kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок повторения по разделам учебника литературы 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит учащимся в занимательной форме повторить материал учебника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок повторения по разделам учебника литературы 4 класса»


На протяжении нескольких лет работаю над проблемой : « Развитие творческой и познавательной деятельности учащихся.» Поэтому , на своих уроках использую такие формы и методы , которые направлены на развитие логического мышления и творческого потенциала учащихся.Уделяю большое внимание театральному искусству и выразительному чтению учащихся , использую репродукции картин известных художников , прослушиваю музыкальные произведения русских , казахских и зарубежных композиторов. Считаю продуктивной методику интерактивного обучения . Активно работаю по внедрению рекомендаций и передового опыта таких педагогов как Шаталов , Лысенкова , Амонашвили , Караев.

Активизировать творческую деятельность учащихся мне помогают сочинения , кроссворды , ребусы , деловые игры , творческие задания .По форме свои уроки я строю в виде путешествий , соревнований , вернисажей , интеллектуально - познавательных игр.

Это один из моих уроков построенный по этим принципам.


Урок литературы в 4 классе

    Тема урока : Обобщение и систематизация знаний по разделам учебника литературы.

Цель:

    В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных пройденных произведений.

    Задачи:

    1) Обучающая: Систематизация знаний полученных учащимися по изученным разделам учебника литературы.

    2) Развивающая: развитие логического мышления учащихся , создание условий для творческого развития личности ребенка на уроке.

    3) Воспитывающая: воспитывать интерес к чтению и любовь к книге .  

   Форма урока : «Литературный ринг».

Оборудование : плакат « Книгу прочитал - умнее стал , музыкальные заставки , секундомер и колокольчик для отсчета времени эмблемы для капитанов команд , книжные выставки, интерактивная доска , электронный учебник.

Ход урока:

    I. Организационный момент.

    1 Построение команд.

    2. Выборы капитанов.

    II. Разминка команд Игра: «угадай - героя»

    1 .Всех на свете он добрей,

     Лечит он больных зверей.

     И однажды бегемота,

     Вытащил он из болота.

     Он известен, знаменит

     Это доктор ...( Айболит).

    2. На сметане мешен,

     На окошке стужен.

      Круглый бок, румяный бок,

     Покатился... ( Колобок).

    3. Для него прогулка праздник.

    И на мед особый нюх,

     Это плюшевый проказник

    Медвежонок... (Вини - Пух).

    4. Всех он любит неизменно,

     Кто б к нему не приходил

     Догадались ? Это.

     Это Гена... (Крокодил).

    

III. Вступительное слово учителя.

    Наш сегодняшний урок пройдет в виде соревнования , под названием « Литературный ринг».

     Так как, он будет состоять из трех раундов - как в настоящем соревновании на боксерском ринге . Только соревноваться вам надо не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности. Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные Буратино и Чиполлино, и их враги - злые и коварные Карабас - Барабас и синьор Помидор. Словом , мы побываем в стране литературных героев в разных ее областях - поэзии и детектива, загадок и развлечений.

     В нашей игре примут участие две команды, давайте дадим командам названия. Пусть первая команда называется «Молодцы» , а вторая - «Умники».Теперь я попрошу капитанов команд пожать друг другу руки и дать обещание изо всех сил бороться за победу своей команды. Капитаны, клянетесь ? Тогда получите ваши отличительные знаки-эмблемы. Конечно, для того , чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи - жюри.

     Сегодня членами жюри согласились быть ( представляю членов жюри).Сразу предупреждаю, что для обдумывания ответа на каждый вопрос командам будет предоставляться по 30 секунд. Итак, команды готовы. Жюри на своем боевом посту. Наша встреча начинается. И для его торжественного открытия я предлагаю вспомнить пословицы об учении (ответы учащихся из двух команд). А моя самая любимая пословица такая : « Чтение- вот лучшее учение» А почему это так , вам подскажет плакат , который украшает нашу аудиторию.(чтение пословицы хором: : «Книгу прочитал - умнее стал ») Я объявляю первый раунд. В нем три задания. Но сначала давайте послушаем маленький музыкальный отрывок. Звучит Прелюдия № 7 Ф.Шопена . Эта музыка настроила нас на возвышенный лад , потому что первый раунд мы решили посвятить области страны литературии , которая называется «Поэзия» А вы любите стихи ? Сейчас я проверю , хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Давайте условимся - я начну читать стихотворение , а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. (Читаю вслух по очереди для каждой из команд начала следующих стихотворений.)

IV.Основная часть :

     1. Раунд «Поэзия ». Тур «а».

    1. Попрыгунья Стрекоза …

     (И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»)

    2. Знайте , вот что не безделка:

    Ель в лесу , под елью белка...

    (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

    3. Чародейскою зимою

     Околдован лес стоит …

     (Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою».)

    4. Печальная береза

     У моего окна…

     ( А.А.Фет «Печальная береза».)

