Цель: (О) Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой. (В) Формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части. (Р) Закреплять убеждения учащихся в рачительном отношении к природе. Оборудование: Продолжим раскрытие тем по произведению М.М.Пришвина Кладовая солнца. Задача урока - ответить на проблемные вопросы. Обсуждение темы будем вести в такой последовательности (это условный план, к которому придут учащиеся к концу урока): План. Записывается по ходу урока. А. Антипыч - один из героев сказки - были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Б. Роль Антипыча в произведении: Антипыч продолжает жить. 1)Хранитель тайны. 2)Антипыч глазами Травки. 3) Мудрость и душа народная. I. Объяснение материала. «Тр»Тропный» диктант (устно) 1) «Кладовая солнца» (метафора) 2) «Солнце… выбросило… на землю золотые (метафора) ножки своего тропа» 3) «Ёлочки - старушки» (эпитет) 4) «…у деревьев иногда выходило так, будто… (сравнение) горько плакал ребенок». 5) «Ель зарычала» (олицетворение) 1 1) Постановка проблемных вопросов: - Что есть правда? - Какая она? - Где живет? - Как ее найти? - Почему каждый сам должен искать правду? 2) Проверка домашнего задания (рассказ об Антипыче). - Антипыч - один из героев сказки - были М. М. Пришвина Кладовая солнца. - Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? (Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 - 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее травить (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее - Травка. Вывод: этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения. - Все-таки Антипыч жив или умер? ( Умер). Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно. Казалось, он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал). Словарная работа - Как зовут Антипыча? Этимология слова. Д.З. АНТИП — отчим (греч.) Имя Антип является народным вариантом канонического имени Русской православной церкви Антипа. Это имя имеет два возможных значения: 1) согласно церковному толкованию, это имя переводится с греческого как «упорный или крепкий; против всего»; 2) иногда происхождение имени Антип объясняют как усечение другого канонического имени – Антипатр: от греческого анти + патер. Усечение имени Антипатра, полководца и преемника Александра Македонского; ‘упорный, крепкий, против всего’ «Антипин. От крестильного имени Антип – отчим [греческий] – и его разговорных форм Антипа, Антипий, Антипкаобразовались фамилии: Антипин, Антипкин, Антипов, Антипьев. Интересно, что в русской демонологии антипка – загадочное существо, которое вылупляется из яйца, снесённого семигодовалым петухом; если это яйцо человек семь недель носит под мышкой, антипка станет выполнять все его желания» Антип - старинное русское имя, а может быть это отчество - Антипыч? - Кого мы зовем по отчеству? Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность. 3) Беседа по раскрытию темы урока. - Почему именно к Антипычу идут за советом? Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками. - Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки? Д.З. Не знавши броду, не лезьте в воду, Кто смел, тот два съел. Сколько лет Антипычу: 80 - мало, 100 - много? Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают загадки Антипыча, т. к. то, что не испытанно, то и не понятно. Антипыч - хранитель правды, тайны. - Что же это за правда? На прошлом уроке вы частично дали ответ на этот вопрос. (Зачитать из карточек!) Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете. - Вместе напишем синквейн о правде. Вспомним синквейн о Пришвине, мы выделили главное: Пришвин вытаскивает из человека наружу мечту. (Зачитать карточку!) - Сейчас мы с вами будем вытаскивать наружу правду из произведения «Кладовая солнца».
Вывод: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе. К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия. - Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? - Что понимала Травка и как будто не понимали люди? - Почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? - Борьбы против чего? Вывод: поступки людей определяют: с одной стороны - любовь к ним, с другой - эгоизм к ним же. Правда Антипыча состоит из борьбы за любовь, чтобы в суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит окружающим любовь, доброту, тепло, свет. Таким является Антипыч для людей. - А узнавала его Травка? (Все люди для нее делились на Антипыча и его врага.) Один - Антипыч с разными лицами, и другой человек - это враг Антипыча с разными лицами - это уже не один мудрый, добрый человек, но это все люди, если они добрые, умные, волевые. - Значит, какой человек Антипыч? (Добрый, мудрый, память о котором так и осталась и помогает жить, помогает живым.) - А Антипыч с разными лицами это кто? (Люди.) Вывод: это все люди, что добры и мудры, а вернее - это народ, его мудрость, его душа. Получается, мы говорим не об одном Антипыче, а обо всех героях произведения. - Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы: люди - природа. (Митраша, Настя, Травка, мать, отец, Антипыч, разведчики болотных богатств (геологи) - ель, сосна, волк - Помещик, тетерев - Косач, лось, змея, солнце, клюква, трава, пень.) - Каким одним словом можно назвать все эти перечисления? (Природа! ) Словарная работа. - Назовите слова одного корня к данному слову! (родник, Родина, родня, родители, народ, родственник) Есть один из перечисленных предметов природы, который очень схож с героем - человеком Антипычем. - Определите его. Что это? Это солнце! - Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот? Что схоже у героев? (Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.) Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча? Посмотрите на солнце! (Аппликация солнца с отдельными лучами на доске.) Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. Все мы разные, и каждый борется за место под солнцем, т. е. сосуществуем вместе. - Какое оно для всех - солнце? Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло. Правда солнца - та же правда Антипыча. Та же суть: любовь, добро, тепло, свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод ее омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека. ( - Спроси у них: у дуба, у березы: - говорит Есенин. - У нас, в России, лес за все в ответе: - восклицает Леонов в Русском лесе - Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю: - высказывается Пришвин.) - А что может взять у леса человек? (Все). - А конкретно наши герои? (Ягоды, грибы, торф - богатства) Действие происходит в Переславском крае в 1945 году, в первые послевоенные годы, особенно пострадали женщины с детьми, оставшиеся без мужей. ( Учащийся читает эпизод о пользе и важности леса в жизни человека. :шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили в лес собирать грибы, терн, лесные груши и яблоки. Это редкое послевоенное лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит, и здоровьем до нового лета. Лес давал строительный материал, из которого на пепелищах рубили избы. Лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь.) Природа - общенародное богатство. - Что такое богатство? Что мы понимаем под словом богатство? (Драгоценности, золото, деньги:) - А у вас есть богатство? (Нет.) - А какое богатство досталось детям от родителей? (Учащиеся перечисляют животных из произведения.) - А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? (Отношения между людьми (любовь, дружба, взаимопонимание), мечта.) - Так обладаете вы или нет богатством? (Каждый сам себе ответит на этот вопрос мысленно.) |