Просмотр содержимого документа
«Урок повторения по разделам учебника литературы 4 класса»
На протяжении нескольких лет работаю над проблемой : « Развитие творческой и познавательной деятельности учащихся.» Поэтому , на своих уроках использую такие формы и методы , которые направлены на развитие логического мышления и творческого потенциала учащихся.Уделяю большое внимание театральному искусству и выразительному чтению учащихся , использую репродукции картин известных художников , прослушиваю музыкальные произведения русских , казахских и зарубежных композиторов. Считаю продуктивной методику интерактивного обучения . Активно работаю по внедрению рекомендаций и передового опыта таких педагогов как Шаталов , Лысенкова , Амонашвили , Караев.
Активизировать творческую деятельность учащихся мне помогают сочинения , кроссворды , ребусы , деловые игры , творческие задания .По форме свои уроки я строю в виде путешествий , соревнований , вернисажей , интеллектуально - познавательных игр.
Это один из моих уроков построенный по этим принципам.
Урок литературы в 4 классе
Тема урока : Обобщение и систематизация знаний по разделам учебника литературы.
Цель:
В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных пройденных произведений.
2) Развивающая: развитие логического мышления учащихся , создание условий для творческого развития личности ребенка на уроке.
3) Воспитывающая: воспитывать интерес к чтению и любовь к книге .
Форма урока : «Литературный ринг».
Оборудование : плакат « Книгу прочитал - умнее стал , музыкальные заставки , секундомер и колокольчик для отсчета времени эмблемы для капитанов команд , книжные выставки, интерактивная доска , электронный учебник.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1 Построение команд.
2. Выборы капитанов.
II. Разминка команд Игра: «угадай - героя»
1 .Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота,
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор ...( Айболит).
2. На сметане мешен,
На окошке стужен.
Круглый бок, румяный бок,
Покатился... ( Колобок).
3. Для него прогулка праздник.
И на мед особый нюх,
Это плюшевый проказник
Медвежонок... (Вини - Пух).
4. Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил
Догадались ? Это.
Это Гена... (Крокодил).
III. Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок пройдет в виде соревнования , под названием « Литературный ринг».
Так как, он будет состоять из трех раундов - как в настоящем соревновании на боксерском ринге . Только соревноваться вам надо не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности. Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные Буратино и Чиполлино, и их враги - злые и коварные Карабас - Барабас и синьор Помидор. Словом , мы побываем в стране литературных героев в разных ее областях - поэзии и детектива, загадок и развлечений.
В нашей игре примут участие две команды, давайте дадим командам названия. Пусть первая команда называется «Молодцы» , а вторая - «Умники».Теперь я попрошу капитанов команд пожать друг другу руки и дать обещание изо всех сил бороться за победу своей команды. Капитаны, клянетесь ? Тогда получите ваши отличительные знаки-эмблемы. Конечно, для того , чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи - жюри.
Сегодня членами жюри согласились быть ( представляю членов жюри).Сразу предупреждаю, что для обдумывания ответа на каждый вопрос командам будет предоставляться по 30 секунд. Итак, команды готовы. Жюри на своем боевом посту. Наша встреча начинается. И для его торжественного открытия я предлагаю вспомнить пословицы об учении (ответы учащихся из двух команд). А моя самая любимая пословица такая : « Чтение- вот лучшее учение» А почему это так , вам подскажет плакат , который украшает нашу аудиторию.(чтение пословицы хором: : «Книгу прочитал - умнее стал ») Я объявляю первый раунд. В нем три задания. Но сначала давайте послушаем маленький музыкальный отрывок. Звучит Прелюдия № 7 Ф.Шопена . Эта музыка настроила нас на возвышенный лад , потому что первый раунд мы решили посвятить области страны литературии , которая называется «Поэзия» А вы любите стихи ? Сейчас я проверю , хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Давайте условимся - я начну читать стихотворение , а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. (Читаю вслух по очереди для каждой из команд начала следующих стихотворений.)
IV.Основная часть :
1. Раунд «Поэзия ». Тур «а».
1. Попрыгунья Стрекоза …
(И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»)
2. Знайте , вот что не безделка:
Ель в лесу , под елью белка...
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
3. Чародейскою зимою
Околдован лес стоит …
(Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою».)
4. Печальная береза
У моего окна…
( А.А.Фет «Печальная береза».)
5. Tри девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
6. Еду.Тихо.Слышны звоны
Под копытом на снегу …
( С.А.Есенин.» Пороша».)
Я смотрю , вы хорошо знаете поэзию , жюри предстоит нелегкое решение - выбирать из сегодняшнего состязания того, кто знает ее лучше.
I. Раунд «Поэзия» тур «Б»
Второе задание поэтического раунда - кто больше найдет риф к заданному слову. Капитаны возьмите листки бумаги и ручки. Первое слово - «урок». Жду 30 секунд, а учащиеся пишут рифмы к этому слову. Второе слово - «работа» (Действия прежние)
1. Раунд «Поэзия» тур «В»
Последнее состязание поэтического раунда - надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком , угадав его по окончаниям строчек. Я называю вам рифмы , а вы вспоминаете стихи и их автора.
1. сосновых , суровых , моя , меня.
(А.С.Пушкин «Няня»)
2. ручьи , соловьи , весною, листвою.
( А.Н.Плещеев «Весна»).
З.золотые , речные , затона , небосклона.
(С.Н.Есенин «С добрым утром».)
4. кругом , над лугом ,цветущий , ползущий .
(А.Блок. «Полный месяц встал над лугом»)
5. гуляет, подгоняет , в волнах , парусах .
(А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)
6. моя , края .
( Плещев «Птичка»)
Первый раунд завершен. Я убедилась , что вы показали себя настоящими знатоками поэтической литературы.
Можно ли попросить жюри объявить нам результаты первого раунда ? (жюри сообщает итоги начальных соревнований).
Звучит музыкальная заставка композитора В.Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
В каком фильме звучит это музыка ? . Вы угадали , но знаете ли вы такое слово - детектив ? Это вид литературы , в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера. Вот сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Второй наш раунд - детективный. И вам предстоит определить , о каком из героев идет речь , по моему описанию. У каждого уважающего себя сыщика есть специальная картотека , куда он заносил приметы интересующего его гражданина . Вот посмотрите , какие литературные персонажи попали в нашу картотеку, (команды по очереди отвечают на вопросы ведущего )
2 раунд. «Детективный « тур «А»
С начала я попрошу узнать имя героя и назвать книжку , в которой он жил прослушав слова его песенки.
1. Ваша .мама пришла, Молочка принесла.
Коза из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»,
2. Не садись на пенек,
Не ешь пирожок,
Неси бабушке,
Неси дедушке.
(Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь».
3. Еду , еду в Африку,
В милые края !
Африка, Африка ,
Родина моя !
(Обезьяна Чичи из книги К.Чуковского «Доктор Айболит».)
4. Мишка очень любит мед,
Почему? Кто поймет?
В самом деле почему ?
Мед так нравится ему?
(Винни Пух из книги А.Милна «Винни-пух и все, все, все».)
5. Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час:
Нос налево, хвост направо,
Это полька Карабас.
( Куклы из сказки А.Толстого «Золотой ключик , или Приключения Буратино».)
6. Эй, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик ,
Едят тебя мошки !
(Пудик из сказки М.Горького «Воробышко»)
2 раунд. Детективный тур «Б».
Теперь узнайте героя по событию ,которое случилось в его жизни.
1. Была младшей дочерью морского царя. У нее была чистая и нежная кожа , как лепесток розы , с глазами синими и глубокими , как море. Ради любви она пожертвовала своим голосом , а впоследствии обратилась в морскую пену.
«Русалочка».
2. Живя в давние времена , он был добрым и справедливым правителем. Ради спасения голубя пожертвовал куском мяса своего тела.
«Царь Ушинара».
3. Единственный мальчик на свете , который никогда не вырастал.
«Питер Пэн».
4. Она росла у самой канавы , в мягкой зеленой траве и дружила с жаворонком. А затем была выброшена ребятами на пыльную дорогу.
«Ромашка».
5. У него было лицо белое , кудри его были, как лепестки нарцисса , а губы -как лепестки алой розы , и глаза как фиалки , отраженные в прозрачной воде ручья, И был он строен , как цветок , выросший в густой траве. Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым , гордым и жестоким.Он не узнал в нищенке своей матери , за что был наказан.
«Мальчик звезда».
6. Он был одним из самых любимых героев древней Греции и по велению верховного бога Зевса , он должен был служить трусливому царю Микен Эврисфею и совершить 12 подвигов.
