kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему " А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Внеклассное чтение. Литературная сказка                                                                       

  «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цели: учить относить сказку к разряду, доказывать выбранный разряд опираясь на текст сказки, анализировать поступки героев сказки, закрепить знания о произведениях Пушкина А. С.; обучать выразительному чтению;  развивать речь, мышление;  воспитывать интерес к литературной сказке, творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование: учебник,  карточки с  силуэтами  петушков.

 

ХОД УРОКА

 

  1. Организационный момент

Если у вас на столе есть учебник поставьте руку на локоток, дневник другую руку на локоток, тетрадь, пенал опустили руку. Посмотрели друг на друга если все сидят одинаково значит все готовы к уроку.

 

2. Актуализация знаний

- сейчас я скажу несколько предложений, а вы попробуете выяснить, что объединяет эти слова, это и будет темой нашего урока:

  • В некотором царстве, в некотором государстве
  • Жили – были дед и баба
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве
    • Мы с вами будем работать по сказкам.
    • На какие группы можно разделить сказки по авторству?
    • Как делят группы по разряду?
    • Для чего создавались сказки?
  •  А вот по какого автора вы сейчас сами ответите.

1. Я предлагаю вам три автора, выберите одного и объясните, почему выбрали именно его

И.А. Крылов
А.С. Пушкин
В.А. Жуковский

Мы выбрали автора и сказку, значит целью нашего урока будет продолжать знакомство с творчеством Пушкина и его литературными сказками.

Отгадайте загадку: «всех я вовремя бужу хоть часов не завожу…»

Назовите сказку А.С. Пушкина, где героем является петух:

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»

3. Работа по «Сказке о золотом петушке»

- Давайте вспомним начало сказки. Благодаря зачину сказки мы окунаемся в таинственный сказочный мир, знакомимся с героями, видим завязку сюжета.

  • Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.

Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток».

Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

задиристый
грозный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный

– Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право определял силой.

  • В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)

– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)

  • – В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости   Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

- Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

 

Словарная работа:

Инда – иногда

Рать – войско

Звездочет,  мудрец- тот, кто предсказывал будущее

Темя – часть головы

Стан – место для остановки, передышки

Надгробного кургана – захоронения

– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему " А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке" »















План – конспект открытого урока.




Внеклассное чтение. Литературная сказка


«А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»



(5 класс)
















Подготовил:

учитель русской словесности

Зайцева О. В.













Тема урока: Внеклассное чтение. Литературная сказка «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цели: учить относить сказку к разряду, доказывать выбранный разряд опираясь на текст сказки, анализировать поступки героев сказки, закрепить знания о произведениях Пушкина А. С.; обучать выразительному чтению; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к литературной сказке, творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование: учебник, карточки с силуэтами петушков.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

Если у вас на столе есть учебник поставьте руку на локоток, дневник другую руку на локоток, тетрадь, пенал опустили руку. Посмотрели друг на друга если все сидят одинаково значит все готовы к уроку.


2. Актуализация знаний

- сейчас я скажу несколько предложений, а вы попробуете выяснить, что объединяет эти слова, это и будет темой нашего урока:

    • В некотором царстве, в некотором государстве

    • Жили – были дед и баба

    • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

      • Мы с вами будем работать по сказкам.

      • На какие группы можно разделить сказки по авторству?

      • Как делят группы по разряду?

      • Для чего создавались сказки?

    • А вот по какого автора вы сейчас сами ответите.


1. Я предлагаю вам три автора, выберите одного и объясните, почему выбрали именно его

И.А. Крылов
А.С. Пушкин
В.А. Жуковский

Мы выбрали автора и сказку, значит целью нашего урока будет продолжать знакомство с творчеством Пушкина и его литературными сказками.

Отгадайте загадку: «всех я вовремя бужу хоть часов не завожу…»

Назовите сказку А.С. Пушкина, где героем является петух:

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»


3. Работа по «Сказке о золотом петушке»

- Давайте вспомним начало сказки. Благодаря зачину сказки мы окунаемся в таинственный сказочный мир, знакомимся с героями, видим завязку сюжета.

    • Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.

Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток».

Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)


– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

задиристый
грозный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный

– Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право определял силой.

    • В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)


– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)

    • – В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

- Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.


Словарная работа:

Инда – иногда

Рать – войско

Звездочет, мудрец- тот, кто предсказывал будущее

Темя – часть головы

Стан – место для остановки, передышки

Надгробного кургана – захоронения


– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста


(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)


– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)


– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

    • Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)


Физминутка.


И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но царица молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела»


4. Продолжение работы над сказкой

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?


Петушок

верный
справедливый

(На слайде поочередно выходят слова, характеризующие петушка)

– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)

    • Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)


5. Работа с пословицами и поговорками.

– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?

  • Не рой другому яму – сам туда попадешь.

  • Правда суда не боится.

  • По правде и сила.

  • Пока жареный петух в голову не клюнет…

– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)


    • Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)


6. Рефлексия

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)

- У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какими положительными качествами наделён петушок в сказке, за пределами контура петушка напишите отрицательные качества царя Дадона, с которыми петушок боролся.

    • Вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни?


7. Закрепление.


– Давайте закрепим, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831 г.

  • «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831 г.

  • «Сказка рыбаке и рыбке», 1833 г.

  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833 г.

  • «Сказка о золотом петушке», 1834 г.




8. Итог урока

    • Итог урока хочу подвести вашими мыслями.

    • Чему научила вас эта сказка?

    • Чему учат все сказки Пушкина?
      – Закончить наш урок я хочу словами Пушкина:

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»


9. Выставление оценок, оценивание работы учащихся.


10. Домашнее задание:

подобрать загадки, так чтобы отгадка были герои сказок, или же предметы их сказок Пушкина, если не получится найти, попробуйте составить загадку сами.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему " А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке"

Автор: Зайцева Оксана Викторовна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107021


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства