- формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты, добра и зла, стремление к душевному совершенствованию
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, для работы на уроке каждому учащемуся выдан лист, на котором изображено зеркало (для создания ценностно-ориентированного продукта)
Ход урока
1-й этап – актуализация и целеполагание
Учитель начинает урок с чтения стихотворения «У красоты так много проявлений». Параллельно идет демонстрация слайдов
Вопрос классу:
- Ребята, что такое красота, какого человека мы считаем красивым? (Ребята отмечают, что это человек, который привлекателен внешне, который добр, внимателен к другим, вежлив.)
Учитель отмечает, задача урока – понять, что есть красота, что значит само понятие «красивый человек». Более того, мы попробуем сегодня вывести формулу подлинной красоты и понять, зачем человеку нужно стремиться к красоте души. А помогать нам в этом будут герои сказки А. С. Пушкина.
2-й этап – обобщение полученных знаний
Характеристика главных героев. Царица
Учащиеся инсценируют фрагмент сказки, где Царица обращается к зеркальцу.
Вопросы классу:
- Итак, какая она? Как мы можем охарактеризовать Царицу? (Дети отвечают, что ей присущи такие качества, как зависть, злоба, леность, равнодушие, ревность.)
- А какое качество является источником живущих в душе Царицы пороков? (Учащиеся отмечают, что это эгоизм, чрезмерная любовь к себе.)
Схематически отображаем характер Царицы. (Ученики работают вместе с учителем. Учитель рекомендует при зарисовке схемы использовать ручки с цветными стержнями, при этом подумать, какие цвета лучше использовать.)
- Что, по мнению Царицы, есть красота? (Дети приходят к выводу, что царица признает лишь красоту внешнюю.)
Метод стоп-кадра – немая сценка
Учитель обращается к детям с просьбой изобразить царицу, не используя слов. (Ученица демонстрирует немую сценку «Царица любуется своим отражением в зеркальце»).
После этого учитель обращает внимание детей на экран, где идут слайды, изображающие такое распространенное в наше время явление, как селфи.
- Есть ли нечто общее между теми девушками, что вы видели на фото, и героиней сказки? (Ребята отвечают, что и в пушкинской героине, и в девушках на фотографиях мы чувствуем самолюбование, желание продемонстрировать свою привлекательность.)
- Как вы думаете, нет ли в этой на первый взгляд безобидной забаве того, что может навредить нравственному здоровью человека?
Учитель подводит учащихся к пониманию, что каждый из нас должен любить себя, ухаживать за собой, поддерживать свой внешний облик. Проблема в том, когда человек чрезмерно сосредоточен на своей внешности – именно это не что иное, как проявление эгоизма.
Характеристика образа Царевны
Ребята показывают сценку «Царевна в тереме богатырей»
- Какие внутренние качества героини раскрываются в этом эпизоде? (Учащиеся отвечают, что это доброта, скромность, трудолюбие и т. д.)
- Как одним словом назвать лучшие качества человека? (Учитель подводит детей к тому, что это слово - добродетель, затем ребята объясняют его значение.)
Заранее подготовленные ученики раскрывают смысл таких понятий, как «смирение», «целомудрие», «кротость».
- Наделена ли пушкинская героиня такими качествами?
- Что лежит в основе добродетелей Царевны?
Учащиеся приходят к выводу, что в основе лежит любовь к людям, и зарисовывают схему, опять же используя цветные ручки.
Дети сравнивают две получившиеся схемы.
- Перед нами две разных схемы, два разных жизненных пути. Как складывается дальнейшая жизнь Царицы и Царевны? Почему одна умирает, а другая выходит замуж и в счастье продолжает свою жизнь? Какую жизненную мудрость мы можем постигнуть на примере этих образов? (Гордость Царицы уязвлена, она не в состоянии смириться, что есть кто-то красивее ее. Зависть, которая порождена эгоизмом, губит ее, не дает ей возможности жить и радоваться тому, что есть. Поэтому она умирает.
Царевна открыта миру, она любит все, что ее окружает, и, преображая этот мир, сама обретает счастье. Горделивый, эгоистичный человек не может быть счастливым, он обречен на одиночество. Он сам, как ножницами, отрезает себя от окружающих и от жизни в целом.)
- Теперь ответьте, для чего же человек должен стремиться к душевной красоте? (Подлинное счастье сможет найти лишь тот человек, который живет в гармонии с миром, дарит свою любовь людям.)