    5. Tри девицы под окном

     Пряли поздно вечерком.

     ( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».)

    6. Еду.Тихо.Слышны звоны

     Под копытом на снегу …

    ( С.А.Есенин.» Пороша».)

     Я смотрю , вы хорошо знаете поэзию , жюри предстоит нелегкое решение - выбирать из сегодняшнего состязания того, кто знает ее лучше.

I. Раунд «Поэзия» тур «Б»

     Второе задание поэтического раунда - кто больше найдет риф к заданному слову. Капитаны возьмите листки бумаги и ручки. Первое слово - «урок». Жду 30 секунд, а учащиеся пишут рифмы к этому слову. Второе слово - «работа» (Действия прежние)

1. Раунд «Поэзия» тур «В»

     Последнее состязание поэтического раунда - надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком , угадав его по окончаниям строчек. Я называю вам рифмы , а вы вспоминаете стихи и их автора.

    1. сосновых , суровых , моя , меня.

    (А.С.Пушкин «Няня»)

    2. ручьи , соловьи , весною, листвою.

   ( А.Н.Плещеев «Весна»).

    З.золотые , речные , затона , небосклона.

     (С.Н.Есенин «С добрым утром».)

    4. кругом , над лугом ,цветущий , ползущий .

     (А.Блок. «Полный месяц встал над лугом»)

    5. гуляет, подгоняет , в волнах , парусах .

    (А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)

    6. моя , края .

   ( Плещев «Птичка»)

     Первый раунд завершен. Я убедилась , что вы показали себя настоящими знатоками поэтической литературы.

     Можно ли попросить жюри объявить нам результаты первого раунда ? (жюри сообщает итоги начальных соревнований).

     Звучит музыкальная заставка композитора В.Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

     В каком фильме звучит это музыка ? . Вы угадали , но знаете ли вы такое слово - детектив ? Это вид литературы , в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера. Вот сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Второй наш раунд - детективный. И вам предстоит определить , о каком из героев идет речь , по моему описанию. У каждого уважающего себя сыщика есть специальная картотека , куда он заносил приметы интересующего его гражданина . Вот посмотрите , какие литературные персонажи попали в нашу картотеку, (команды по очереди отвечают на вопросы ведущего )

    

2 раунд. «Детективный « тур «А»

    С начала я попрошу узнать имя героя и назвать книжку , в которой он жил прослушав слова его песенки.

    1. Ваша .мама пришла, Молочка принесла.

    Коза из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»,

    2. Не садись на пенек,

    Не ешь пирожок,

    Неси бабушке,

    Неси дедушке.

    (Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь».

    3. Еду , еду в Африку,

     В милые края !

    Африка, Африка ,

    Родина моя !

    (Обезьяна Чичи из книги К.Чуковского «Доктор Айболит».)

    4. Мишка очень любит мед,

     Почему? Кто поймет?

    В самом деле почему ?

    Мед так нравится ему?

    (Винни Пух из книги А.Милна «Винни-пух и все, все, все».)

    5. Птичка польку танцевала

     На лужайке в ранний час:

    Нос налево, хвост направо,

    Это полька Карабас.

   ( Куклы из сказки А.Толстого «Золотой ключик , или Приключения Буратино».)

    6. Эй, бескрылый человек,

     У тебя две ножки,

    Хоть и очень ты велик ,

     Едят тебя мошки !

    (Пудик из сказки М.Горького «Воробышко»)

    

2 раунд. Детективный тур «Б».

    Теперь узнайте героя по событию ,которое случилось в его жизни.

    1. Была младшей дочерью морского царя. У нее была чистая и нежная кожа , как лепесток розы , с глазами синими и глубокими , как море. Ради любви она пожертвовала своим голосом , а впоследствии обратилась в морскую пену.

    «Русалочка».

    2. Живя в давние времена , он был добрым и справедливым правителем. Ради спасения голубя пожертвовал куском мяса своего тела.

     «Царь Ушинара».

    3. Единственный мальчик на свете , который никогда не вырастал.

    «Питер Пэн».

    4. Она росла у самой канавы , в мягкой зеленой траве и дружила с жаворонком. А затем была выброшена ребятами на пыльную дорогу.

     «Ромашка».

    5. У него было лицо белое , кудри его были, как лепестки нарцисса , а губы -как лепестки алой розы , и глаза как фиалки , отраженные в прозрачной воде ручья, И был он строен , как цветок , выросший в густой траве. Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым , гордым и жестоким.Он не узнал в нищенке своей матери , за что был наказан.

    «Мальчик звезда».

    6. Он был одним из самых любимых героев древней Греции и по велению верховного бога Зевса , он должен был служить трусливому царю Микен Эврисфею и совершить 12 подвигов.

«Геракл».

    7. В старой Англии про него сложено немало легенд. Он был вольным стрелком , тех кто обижал простой народ жестоко наказывал.

     «Робин Гуд».

