумывается над тем, кто он? Что он в этой жизни?

(Калмыцкая сказка.)

- Что Пугачёв хотел сказать, рассказывая эту сказку?

- О чём Пугачёв задумался и не ответил на вопрос Гринёва?

(У каждого человека бывают минуты, когда он задумывается над тем, что он делает в этой жизни, для чего он живёт. Задумался Пугачёв о том, что другие смотрят на него как на ворона.)

Просмотрите, пожалуйста, эпизод из кинофильма «Капитанская дочка» и скажите, каким предстает перед нами Емельян Пугачев?

- Удалось ли актёру передать характер Пугачёва, осознание им трагизма своей судьбы?

Синквейн «Образ Пугачева»

















Ученики записывают в тетрадь выбранные ими качества в две колонки: положительные и отрицательные.









Дети отвечают на вопрос, используя текст учебника.










Ученики зачитывают фрагменты текста.







































































Самостоятельная работа. Ученики пишут синквейн. Несколько человек выступают со своими работами).

6.Физминутка

2 мин



7. Оценивание

3 мин

 Взаимооценка учащихся внутри группы


8. Итог урока

1 мин

- Пушкин очень хорошо почувствовал своего героя. В течение XIX века ни один писатель не поднялся на ту высоту в освещении личности и значения Пугачёва, на которой стоял Пушкин.

- Так в чём же чары Пугачёва?

 

9. Рефлексия

 

 

2 мин

Выбрать из таблицы смайликов тот, который наиболее характеризует ваше состояние на данный момент

Изображают  своё отношение

7. Д/З

1 мин

Прочитать главы 7, 10, 12

Записывают в дневник

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок литературы "А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Емельяна Пугачева."

Автор: Калиева Жанна Болатовна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок  Историческая основа повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-istorichieskaia-osnova-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "150273"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420459012"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект интегрированного урока литература история на тему "Восстание Е.Пугачева" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-istoriia-na-tiemu-vosstaniie-ie-pughachieva"
    ["file_id"] => string(6) "204227"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429623342"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок по русской литературе "А. С. Пушкин «Капитанская дочка»" в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-po-russkoi-litieraturie-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "211317"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431600184"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "конспект урока литературы в 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-litieratury-v-8-klassie-po-tiemie-obraz-iemiel-iana-pughachieva-v-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "122851"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414344956"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока по литературе " Гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-gumanizm-i-istorizm-v-proizviedienii-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "162463"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422360026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства