Поэтическая сказка-быль М. М. Пришвина—это настоящая кладовая нравственной мудрости. Сила человеческого духа, взаимозависимость судеб людей и связь их с природой, мысли о поисках жизненной правды — таков далеко не полный перечень проблем, затронутых в ней.Однако пятиклассникам, внимание которых сосредоточено, в основном, на поведении главных героев — Насти и Митраши, нелегко сразу понять нравственную глубину произведения. При определении идейного содержания и смысла названия «Кладовая солнца» многие из них мыслят конкретно: кладовая солнца — это торф, и лишь некоторые понимают, что это вся природа с ее несметными богатствами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"»
«КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» М. М. ПРИШВИНА
Поэтическая сказка-быль М. М. Пришвина—это настоящая кладовая нравственной мудрости. Сила человеческого духа, взаимозависимость судеб людей и связь их с природой, мысли о поисках жизненной правды — таков далеко не полный перечень проблем, затронутых в ней. Однако шестиклассникам, внимание которых сосредоточено, в основном, на поведении главных героев — Насти и Митраши, нелегко сразу понять нравственную глубину произведения. При определении идейного содержания и смысла названия «Кладовая солнца» многие из них мыслят конкретно: кладовая солнца — это торф, и лишь некоторые понимают, что это вся природа с ее несметными богатствами. В беседе, которую проводит учитель, важно подчеркнуть, что земля и люди, живущие на ней,— и есть неисчерпаемая сокровищница — «кладовая солнца». Связь человека с природой выражена писателем в поэтической форме. Так шестиклассники приобщаются к пониманию образного, переносного смысла сказки. Непременное условие изучения ее — предварительное задание учащимся — прочитать полный текст «Кладовой солнца», так как сокращения создают дополнительные трудности в восприятии произведения.
Работа над сказкой проводится по плану, заранее составленному учителем.
урок. Подготовка к восприятию текста сказки-были. История создания. Начало работы над текстом (I и II главы полного текста или 1 и 2 разделы по хрестоматии).
урок. Работа над текстом. Сказочные элементы. Почему «Кладовая солнца» — сказка-быль? (IV и V главы полного текста или 3 и 4 разделы по хрестоматии с привлечением отрывков из последующих глав, разделов).
урок. Работа над текстом. Понятие об олицетворении (VIII—XII главы полного текста или 5—10 разделы по хрестоматии).
урок. Завершающее занятие. Идейно-художественный смысл произведения «Кладовая солнца». Анализ тем письменных сочинений.
При повторном чтении осмысливаются самые сложные и волнующие эпизоды: на 1 уроке — о дружбе брата и сестры; на 2 — о ссоре Митраши и Насти; на 3 — описание Блудова болота и Митраши в беде, описание ягод и Настеньки в беде; на 4 уроке — спасение Митраши.
Остальные главы шестиклассники пересказывают, включая заученные наизусть небольшие отрывки, выступают с устными сочинениями.
1 урок. «Жили брат и сестра»
Начинается урок беседой, выясняющей первые впечатления шестиклассников от прочитанной сказки-были. Учитель обращается к учащимся:
Какие произведения М. М. Пришвина вы, читали раньше?
Кто прочитал «Кладовую солнца» полностью?
Что больше всего запомнилось и понравилось в ней?
Что удивило, показалось непонятным?
Как поняли название произведения?
Перечислите действующих лиц.
Во вступительном слове сообщаются биографические сведения о писателе, говорится о том, как была создана сказка-быль. Необычное, сказочное содержится в самых первых словах произведения, в его названии — «Кладовая солнца». Какие могут быть у солнца кладовые, что хранится в них, и для кого предназначены эти запасы? О солнце автор пишет как о живом существе. С этим ребята уже встречались в сказках, о которых Пришвин говорил так: «...Вся наша сказка начинается правдой, и тот, кто ее рассказывает, думает только о правде». «Кладовая солнца» названа сказкой-былью, т. к. здесь правда переплетена с вымыслом.
Учащиеся находят в тексте портреты брата и сестры, следят за тем, как брат и сестра собираются за клюквой. Что взяла Настя, а что Митраша? Каждый из них брал то, что пригодится другому, они не допускали мысли, что могут поссориться. И вот «охотники за клюквой» вошли в сказочный и в то же время невымышленный мир природы. О том, что произошло на их пути, шестиклассникам предстоит еще узнать.