«Геракл».
7. В старой Англии про него сложено немало легенд. Он был вольным стрелком , тех кто обижал простой народ жестоко наказывал.
«Робин Гуд».
2 раунд. Детективный тур «В»
Теперь новое задание. Оно называется «Фоторобот» по некоторым чертам внешности героя назовите его имя.
1. Голова его набита опилками.
«Винни-Пух»
2. У него на голове зеленый хохолок, подергав за которой вдоволь наплачешься.
«Чиполлино»
3.Этот столяр носил прозвище Сизый Нос. Он вырезал из чурбана необычную куклу с длинным носом.
«Джузеппе из сказки «Золотой ключик».
4.Африканское животное , у которого хвост и мех были как у маленькой кошки, а голова и все поводки - как у ласочки. Он спас мальчика и всю его семью от кобр, которые жили у них в саду.
6.Этот сказочный персонаж , всегда носил с собой масленку , чтобы не заржаветь во время дождя.
«Железный дровосек».
7. Был сыном мергена , выделяясь среди своих сверстников невиданной силой : он мог скрутить , как ягненка огромного волка , а спокойствием усмирить свирепого дракона. Сильный и отважный всегда приходил на помощь слабым и обиженным , был добрым и справедливым.
«Ер-Таргын».
8. Он был стройным и красивым мальчиком, довольно высоким для своих 12 лет. Впоследствии получил прозвище Карлик нос . Как звали этого героя ?
«Якоб».
Жюри должно подвести итоги детективного раунда и сказать нам общий счет соревнования. А я пока замечу , что вы проявили себя , как настоящие сыщики - детективы, успешно справившись с такими нелегкими заданиями.
Жюри сообщает итоги второго раунда.
Последняя , заключительная встреча предстоит вашим капитанам.
Для конкурса капитанов надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок.
3 раунд. «Конкурс капитанов».
Ну как, капитаны, вообразили, что вы в сказочной стране ? Тогда - первое задание.
Какие слова надо произнести, чтобы:
1. Вызвать Сивку-Бурку ?
Сивка-бурка,
Вещий каурка.
Встань передо мной ,
Как лист перед травой.
2. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами ?
Симсим, открой дверь !
3. Сварить кашу в волшебном горшочке ?
Раз, два, три , горшочек, вари !
4. Исполнить повеление волшебной щуки ?
По щучьему веленью, по моему хотенью.
Переходим ко второму заданию. А теперь я буду называть зверя из литературного произведения, а ваше задание - как можно скорее вспомнить и произнести его имя.
Медведь (Балу)
Пантера (Багира)
Шакал (Табаки)
Питон (Каа)
Вожак волчьей стаи (Акела)
Мангуст (Рики-Тики-Тави)
Черепаха (Сарли)
Последнее задание для капитанов .Оно требует некоторого обьяснения. Помните как в сказке «Золотой ключик» Мальвина обучала Буратино грамоте ? Кто скажет какую фразу она предложила ему для диктанта ? Верно - «А роза упала на лапу Азора». Мальвина назвала эту фразу волшебной. Почему ? Потому что эта фраза одинаково читается как слева направо, так и справа налево. Таких фраз в русском языке много. Называются они палиндромы, или перевертыши. Вот здесь у меня имеются два плаката, на которых написаны задания для капитанов. Пожалуйста , капитаны внимательно прочитайте каждый свои фразы и найдите, какие предложения ошибочно причислены к перевертышам.
(Капитаны команд читают свои фразы и находят в них исключения).
Фразы для 1-го капитана:
Лев волов вел.
Вор влетел в ров.
Зубы на полку лезут.
Ковал поп поплавок.
Фразы для 2-го капитана:
Около меня не молоко.
Конус и рисунок.
Конфеты есть-не фокус.
Коту тащат уток.
(В каждом наборе фраз исключением - не палиндромом-является третья).
V. Подведение итогов «Литературного ринга».
1.Заключительное слово учителя : Я благодарю Вас за честную и интересную игру, и нам осталось только предоставить последнее слово жюри. Но независимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило олимпиады : главное в олимпиаде - не победа, а участие. Поэтому я думаю, что все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитаете старые, хорошо знакомые.
VI.Выставление поурочного бала.
Жюри объявляет итоги. Идет награждение победителей.