Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Алчевская средняя общеобразовательная школа им. Х.Алчевской»
Разработка открытого урока по литературе в 6-Б классе УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
«МИРЫ АЛЕКСАНДРА ГРИНА»
Подготовила: учитель русской филологии
Попова Валентина Викторовна
АЛЧЕВСК
2016
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ФЕЕРИИ А.С. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»
(1 модуль по модульной системе обучения)
1 м/м (30 мин.)
Произведения русских писателей ХХ века. А.С.Грин. Слово о писателе.
Цель:
мотивировать учащихся на изучение русской литературы ХХ века, ознакомить учащихся с личностью А.С. Грина, особенностями его творчества; формировать навыки поисково-исследовательской работы;
развивать коммуникативные умения учащихся, внимание, мышление;
воспитывать интерес к отечественной литературе, личности А.С. Грина и его творчеству.
Тип м\м: установочно-мотивационный
Оборудование: тетрадь, учебник, электронная презентация, аудиозапись.
Ход урока.
1.Организационный момент: приветствие.
2.Актуализация опорных знаний: назвать известных авторов ХХ – ХХІ века и их произведения, в т.ч. экранизированные.
3.Мотивация, определение темы:
Слово учителя:
В начале ХХ века мировая литература бурно развивается. Появляются произведения, которые со временем приобретают огромную популярность. Практически все нынешние школьники увлекаются ярким жанром фэнтези, знают экранизации произведений зарубежных писателей - Джона Толкиена, Роальда Дала, Клайва Льюиса и более поздних Джоан Роулинг и Стефани Майер. И очень мало знают об отечественных произведениях подобного жанра, об удивительных фантастических и романтических приключениях, где главными героями являются не вампиры, оборотни, колдуны, маги, ведьмы и орки, а сильные, мужественные, духовно красивые люди, идущие за мечтой и сами воплощающие свои прекрасные мечты в реальность.
Запись в тетради темы урока
Сегодня мы прикоснемся к блистающему миру романтических произведений удивительного русского писателя Александра Степановича Грина. Мы познакомимся с одной из его самых известных повестей – феерией «Алые паруса». Но для этого нам придется совершить небольшое морское путешествие по необычному маршруту, предполагающему посещение реальных, наполовину реальных и выдуманных мест.
Словарная работа: Какие виды парусных кораблей вы знаете?
Какие цвета парусов существуют и с чем они связаны?
(Заранее рисуем 2 стилизованные яхты на доске)
Для предстоящего путешествия нам нужно будет разделиться на 2 команды, выбрать паруса и названия кораблей, определить вид парусного судна. (Учащиеся выбирают голубой и зеленый паруса, капитаны пишут названия на них и крепят на корабли)
Постановка проблемного вопроса:
Будьте внимательны ко всему, что увидите и услышите. Цель нашего путешествия - отыскать нехитрую истину, которая является чуть ли не самой главной в жизни человека, отгадать загадку: почему в произведении Грина речь идет именно об алых парусах, а не каких-либо других?
4.Усвоение новых знаний.
1)Слово учителя:
Александр Грин был человеком, имевшим необычайно светлую фантазию и подарившим миру в своих произведениях воплощение самой романтической мечты человечества – мечты о добром, прекрасном чуде, вечном торжестве любви и дружбы. (СЛ 1)
В ходе нашего путешествия мы посетим три порта, в которых узнаем много интересного о Грине и его героях. (СЛ 2)
В первый порт под названием «Капитан Грин» нас поведут экскурсоводы-биографы, которые расскажут нам об удивительной личности Александра Грина, необычайных событиях его биографии и мечте, которой он посвятил жизнь. (СЛ 3)
Приказ капитанов для выхода кораблей (под муз. Дунаевского)
Физкультминутка:
Поднимаемся, снимаемся с якоря, подтягиваем паруса, поворачиваем штурвал и берем нужный курс.
2)Представление индивидуального творческого задания. Комментарий экскурсоводов-биографов по жизнеописанию Грина. (СЛ 3-13)
1 ЭКСКУРСОВОД-БИОГРАФ:
Алекса́ндр Степа́нович Грине́вский родился 11(23) августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии. Он прожил 52 года и умер в городе Старый Крым 8 июля 1932 года. (СЛ 4)
Отец — Стефан Гриневский, польский шляхтич, мать - медсестра Анна Степановна Лепкова. (СЛ 5)
Александр научился читать в 6 лет, первой его книгой стали «Путешествия Гулливера»[8]. С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома. Воспитание мальчика было непоследовательным — его то баловали, то строго наказывали, то бросали без присмотра. Поэтому он рос импульсивным и несдержанным.
2 ЭКСКУРСОВОД-БИОГРАФ:
В 1889 году девятилетнего Александра отдали в подготовительный класс местного реального училища. Его соученики впервые дали Александру прозвище «Грин». В отчёте училища отмечалось, что поведение Александра Гриневского было хуже всех остальных, и в случае неисправления он может быть исключён из училища. Всё же Александр смог закончить подготовительный класс и поступить в первый, но во втором классе написал оскорбительное стихотворение об учителях и был исключён из училища. По ходатайству отца Александр в 1892 году был принят в другое училище, имевшее в Вятке дурную репутацию. (СЛ 6)
3 ЭКСКУРСОВОД-БИОГРАФ:
В 1896 году по окончании четырёхклассного Вятского городского училища 16-летний Александр уехал в Одессу, решив стать моряком. Отец дал ему 25 рублей денег и адрес своего одесского друга. (СЛ 7)
С той поры на протяжении десяти лет Грин странствовал. Он был в Одессе, Баку, Пензе, Севастополе. За это время он перепробовал много профессий — был моряком, рыбаком, чернорабочим, работал в железнодорожных мастерских, солдатом, сидел в тюрьме за революционную деятельность. Окончил свои странствия в Петербурге. (СЛ 8)
1 ЭКСКУРСОВОД-БИОГРАФ:
Именно здесь начинается литературное творчество Грина. В холодном Петербурге из-под пера писателя выходят рассказы о тёплых странах и лучезарных морях, об отважных моряках и благородных, мужественных людях. В произведениях Александра Грина, написанных после 1910 года («Дьявол оранжевых вод», «Зурбаганский стрелок» и других) окончательно формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названа «Гринландия».
2 ЭКСКУРСОВОД-БИОГРАФ:
(СЛ 9)
(СЛ 10)
3 ЭКСКУРСОВОД-БИОГРАФ:
В 1924 году супруги Гриневские переезжают в Феодосию. Писатель очень любил Крым. Он купил квартиру в Феодосии, которая позже стала музеем его жизни и творчества. (СЛ 11)
Литературное творчество Грина не отвечало требованиям советского правительства, поэтому он был признан идеологическим врагом и фактически лишён средств к существованию. Поэтому он и Нина Николаевна отчаянно голодали. Вскоре им пришлось продать квартиру в Феодосии и переехать в Старый Крым, где жизнь была немного дешевле. (СЛ 12)
1 ЭКСКУРСОВОД-БИОГРАФ:
Умер Грин 8 июля 1932 года в Старом Крыму от рака желудка. Похоронен там же на городском кладбище, Нина выбрала место, откуда видно море. На могиле Грина скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам». (СЛ 13)
Творческое наследие писателя составляют не только замечательные рассказы, но и фантастические повести и романы «Бегущая по волнам», «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Джесси и Моргиана».
УЧИТЕЛЬ:
Теперь нам предстоит путешествие ко второму порту, лежащему на нашем пути, и как отважным морякам, нам нужно выполнить много работы.
ЭКСКУРСОВОД-БИОГРАФ: Выход в открытый океан из пролива по направлению в Гринландию очень узок, через него может пройти лишь один корабль.
УЧИТЕЛЬ: Тогда нам придется решить, чей корабль выйдет первым.
ЭКСКУРСОВОД-БИОГРАФ: Но на пути очень много подводных рифов.
УЧИТЕЛЬ: В таком случае, первым нас поведет тот корабль, чьи матросы преодолеют эти рифы.
5)Промежуточный итог-рефлексия: командный опрос-соревнование по самостоятельно составленной биографами викторине.