2 урок. Образ Солнца и борьба добра со злом в природе
Солнце занимает важное место в произведении. Не случайно оно упоминается и в заглавии сказки-были. Еще древние люди поклонялись солнцу, обожествляли его. Прошли века. С тех пор человек многое открыл, познал, исчезло религиозное поклонение солнцу, но люди так же с любовью относятся к нему. Пришвин помогает нам понять многие стороны жизни и поведения людей: их переживания, жизненные цели, обусловленные единством всего в природе нашей планеты.
Внимание учащихся привлекается и к авторским описаниям солнца, которое творит чудеса, вызывает волшебные превращения. Выразительно читается из III главы рассказ о Блудовом болоте, комментируются отдельные слова и выражения. «Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте. И когда, кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утреннем свете им открылось болото, как море». Солнце еще не появилось, мы становимся свидетелями удивительного мгновения — предрассветной темноты — момента единоборства тьмы и света, доброго и злого. На чьей стороне окажется перевес? Кто победит? Мгновение — и появляется первый утренний свет, серая дымка рассвета, «утро подвигалось все больше к рассвету». Все в природе пробуждается от сна, звуки заполняют Звонкую борину: «Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему. Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово!.. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное!..» Все они трудятся и «сказать не могут», а вот человеку дано произнести это жизнеутверждающее чудесное слово:
— Здравствуйте!
И вдруг
стало свежо и бодро,
Как будто вся земля сразу умылась,
и небо засветилось...
Вот тогда
как будто
над всеми звуками
вырвался,
вылетел
и все покрыл
особый, торжествующий крик,
похожий,
как если бы все люди
радостно
в стройном согласии
могли закричать:
— Победа, победа!
Это торжество встречи солнца. А вот и первые его лучи. Они, «пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетело пение птиц, посвященное восходу великого солнца».
Важно, чтобы учащиеся прониклись необычайной торжественностью и возвышенностью описания восхода солнца. Солнце названо великим. С его приходом все вокруг преображается, словно от прикосновения волшебной палочки. «Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце». Учащиеся сначала не понимают символики картины, воспринимают ее конкретно. Учитель обращается к ним:
Представьте, что солнце вышло посмотреть на свои владения и приняться за работу, а облако, злая сила, преградило ему путь. (В живых образах детям легче представить борьбу добрых и злых сил).
Чем же занято солнце? Почему все в природе так ждет его появления, радостно тянется к нему?
«...Солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло». Умирают растения, но солнечное тепло, полученное ими, остается в их телах и передается по наследству следующему поколению. Запасов накапливается так много, что солнце устраивает из них кладовые, где они хранятся веками.
Для кого? Для себя?
Нет, для других. Одной из таких удивительных кладовых солнца становится болото, с которым у людей не всегда устанавливались правильные отношения. Хранящиеся здесь несметные богатства достаются в наследство человеку.
Найдите еще одну кладовую, изображенную Пришвиным.
Учащиеся читают описание черного пня и приходят к выводу, что и это кладовая солнечного тепла, дающая приют живому населению леса: «...Большой черный пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. На него выползли из болот и припали к теплу шесть маленьких ящериц; четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие черные мухи прилетели ночевать. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону». Вот сколько жизней согрел один старый пень!
Где еще солнце откладывает свои сокровища, предназначенные для других?
Шестиклассники обращаются к описанию ягод: черники, брусники, голубики, костяники, клюквы, находят эпитеты, сравнения, метафоры. Учитель предлагает ребятам выбрать себе из сказки ягоду и рассказать, чем она понравилась.
Большинство учащихся выбирает чернику: она согрета особенно нежными чувствами автора. Здесь и ласкательные, уменьшительные суффиксы, и сравнения: стебелечек, листики, как крылышки, сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком. Целебна клюква. При сборе ее у некоторых людей развивается жадность. В ней как будто сосредоточились добрые и злые силы. В сказке упоминается и растение, цель жизни которого — служить людям, будто солнце дало этому скромному растению особое поручение — указывать путь человеку к палестинке, к самому заветному и желаемому в жизни. Находим описание ее в VIII главе. Это — трава белоус. Доброе растение показывало направление обхода топкой опасной елани. Не послушал ее Митраша и чуть было не попал в беду.
Между тем солнце завершает свой великий дневной путь и клонится к горизонту. Шестиклассники читают описание захода солнца.
Почему о солнце сказано, что оно «выбросило... на землю золотые ножки своего трона?