3 этап – проецирование знаний
Учитель проецирует на экран схему, составленную еще в первые века христианства аввой Дорофеем и отражающую закон духовной жизни человека. Ученики рассматривают и анализируют ее.
Учитель помогает учащимся в интерпретации схемы. Согласно мысли этого святого, Бог – это солнце, а лучики – люди, которые так или иначе тянутся к нему.
- Давайте сравним расстояние между лучиками-людьми у края окружности и у центра. (Учащиеся приходят к выводу: чем ближе человек к Богу, тем он ближе к людям. Чем дальше от Бога, тем дальше и от людей.)
- Какой нравственный вывод для себя мы можем сделать? (Если человек живет по ПРАВДЕ, по заповедям Божиим, тем ближе он к людям и миру, тем больше добра он отдает и получает. Если же человек отклоняется от праведного пути, он отделяет себя от других людей и обрекает на одиночество.)
- Ребята, а где на этой схеме мы изобразили бы Царицу и Царевну? (Ответы учащихся)
Галерея добродетельных мужей и жен
- Знаете ли вы людей, которые помогают бескорыстно своим ближним, творят добрые дела, не ожидая ничего взамен? (Дети говорят, что это врачи, учителя, их родители, бабушки и дедушки.)
- А если обратиться к истории, знакомы ли вам примеры добродетельных мужей и жен? (Ответы учащихся)
Учитель обращает внимание учеников на слайды, где представлены люди, послужившие ближним, Отечеству, Богу. На этих слайдах св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской, св. Сергий Радонежский, доктор Ф. Грааль, св. прмч. Елизавета Романова.
- Что вам известно об этих людях? В чем заключался их подвиг? (Ребята дают ответы. В случае затруднения обращаются к информации, которая также представлена на слайдах.)
- Какие добродетели лежат в основе их подвигов? (Ученики понимают, что в основе подвигов всех этих людей лежит любовь к человеку, любовь к Отечеству.)
- Ребята, можем ли мы сказать, что эти люди красивы? (Дети говорят, что да, но это красота особенная, это своего рода внутренний свет, который идет от их души, поступков, их подвигов и озаряет все вокруг.)
- Учитель делает важный акцент. Красота этих людей нетленна. Не случайно ведь почти все они прославлены в лике святых. Доброта, жертвенность, любовь – это то, из чего соткана их красота. Столетия миновали с той поры, когда жили эти прекрасные люди, но мы и наши современники обращаемся к ним с просьбой, с молитвой, чтобы они поделились с нами хотя бы частичкой той любви, которую имели в своем сердце.
-А сейчас давайте подумаем, какова же формула истинной красоты.
Дети приходят к выводу, что красота – это любовь, живущая в сердце и помноженная на добрые дела. Ребята записывают эту формулу.
- Но путь к добродетели тернист, и не всегда, к сожалению, мы чувствуем в себе ту самую любовь, да и – что греха таить - не всегда хотим протягивать кому-либо руку помощи. Что же тогда: закрыться в раковине своего эгоизма? (Ребята отмечают: нет, все равно нужно помогать)
Акцент учителя: - Ребята, вы, сами того не ведая, сформулировали еще одну важную истину, которая, уверена, всем нам пригодится в жизни. Даже если не чувствуешь в себе любви, делай добро, и любовь придет сама и поселится в твоем сердце. Дари добро тому, кто рядом, кто нуждается в нем, не думая, нравится тебе человек или нет. Надо помнить, что обретение душевных сокровищ требует от нас большого труда над собой, терпения, но только на этом пути возможно найти истинное счастье.
4.Заключительный этап урока – получение ценностно-ориентированного продукта
- Ребята, а теперь я попрошу вас отразить в вашем символическом зеркале те душевные качества, которые вы бы хотели иметь. Ребята, используя цветные фломастеры, отображают в нарисованном зеркале добродетели, которые они хотели бы приобрести. (Ребята зачитывают то, что написали.)
Учитель благодарит учащихся за труд, за их размышления, за искренность и в завершение произносит напутственные слова:
- Я хочу вам пожелать, чтобы год от года ваша душа обретала все больше и больше душевных сокровищ и чтобы, глядя на вас, люди восхищались не только вашей внешностью, но и вашей прекрасной душой.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(197) "Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки»"
["seo_title"] => string(97) "uroklitieraturypotiemieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakhnarodnaiaosnovaskazki"
["file_id"] => string(6) "285613"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1454224857"
}
}