УЧИТЕЛЬ: Рифы – это вопросы по биографии Александра Грина. Ведущим судном до 2 порта будет то, экипаж которого даст наибольшее количество правильных ответов.
(Личный результат – работа матросов - оценивается пиастрами; в конце подсчитывается общее количество и объявляется команда-победитель)
Опрос проводят экскурсоводы-биографы и объявляют результат: ведущим кораблем будет…
2 м/м (30 мин.)
Творчество А. Грина. Повесть-феерия «Алые паруса»
Цель:
ознакомить учащихся с особенностями творческого мира писателя, его произведениями; жанром произведения «Алые паруса» и определением «феерия»;
развивать коммуникативные умения учащихся, внимание, мышление, память;
воспитывать интерес к познанию, открытиям, активность.
Тип м\м: содержательно-поисковый.
Оборудование: тетрадь, учебник, электронная презентация, аудиозапись, карта Гринландии.
1.Организационный момент
2.Мотивация, определение темы
Слово учителя:
Мы входим во второй порт – загадочную страну Гринландию, созданную Александром Грином и названную в честь ее создателя. По фантастическому миру писателя нас проведет экскурсовод-искусствовед, но Саше должны будете помочь вы, как настоящие морские волки.
4.Усвоение новых знаний.
1) Представление индивидуального творческого задания. Комментарий экскурсовода-искусствоведа и моряков во время экскурсии залами дома-музея Грина в Феодосии. (Комментарий учителя к карте Гринландии) (СЛ 14-26)
Море в живописи.
Создание музея Грина в Феодосии.
Экскурсия по залам музея.
Гринландия.
Герои Грина.
Феерия.
Работа в тетради. Определение феерии дети записывают в тетради.
Алые паруса Петербурга.
Приказ капитанов для выхода кораблей (под муз. Дунаевского)
Физкультминутка:
Поднимаемся, снимаемся с якоря, подтягиваем паруса, поворачиваем штурвал и берем нужный курс.
5.Применение знаний и формирование умений:
Слово учителя:
Прежде, чем войти в 3-й порт, нужно наметить ориентир – дорогу из морских камешков. Первым в Каперну войдет тот корабль, чья команда правильно справится с задачей.
Под песню В.Преснякова «Засыпает синий Зурбаган»
1) Работа по содержанию текста. Дети разбирают эпизоды повести (по командам), капитаны выстраивают их в хронологическом порядке; те, кто не крепит эпизоды, остаются у доски и объясняют свой выбор)
2) Работа в тетради. Запись плана повести.
Слово учителя:
Поработаем с картой: капитаны получают карты Гринландии. Ваша задача – найти знакомые по повести Грина названия и нанести на карту деревню Каперна.
3) Самостоятельная работа с картой.
6)Промежуточный итог-рефлексия: каким образом мечта капитана Александра Грина нашла воплощение в реальности?
3 м\м (30 мин.)
Контраст между мечтой и действительностью в повести. Образы Грэя и Ассоль. Душевная чистота главных героев. Значение символического образа алых парусов.
Цель:
установить последовательность событий в повести, формировать умение анализа художественного текста и образа персонажа, умение выразительного чтения, умение обобщать; раскрыть символику алых парусов;
развивать коммуникативные умения учащихся, внимание, мышление, память;
воспитывать человечность, толерантность, уважение к личности любого человека, активную жизненную позицию.
Тип м\м: оценочно-смысловой.
Оборудование: тетрадь, учебник, электронная презентация, аудиозапись.
1.Организационный момент
2.Мотивация, определение темы:
Слово учителя:
Теперь мы входим в порт «Каперна», где разворачивается главное действие повести «Алые паруса». (СЛ 27)
3.Применение знаний и формирование умений:
1) Беседа по содержанию текста:
Назовите героев повести, живущих в Каперне.
Какой эпизод, указанный в плане, можно считать завязкой произведения?
2)Работа с текстом: выразительное чтение эпизода «Предсказание Эгля» (по ролям).
Давайте понаблюдаем над событиями, которые здесь происходят.
3)Инсценировка по мотивам повести.
СЛОВО АССОЛЬ: По улицам деревушки я не могу спокойно пройти. Мальчишки обижают и дразнят меня.
