Урок русской литературы на тему «Былины. Виды былин».
Урок русской литературы на тему «Былины. Виды былин».
Дать понятие былины; познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки; развивать творческие способности учащихся через стратегии RWCT.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы на тему «Былины. Виды былин».»
Урок в 5 классе на тему «Былины. Виды былин».
Цель: дать понятие былины; познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки; развивать творческие способности учащихся через стратегии RWCT.
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Этап усвоения новых знаний.
Работа с термином «былина».
- Что вы можете сказать об этом слове? От какого слова оно произошло?
Былина- рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили.
3. Сравнение терминов «сказка» и «былина» (можно по группам)
4. Работа по группам с использованием стратегии «ЖИГСО»
Деление на домашние группы по 5 человек.
Разделение на экспертные группы.
1 экспертная группа – ВИДЫ БЫЛИН.
2 экспертная группа – МИР БЫЛИН.
3 экспертная группа – ГЕРОИ БЫЛИН.
4 экспертная группа – КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН.
Возвращение в домашние группы.
1 экспертная группа.
Виды былин (схема)
ГЕРОИЧЕСКИЕ
(В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКНОВЕНИЕ,
СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ).
СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫЕ
( НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР, СОПЕРНИЧЕСТВО)
2 экспертная группа.
Мир былин (конспект)
Пространство и время условные, необычные.
Герои одни и те же, борются с фантастическими существами.
Место действия - Киев – столица русской земли.
Время действия - правление князя Владимира (10 -12 в.в.)
3 экспертная группа.
Герои былин (таблица)
Богатыри
Общее
Отличия
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,
ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
ПРЯМОТА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СТРЕМЛЕНИЕ К СПЛОЧЁННОСТИ, БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ
АЛЁША ПОПОВИЧ
САМЫЙ МОЛОДОЙ, «НАПУСКОМ СМЕЛ», ХИТЁР, ЖИЗНЕРАДОСТЕН, ВЕСЕЛ
Композиция былин (кластер)
ЗАПЕВ ЗАЧИН
КОМПОЗИЦИЯ
РАЗВЯЗКА КУЛЬМИНАЦИЯ
А) Запев (для привлечения внимания).
Б) Завязка действия (поручение).
В) Развитие действия.
Г) Кульминация (подвиг богатыря).
Д) Развязка действия (расправа с врагом).
Особенности былинного стиха (план).
Речитатив (полупение).
12-14 слогов, три ударения в строке, интервалы безударные от 1-го до