Тема урока: Внеклассное чтение. Литературная сказка
«А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Цели: учить относить сказку к разряду, доказывать выбранный разряд опираясь на текст сказки, анализировать поступки героев сказки, закрепить знания о произведениях Пушкина А. С.; обучать выразительному чтению; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к литературной сказке, творчеству А. С. Пушкина.
Оборудование: учебник, карточки с силуэтами петушков.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Если у вас на столе есть учебник поставьте руку на локоток, дневник другую руку на локоток, тетрадь, пенал опустили руку. Посмотрели друг на друга если все сидят одинаково значит все готовы к уроку.
2. Актуализация знаний
- сейчас я скажу несколько предложений, а вы попробуете выяснить, что объединяет эти слова, это и будет темой нашего урока:
- В некотором царстве, в некотором государстве
- Жили – были дед и баба
- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве
- Мы с вами будем работать по сказкам.
- На какие группы можно разделить сказки по авторству?
- Как делят группы по разряду?
- Для чего создавались сказки?
- А вот по какого автора вы сейчас сами ответите.
1. Я предлагаю вам три автора, выберите одного и объясните, почему выбрали именно его
И.А. Крылов
А.С. Пушкин
В.А. Жуковский
Мы выбрали автора и сказку, значит целью нашего урока будет продолжать знакомство с творчеством Пушкина и его литературными сказками.
Отгадайте загадку: «всех я вовремя бужу хоть часов не завожу…»
Назовите сказку А.С. Пушкина, где героем является петух:
«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
3. Работа по «Сказке о золотом петушке»
- Давайте вспомним начало сказки. Благодаря зачину сказки мы окунаемся в таинственный сказочный мир, знакомимся с героями, видим завязку сюжета.
- Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.
Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток».
Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)
– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?
задиристый
грозный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
– Докажите словами текста, что царь был задиристым.
(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)
– т.е. право определял силой.
- В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)
- – В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.
(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)
– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?
(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)
– Почему вы считаете, что царь был жадным?
(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)
– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.
–Докажите злость Дадона.
(Со злости Инда плакал)
– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)
– Когда проявилась глупость царя?
(Волю первую твою
Я исполню, как мою)
– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)
- Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.
Словарная работа:
Инда – иногда
Рать – войско
Звездочет, мудрец- тот, кто предсказывал будущее
Темя – часть головы
Стан – место для остановки, передышки
Надгробного кургана – захоронения
– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)
– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)
– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)
– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?
– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)
– Добро и зло – это неделимые, вечные начала.
– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)
–Докажите словами текста
(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)