kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Загадка "Бесов" А.С. Пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы на тему "Загадка "Бесов" Пушкина" 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Загадка "Бесов" А.С. Пушкина"»

Цели урока

Познавательные:

  1. Расширить знания о творчестве А.С. Пушкина

  2. Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Бесы»

  3. Показать многозначность стихотворения

  4. Помочь понять основные смыслы стихотворения

Развивающие:

  1. Способствовать формированию у учащихся исследовательских, логических и аналитических способностей

  2. Способствовать совершенствованию навыка анализа художественного произведения у учащихся

  3. Способствовать развитию кругозора учащихся

  4. Способствовать развитию внимания к деталям у учащихся

  5. Способствовать совершенствованию навыков у учащихся грамотно строить свои высказывания, аргументировать свою позицию

Воспитательные:

  1. Воспитать интерес к творчеству А.С. Пушкина

  2. Воспитать уважение и интерес к поэтическому слову



Ход урока

Орг. Момент 1 мин


Беседа + слово учителя. 3 мин

С сегодняшнего дня мы начинаем работать над творчеством уж известного вам автора. Имя А.С. Пушкина вам, естественно, знакомо. (слайд с портретом. Спросить помнят ли дату жизни, потом вывести на экран). Именно с ним мы и будем продолжать знакомство в течение всей второй четверти. - «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», - так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А. Т. Твардовский. (Александр Трифонович). Некоторые произведения Пушкина уже известны вам, какое из них впечатлило вас больше остальных? Почему?

Ответы могут быть любыми.

Творчество Пушкина отличается особым разнообразием. Это понятно даже из того, что вы сказали о его произведениях. А.С. Пушкин занимался прозой, драматургией, поэзией, писал критические статьи, занимался переводами, публицисткой, а также увлекался историей. Кроме того в своем творчестве Пушкин затрагивал множество тем, волнующих людей и по сей день. Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов: ( лицейский период (1813-1816 гг.), Петербургский период (1817-1820 гг.), период

Южной ссылки (1820-1824 гг.), период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.), творчество II половины 20-х годов (1826-1830 гг.), творчество периода

Болдинской осени (1830 г.), творчество 30-х годов (1831-1836 гг.).

/годы не называть/)

Мы с вами будем говорить о произведениях написанных в 30е годы и Болдинскую осень (осень 1830 года). Это время - вершина творчества Пушкина. Завершен «Евгений Онегин», написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» «Сказка о попе и работнике его Балде» и многое другое. В 30е Пушкин начинает работать над реалистической прозой, в это время его особенно волнует тема истории. Лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия.



Тема урока + ЦУ

Запишите тему урока: «Загадка «Бесов» Пушкина. На уроке мы попробуем разобраться, в чем загадочность этого стихотворения, и попробуем понять его основные смыслы.


История создания. Беседа + слово учителя .

Дома вы уже прочитали стихотворение. Для того, чтобы полностью понять и целостно интерпретировать стихотворение "Бесы", нужно уделить внимание тому, кто создал это творение. "Бесы" действительно служат отражением состояния внутреннего мира Пушкина. Как вы полагаете, какие чувства были у автора во время написания этого стихотворения, в каком состоянии он прибывал?

Ответы. В состоянии раздумий над жизнью, философских размышлений, легкой депрессии и т.п.

На самом деле, что касается условий создания «Бесов», то можно сказать следующее:

31 августа 1830 года А.С. Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. Перед женитьбой он приехал в деревню, чтобы устроить свои денежные дела. В селе Болдино он надеялся пробыть две недели, но из-за эпидемии холеры пробыл там почти три месяца (до 27 ноября 1830). Я прочту вам отрывки из писем Пушкина той поры, и мы выясним, правы ли мы были на счет состояния поэта.

Письмо Пушкина к Плетневу (Петру Александровичу. Критик и поэт пушкинской эпохи) в Петербург: « Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Дела будущей моей тещи расстроены, свадьбы моя отлагается день ото дня далее… осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает, а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда….»

Из письма Н.Н. Гончаровой: «… Я совершенно пал духом. Мне объявили, что устроено пять карантинов отсюда до Москвы… Будь проклят тот час, когда я решился оставить вас и пуститься в эту прелестную страну грязи, чумы и пожаров… Я бешусь. Но свадьба, по-видимому, всё убегает от меня, и эта чума, с её карантинами, - разве это не самая дрянная шутка, какую судьба могла придумать?»