Солнце царственно и величественно. От него тянутся руки-лучи к растениям, животным, человеку. Все в природе взаимосвязано. И человек не живет обособленно от всего земного, в нем есть частица солнца, зерно той правды, которая идет от солнечного начала. Но за эту частицу надо бороться, утверждать доброе и разумное, преодолевать препятствия. Добро торжествует только в борьбе, побеждает тот, кто живет в дружбе с другими.
Как же поступать в жизни, чтобы торжествовало добро?
Учащиеся сопоставляют Травку и волка Серого помещика, находят первое упоминание о них, говорят о том зле, которое причинял людям волк, пересказывают главы о Травке.
Почему так страдала Травка после смерти Антипыча? Что значило для нее любить своего хозяина?
Какую правду «перешепнул» старик своему другу собаке?
Что у Травки от солнца?
Домашнее задание: выразительно прочитать отрывки — пути Митраши и Настеньки; подготовить устные сочинения на темы: «Солнце и его «кладовые» в описании М. Пришвина», «Как М. Пришвин показывает борьбу добра со злом в «правдивой сказке»?», «Какие трудности побороли Настенька и Митраша на пути к правде?»
3 урок. Настенька и Митраша на пути к правде
В начале урока прослушиваются устные сочинения, а затем учитель говорит о том, что брат и сестра — Настя и Митраша — сначала жили в дружбе и согласии, но, отправившись за клюквой, поссорились.
Почему? В чем причина их бед?
Мы видим, как вся природа: солнце, растения, птицы, животные ни на минуту не оставляли детей. Одни сочувствовали, другие предостерегали, третьи злорадствовали. Читаем о том, что происходило на Митрашиной и Настиной тропах.
Какую ошибку допустил Митраша?
Как нарастала жадность у Насти?
Как случилось, что она нашла палестинку?
На кого была похожа девочка, с жадностью набрасывавшаяся на клюкву?
Зачем Пришвин описывает лося, когда наступило прозрение у Настеньки? (Отмечается сказочный момент превращения Настеньки в прежнюю девочку).
Что такое олицетворение?
Как Настенька отнеслась после всего случившегося к своему поступку, к какой правде пришла?
Какая кладовая солнца вдруг открылась в ее сердце?
Что в «Кладовой солнца» от сказки и что от были?
Шестиклассники отмечают, что «Настя мучилась про себя за свою жадность», она поняла, что нет правды без дружбы, без заботы о других. Щедрость девочки — это частичка солнца в ее сердце.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение эпизода спасения Митраши, устное сочинение «Добро и зло на пути у Митраши и Настеньки».
4 урок. «Победа! Победа!»
Прослушиваются устные сочинения. Учащиеся читают эпизод спасения Митраши, отмечают такие его качества, как наблюдательность, ум, смекалку, выдержку, знание повадок животных и большую человеческую щедрость, проявившуюся в заключительной сцене, когда Митраша сказал: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!» Эта сцена особенно интересна: ведь Митраша не был хозяином собаки, но, «услыхав такой голос, такие слова, Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний, прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши». Так целовала Травка только своего любимого старого лесника.
Прочитав последнюю часть, шестиклассники делают вывод: брат и сестра встретились. Их поход за клюквой закончился счастливо, потому что дети нашли правду — надо жить в дружбе и согласии, думая и заботясь друг о друге, вместе намечая цели и осуществляя их. На пути к правде много трудностей и преград, но только вместе, в дружбе и доверии можно одолеть их, добиться победы.
Учащимся предлагается задание:
Прочитать наизусть слова о большой человеческой правде и объяснить их.
Раскрыть прямой и переносный смысл названия произведения.
Как сказочное изображение Настеньки и Митраши, солнца, растений, птиц, животных помогает понять глубину мысли автора?
Почему Антипыч не открыл сразу смысл слов о правде?
У Пришвина явления природы принимают прямое участие в жизни людей, становятся действующими лицами — это отмечали шестиклассники уже на предыдущих уроках. Умное, влюбленное отношение Пришвина к жизни лесного мира — идеал доброго, гуманного отношения ко всему живому миру.
Оживленная беседа возникает после выразительного чтения стихов В. Бокова «Солнце» и С. Викулова «И моя заслуга» (Они тесно связаны с темой сказки-были «Кладовая солнца»).
В конце урока учитель кратко анализирует темы домашних сочинений. Более слабым учащимся можно предложить описание небольших отрывков.