МАЛЬЧИК 1
- Эй, висельница! Ассоль! Посмотри-ка сюда! Красные паруса плывут!
МАЛЬЧИК 2.
- Ассоль ждет заморского принца. Он увезет ее в сказочный дворец из золота и хрусталя!
МАЛЬЧИК 3
- Как же! Держи карман шире! Станет принц смотреть на ее старое полинявшее платье! Да и откуда ему здесь взяться?
МАЛЬЧИК 4
- Разве только специально завернет поглядеть на такое чудо, как наша сумасшедшая Ассоль! Нашлась принцесса!
СЛОВО АССОЛЬ: Смешные! Они думают, что они меня обидели! Нельзя обидеть того, кто искренне верит в свою мечту. А я верю. Верю с тех самых пор, как старый Эгль предсказал мне алые, сияющие паруса. Он не мог меня обмануть, ведь он сказочник и лучше знает, что должно случиться в будущем. Но я и сама знаю, я сердцем чувствую, что настанет такой день. Однажды утром я увижу в окно плывущие рдеющие паруса цвета восходящего солнца. Они украсят сказочный корабль моей мечты, которым будет управлять сильный и смелый капитан. Он узнает меня среди всех и заберет с собой. Нужно только чуть-чуть подождать. Мечта моя исполнится, вот увидите, потому что мечта никогда не проходит мимо тех, кто умеет ждать, любить и верить! Порой все, что нужно, чтобы жить – это идти навстречу своей мечте, и тогда она не может не исполниться! Люди! Я хочу сказать всем вам: верьте, надейтесь, ждите!
4) Коллективная работа по характеристике образа: (разделить тетрадь на 2 части, в левой написать «Ассоль»): определить, чем Ассоль отличается от жителей Каперны, и записать в тетради (отличительные черты образа)
5)Эвристическая беседа:
Знал ли Эгль заранее, что его предсказание сбудется? Действительно ли он видел будущее или сказал просто так, потому что ему понравилась девочка?
Сбылась ли мечта Ассоль? Какое парусное судно пришло за Ассоль и кто был его капитаном?
Физкультминутка:
Подтягиваем паруса, смотрим вперед на дом Ассоль, поворачиваем штурвал и становимся в дрейф.
Давайте посмотрим, как сбылась мечта Ассоль.
6)Демонстрация видеофрагмента: «Секрет» плывет за Ассоль (фильм А.Птушко, 1961г.): 1.16.18 – 1.21.00
7)Беседа по содержанию текста:
8) Коллективная работа по характеристике образа:
1.В тетради во второй половине написать «Артур Грэй» и перечислить отличительные черты его образа.
2.Сравнить оба столбика и подчеркнуть общие черты героев:
Сделать вывод:
9) Слово учителя: разрешение проблемного вопроса.
Постепенно мы подобрались к разгадке того, почему паруса, под которыми за Ассоль приплыл капитан Грэй, были именно алыми. Остановимся на нескольких моментах.
Словарная работа: подобрать синонимы к слову «алый» и записать их в тетради
Эвристическая беседа:
Работа по тексту: чтение учителем отрывка о выборе Грэем шелка для парусов.
Эвристическая беседа:
Работа в тетради. Запись учащимися трактовки символа алых парусов.
10) Слово учителя:
Наше путешествие подошло к концу. Нам остается лишь определить основную мысль произведения, которую хотел донести до нас русский мечтатель Александр Грин. Она уже звучала на уроке, нужно вспомнить. (СЛ 28)
Работа в тетради. Запись учащимися основной мысли.
6.Рефлексия:
Слово учителя:
Мы возвращаемся в реальность и, подводя итоги нашего путешествия, я прошу ответить вас на такие вопросы:
Была ли фантастика в произведении?
Почему тогда свою повесть Грин относит к жанру феерии? О каком чуде говорит автор и как оно связано с алыми парусами?
Какие чудеса мы можем сделать сами в нашем реальном мире? (Исполнить чью-либо мечту).
Подсчет пиастров и жемчужин: первым приходит в порт «Реальность» корабль, у команды которого наибольшее количество жемчужин.
Оценивание.
7.Объяснение домашнего задания: написать небольшое письмо жителям Каперны.