    

2 раунд. Детективный тур «В»

    Теперь новое задание. Оно называется «Фоторобот» по некоторым чертам внешности героя назовите его имя.

    1. Голова его набита опилками.

    «Винни-Пух»

    2. У него на голове зеленый хохолок, подергав за которой вдоволь наплачешься.

«Чиполлино»

    3.Этот столяр носил прозвище Сизый Нос. Он вырезал из чурбана необычную куклу с длинным носом.

«Джузеппе из сказки «Золотой ключик».

    4.Африканское животное , у которого хвост и мех были как у маленькой кошки, а голова и все поводки - как у ласочки. Он спас мальчика и всю его семью от кобр, которые жили у них в саду.

«Рики-Тики-Тави».

    5.Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Маугли . «Тигр Шерхан».

    6.Этот сказочный персонаж , всегда носил с собой масленку , чтобы не заржаветь во время дождя.

«Железный дровосек».

    7. Был сыном мергена , выделяясь среди своих сверстников невиданной силой : он мог скрутить , как ягненка огромного волка , а спокойствием усмирить свирепого дракона. Сильный и отважный всегда приходил на помощь слабым и обиженным , был добрым и справедливым.

«Ер-Таргын».

    8. Он был стройным и красивым мальчиком, довольно высоким для своих 12 лет. Впоследствии получил прозвище Карлик нос . Как звали этого героя ?

  «Якоб».

    Жюри должно подвести итоги детективного раунда и сказать нам общий счет соревнования. А я пока замечу , что вы проявили себя , как настоящие сыщики - детективы, успешно справившись с такими нелегкими заданиями.

    

    Жюри сообщает итоги второго раунда.

    Последняя , заключительная встреча предстоит вашим капитанам.

    Для конкурса капитанов надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок.

    

3 раунд. «Конкурс капитанов».

  Ну как, капитаны, вообразили, что вы в сказочной стране ? Тогда - первое задание.

    Какие слова надо произнести, чтобы:

    1. Вызвать Сивку-Бурку ?

     Сивка-бурка,

    Вещий каурка.

    Встань передо мной ,

    Как лист перед травой.

    2. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами ?

     Симсим, открой дверь !

    3. Сварить кашу в волшебном горшочке ?

    Раз, два, три , горшочек, вари !

    4. Исполнить повеление волшебной щуки ?

    По щучьему веленью, по моему хотенью.

    

Переходим ко второму заданию. А теперь я буду называть зверя из литературного произведения, а ваше задание - как можно скорее вспомнить и произнести его имя.

    Медведь (Балу)

    Пантера (Багира)

    Шакал (Табаки)

    Питон (Каа)

    Вожак волчьей стаи (Акела)

    Мангуст (Рики-Тики-Тави)

    Черепаха (Сарли)

     Последнее задание для капитанов .Оно требует некоторого обьяснения. Помните как в сказке «Золотой ключик» Мальвина обучала Буратино грамоте ? Кто скажет какую фразу она предложила ему для диктанта ? Верно - «А роза упала на лапу Азора». Мальвина назвала эту фразу волшебной. Почему ? Потому что эта фраза одинаково читается как слева направо, так и справа налево. Таких фраз в русском языке много. Называются они палиндромы, или перевертыши. Вот здесь у меня имеются два плаката, на которых написаны задания для капитанов. Пожалуйста , капитаны внимательно прочитайте каждый свои фразы и найдите, какие предложения ошибочно причислены к перевертышам.

    (Капитаны команд читают свои фразы и находят в них исключения).

    Фразы для 1-го капитана:

    Лев волов вел.

    Вор влетел в ров.

    Зубы на полку лезут.

    Ковал поп поплавок.     

Фразы для 2-го капитана:

    Около меня не молоко.

    Конус и рисунок.

     Конфеты есть-не фокус.

     Коту тащат уток.

    (В каждом наборе фраз исключением - не палиндромом-является третья).


V. Подведение итогов «Литературного ринга».

    1.Заключительное слово учителя : Я благодарю Вас за честную и интересную игру, и нам осталось только предоставить последнее слово жюри. Но независимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило олимпиады : главное в олимпиаде - не победа, а участие. Поэтому я думаю, что все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитаете старые, хорошо знакомые.

    VI.Выставление поурочного бала.

    Жюри объявляет итоги. Идет награждение победителей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок повторения по разделам учебника литературы 4 класса

Автор: Валиева Рейхан Тарвердиевна

Дата: 01.03.2017

Номер свидетельства: 396996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "«Решение уравнений сложной структуры» (Урок повторения)"
    ["seo_title"] => string(59) "rieshieniie-uravnienii-slozhnoi-struktury-urok-povtorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "318778"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460654879"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Разработка урока  "Повторение и обобщение изученного  по лексике и фразеологии" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-uroka-povtorieniie-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-lieksikie-i-frazieologhii"
    ["file_id"] => string(6) "204998"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429781675"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства