Цели: Ввести в круг чтения 5-классников произведения зарубежных писателей . Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества, дать первичное представление о произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера», характеристика героев произведения .Развивать речь, творческие способности детей, умение работать в группе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания: А. Волков «Изумрудный город», написать письмо герою сказки.
-Что мы узнали об авторе сказки?
-Сказка что же это такое?
- Чем отличаются народные сказки от литературных?
III. Новая тема: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».
-Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ» (иностранная, писатели из других стран) .Что такое зарубежная литература?
– Открывает раздел отрывок из сказки английского писателя Джонатана Свифта «Приключения Гулливера».
- Дома вы читали отрывок из произведения Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»
Словарная работа:
вскарабкались - залезли, поднялись
врассыпную – в разные стороны
колышки- мелкие колья
помост- возвышение, площадка из досок
одурманенный- не способный что-либо воспринимать
лужайка- небольшой луг, поляна
кувыркнулись- перевернулись
- Кто главный герой книги?
- Кем был по профессии Гулливер?
- Как его прозвали лилипуты?
– Как Гулливер попал в страну лилипутов?
(Просмотр отрывка из мультфильма)
Беседа по вопросам:
– Что вас особенно поразило?
– Каким вам показался Гулливер?
– А что вы можете сказать о человечках, живущих в необыкновенной стране?
- Почему лилипуты себя так ведут по отношению к Гулливеру?
- А какое поведение Гулливера?
– Как вы думаете, откуда они появились? Кто их придумал?
– Когда вы в первый раз встретились со словом «лилипут»?
(На экран проецируется портрет Джонатана Свифта.)
- Да, лилипутов придумал Джонатан Свифт. Его книга, предназначенная для взрослых, со временем перешла в разряд детских.
(Стук в дверь, входит Джонатан Свифт)
-Добрый день, господа! Имею честь представиться! Джонатан Свифт. Очень рад нашей встрече.
-Я уверена, что каждый из ребят желал бы встретиться с писателем, узнать о его творчестве. Расскажите, пожалуйста, о себе.
- О себе? С большим удовольствием! Я родился в Ирландии, в 17 веке, 30 ноября 1667 году в городе Дублине. Отец к тому времени уже умер. Семья жила очень бедно. Дядя взял меня к себе на воспитание. Меня заставили изучать богословие, хотя я этого не хотел. Позже переехал в Англию. Там начал писать. Потом судьба меня опять забросила в Ирландию. Жил я в бедной деревушке, работал священником. Свой роман «Путешествие Гулливера» я написал в 18 веке, в 1726 году. Создавал его 10 лет.
- Как у вас возникла мысль написать эту книгу, что помогло?
-Что мне помогло? Я использовал народные сказки о карликах и великанах, книги о путешествиях. Но, хочу заметить, роман мой очень серьёзный.
- Спасибо. Несмотря на серьёзность вашего романа, он очень интересен и занимателен, поэтому стал одной из самых весёлых и любимых детских книг.
- Господа, познакомьтесь с моим любимым великаном. Это герой романа «Путешествие Гулливера» корабельный врач, затем капитан Лемюэль Гулливер. (На интерактивной доске портрет Гулливера)
- Гулливер- Догадливый, способным к состраданию, сильный, добрый, большой, благородный человек.
-А ваши лилипуты смелые, чуткие, быстрые, крошечные человеческие существа , благодаря чему Гулливер становится настоящим великаном в их стране и получает прозвище Человек-Гора.
-Спасибо вам, дорогой писатель за ваш визит и интересный рассказ о себе.
- Дорогие ребята , любите литературу и учитесь хорошо! До свидания.
-До свидания, мистер Свифт!
Образ Гулливера
Это имя известно всем. Гулливер — неутомимый путешественник, а рассказы о необычных путешествиях и приключениях мы читаем всегда с большим интересом.
Многое привлекает нас и в характере Гулливера. Он целеустремленный, человек с большим желанием учиться, познавать мир. Мечтал стать моряком. Уходя в плавание, он всегда запасался большим количеством книг и все свободное время посвящал чтению. Оказавшись пленником лилипутов, Гулливер изучает их язык, обычаи, нравы, государственное устройство. Благодаря своему гигантскому росту он видит все происходящее в королевстве как на ладони. Всегда находил выход из любой ситуации, оставаясь верным чести и долгу. Гулливер ведет себя миролюбиво и доброжелательно.
Лилипуты
Лилипуты — человеческие существа не более шести дюймов ростом. Очень храбрые ,смелые , они изучают военное ремесло, готовы сражаться за свои земли.Природа приспособила зрение лилипутов к окружающим их предметам: они хорошо видят, но на небольших расстояниях.
У лилипутов хорошо развиты математические науки — так, например, они измерили рост Гулливера с помощью квадранта и определили, что он находится в соотношении 12:1 к лилипутскому, рассчитав его объём равным по крайней мере объёму 1728 тел лилипутов. На этом основании ему выделяют провизию. При этом лилипутам не известно огнестрельное оружие и механические часы.
Работа в группах :
Работа с текстом
1группа
Почему Гулливер вскрикнул от удивления?( найдите в тексте)
Что в первую очередь решил попросить Гулливер у лилипутов?
Как он это сделал?
2 группа
Как Гулливер определил, что перед ним стоит важная особа? ( найдите в тексте)
Чем они кормили великана?
Почему Гулливеру после вина сразу захотелось спать?
Физминутка
Работа в группах : Математическая минутка
Ребята, а как вы думаете, можно ли выбить дно у бочки и осушить ее за несколько глотков?
Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется 96 см( 96:12=8 см)
Рост лилипута 6 дюмов ,1 дюм- 2,5 см. Сколько же сантиметров рост лилипута?(6х 2,5=15 см)
Рост взрослого лилипута -15 см ,а рост Гулливера на 12 раз больше. Каков рост Гулливера? (15х12=180 см.)
Составление постеров
1 группа : Характеристика Гулливеру
2группа : Характеристика лилипутам
Подведение итогов:
- Что такое зарубежная литература?
- С каким автором зарубежной литературы мы сегодня познакомились?
- Какую страну он придумал? Как называются маленькие человечки, которые там живут?
- Кто же к ним попал на остров?
- Как его встретили лилипуты?
- Как вы думаете, почему они с ним так поступили?
-Что особенно поразило Гулливера в лилипутах? (необыкновенная храбрость)
- Какие чувства испытывал великан по отношению к лилипутам?
- Чему же учит это произведение?
«Путешествие Гулливера» учит людей видеть обман и лицемерие, ненавидеть зло, бороться за свободу и справедливость, горячо любить правду. Гулливер познав мир и проблемы "маленьких" и "больших" человечков - в конечном итоге становится настоящим гигантом среди людей, но только после того как начинает понимать, что действительно важно быть великим внутри, а не снаружи.
VII. Домашнее задание
-Ребята, когда человек оказывается далеко на острове по среди океана как отправляет послания ?
- Правильно, в бутылке. Сегодня мы тоже получили письмо от нашего любимого героя. Только в бутылке домашнее задание .