Между стихотворением «Бесы» и пушкинскими письмами существует связь и даже лексические переклички. Обратите внимание на слайд.

Письма

Стихотворение

Я тотчас собрался в дорогу и поскакал…

Страх меня пронял…

Я бешусь…

Мы окружены карантинами…

Ямщик мой останавливается…

Я решился продолжать мой путь…


Еду, еду в чистом поле…

Страшно, страшно поневоле…

В поле бес нас водит, видно…

Закружились бесы разны…

Кони стали…

Кони снова понеслися…


Пушкинские письма повторяют не только многие слова и образы «Бесов», но и отчасти сюжет, положенный в основу произведения (он напоминает «эпизоды бегства» Пушкина из Болдина, описанные им самим и его современниками).


В стихотворении удивительно точно описано душевное состояние поэта: страх, мистический ужас, надрыв, обычно ему несвойственный. И всё же, несмотря на многочисленные лексические, образные и сюжетные переклички с письмами, «Бесы» рассказывают нам несколько другом.

Прослушивание стихотворения

Теперь давайте обратимся к тексту. Прослушайте текст и обратите внимание на то, какие чувства вызывает стихотворение?





Работа с иллюстрациями. 2 мин.

Тревоги, волнения, страха.

Если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к нему, как бы вы это сделали? Какие краски бы преобладали?

Черные, серые, мутные.

Над иллюстрациями к «Бесам» уже работали некоторые художники И. Симаков, Н. Каразин, И Вакуров, О. Монтлевич, Г. Клодт. Показать 3-4 иллюстрации на слайде.

Какая кажется вам наиболее точной? Соответствуют ли они вашему видению? Почему?

Прокомментировать, что синий цвет не случаен: согласно древним верованиям бес может быть не только черным, но и синим.


Давайте обратимся к названию стихотворения и одному из основных образов. Кто такие бесы? Встречался ли вам это образ в литературе или фольклоре?

Ответы.

Седина — в бороду, а бес — в ребро.

Рассыпаться мелким бесом

Бес (черт) попутал.

Бес в него вселился.

Бесы - Враждебные человеку злые духи, христианской мифологии, встречающиеся в легендах разных народов. По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых "нечистых" животных или прикидываться человеком. Само слово бес является общеприменимым ко всей нечистой силе.



Сколько композиционных частей вы бы выделили в стихотворении? Почему?

Три.

Первая часть стихотворения носит более спокойный характер, здесь раскрывается тема дороги. Вторая часть "Бесов" - это возникновение препятствий, которые благодаря поэзии приобретают символический смысл. Это философское настроение превращает бытовую тему стихотворения в серьезное и наполненное глубинным смыслом повествование. Постепенно движение кибитки осложняется и становится понятно, что дальше двигаться будет очень тяжело. Третья часть стихотворения - это яркая кульминация этого сюжета, когда человек оказывается в безвыходном положении, так как он бессилен перед лицом вьюги. И мгновенно ситуация меняется, когда кони снова двигаются вперед, конфликт, поднятый в стихотворении, разрешается





Беседа. Анализ стихотворения.

Какая жизненная ситуация описана в стихотворении?

Путник во время метели сбился с дороги.

Определите время и место действия, хронотоп?

Ночь, равнина.

Верно ночью путник сбился с пути во время метели, казалось бы совершенно бытовая ситуация для 19 века, однако в данном стихотворении она обретает особое философское звучание.

Обратите внимание на первую строфу. В чем особенности ее построения? Если сразу не ответят попросить обратить внимание на 1ю, 5ю, 7ю строчки.

Используются повторы.

Для чего в этом тексте нужны повторы?

Для усиления и нагнетания обстановки.

Почему автор использует инверсию (сказуемое стоит перед подлежащим)?

Акцентировать внимание на действии.

Какие средства художественной выразительности использованы в первой строфе?

Эпитеты, сравнение. «невидимкою луна», «чистое поле», «снег летучий», «неведомые равнины», «мутно небо»

Какое чувство передают эпитеты?

Страх. Состояние лирического героя.

Обратите внимание на эпитеты «мутно небо, ночь мутна»? о чем они говорят?

О запутанности, непонятности, нечеткости.




Какая часть стихотворения постоянно повторяется?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.


Каким термином называют строчки или строфу, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении?

Рефрен

Если не назовут, то записать.

С какой целью используется рефрен?

Чтобы показать круговое движение. Путник и ямщик словно оказались в замкнутом круге.




Сколько персонажей в этом стихотворении?

Два. Ямщик и путник.

Верно. Каждый из них видит бесов по-своему. А кто такие бесы?

Ответы

Бесы - Враждебные человеку злые духи, христианской мифологии, встречающиеся в легендах разных народов. По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых "нечистых" животных или прикидываться человеком. Само слово бес является общеприменимым ко всей нечистой силе.

Давайте разберемся, какими видит бесов ямщик. Найдите во второй и третьей строфе описание действий беса, которого видит ямщик


В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам


вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон - теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой".


Таким образом, ямщик видит беса-озорника, оборотня, который играет, кружит и т.д.


Как же его видит путник? Найдите в стихотворении описание бесов, которых видит путник


Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;


Бесконечны, безобразны,


Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...


Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?


Путник видит «духов» занятых своими непонятными делами и вызывающими жалость, «надрывающих сердце» своим визгом и воем.

Важно, что в тот момент, когда «кони снова понеслись», наступает кульминация: бесы приобретают вполне реальные черты, теперь их видит не только ямщик, не кони, а сам седок, обозначенный лирическим «я»

Какие предложения преобладают во второй и шестой строфах, то есть строфах описывающих бесов в видении ямщика и путника?

Вопросительные и восклицательные

Для чего они используются?

Чтобы передать эмоции на уровне синтаксиса.

Найдите строчки, характеризующие основное состояние, эмоции лирического героя.

Страшно, страшно..

Сбились мы. Что делать нам?

Сил нам нет кружится доле.

Как вы думаете, что могут символизировать бесы в данном стихотворении?

Человеческие страсти, которые сбивают с истинного пути + рок, какие-то мистические силы. Многозначный образ.

Автор постоянно акцентирует внимание на образах дороги, коней, вьюги,. Давайте попробуем понять, что обозначают эти образы.

Что может символизировать дорога?

Жизненный путь

А кони? Если не ответят, то можно подсказать. Если кони несутся, останавливаются, тяжело идут, что может быть связано с этим образом?

Движение вперед по жизненному пути.

Что обозначает вьюга, буран, метель.

Запутанность, потерянность.

Интересно, что в народных суевериях во время метели вступает в свои права нечистая сила, враждебная и неподвластная человеку.

Что может обозначать дорога, потерянная в метели? Это нам уже встречалось в повести Пушкина «Метель» и еще встретится к «Капитанской дочке».

Вмешательство судьбы, рока в жизнь человека.


Таким образом, «Бесы» могут интерпретироваться как символическое изображение жизни человека, заблудившегося или заблудшего. Такое прочтение поддерживается устойчивой и актуальной именно для Пушкина метафорой дороги как жизненного пути. Но не будем забывать о времени, в которое было написано данное стихотворение. Оно может рассматриваться и как огромное обобщение переживаний Пушкина того времени, переведенных на специфически образный язык искусства. «Бесы» — своеобразный итог пушкинских раздумий о жуткой жизни николаевской, России. Тогда мы можем говорить не просто о сбившемся с пути человеке, который не знает, что ему делать дальше, а о выражении общественной атмосферы России конца 1820х, после подавления восстания декабристов.



Запись вывода. 4 мин

Давайте запишем вывод:

«Бесы» – сложное стихотворение, несущее в себе глубокий поэтический и философский подтекст. Стихотворение может быть рассмотрено как отражение кризисного душевного состояния поэта; как символическое изображение жизни человека, сбившегося с пути и как выражение общественной атмосферы России конца 1820х. Все стихотворение — сложный сплав многообразных элементов пушкинского отношения к жизни, к своей судьбе, к окружающей действительности







2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок "Загадка "Бесов" А.С. Пушкина"

Автор: Шульга Оксана Сергеевна

Дата: 28.05.2020

Номер свидетельства: 551716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "" Конспект урока  литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3"
    ["file_id"] => string(6) "145660"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418973814"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина"
    ["seo_title"] => string(39) "ighra_viktorina_po_skazkam_a_s_pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "376079"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483737499"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока на тему " А.С.Пушкин  "Сказка о золотом петушке" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-a-s-pushkin-skazka-o-zolotom-pietushkie"
    ["file_id"] => string(6) "107021"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403155950"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока-КВН по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-kvn-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "216203"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432899630"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Открытый урок по русскому языку на тему "Не с глаголами""
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytyiurokporusskomuiazykunatiemuniesghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "306415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458127404"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства