I этап Целеполагание 3 мин | Здороваются, присаживаются Отвечают: положительные и отрицательные герои сказки, добрые и злые) отвечают: мы будем говорить о добрых и злых героях, о царевне и мачехе, сравнивать их) | Экспозиция: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. (Раздаётся стук в дверь), кто это к нам, ребята, идёт в гости на урок? А в гости к нам пришла сказка! Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка и от бурка, И от вещего каурка. Козы на море ушли; Горы лесом поросли; Конь с златой узды срывался, Прямо к солнцу поднимался; 1 слайд (затем идёт презентация 1 Лес стоячий под ногой, сказка, я сама переключаю) Сбоку облак громовой; Ходит облак и сверкает, Гром по небу рассыпает. Это присказка: пожди, Сказка ждет нас впереди. -Ребята, Вы, как внимательные зрители, конечно же, заметили, какие герои оказались на слайдах вместе? -Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем занятии? -Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст. Обратите внимание на эпиграф к уроку: Зло мгновенно в этом мире Неизбывна доброта,– сказал грузинский поэт Шота Руставели, Как вы думаете, так ли это? Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А. С. Пушкина |
II этап Проверка ДЗ (работа с тетрадью) 3 мин | Открывают тетради и записывают число и тему урока (1 мин) Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря. Читают определения из словаря В. И. Даля Все эти определения похожи: добро – это правильно, хорошо и полезно зло – вредно, плохо | Откройте тетрадочки, запишите число и тему урока + эпиграф (переключаю на 2-ую презентацию) Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках всегда Зло побеждает Добро ” Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради. -Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарями и приготовила толкование данных терминов. (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов) Вот какие определения даёт знаменитый толковый словарь В. И. Даля Не спрашиваю, сами отвечают |
IV этап Работа с героями и текстом (12 мин) | Перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным Добрых! - По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый. - Царевна и Царица Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения). | Ребята, а как же А. С. Пушкин представляет силы добра и зла и борьбу между ними -На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). Значит, как и в фольклорных сказках, в сказке Пушкина мы можем выделить положительных и отрицательных героев. Заполните таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться в парах (распечатанная) слайд - таблица героев (дети называют, таблица открывается) - Каких сил больше? - Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый? -Какие герои в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся? Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы посмотрим выступления ребят, приготовивших мини-проекты «Словесный портрет Царевны и Царицы». А все остальные не просто слушают, а попутно заполняют таблицу, которую приготовили заранее. |
V этап Отдых Физминутка для мышц (1 мин) | Выступают учащиеся | -Ребята, пора снять напряжение с мышц плечевого пояса. -Все встаньте. -Давайте проверим, знаете ли вы других героев произведений А.С.Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных произведений - и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – присесть на корточки. Золотой петушок, Царевна-лягушка, Шамаханская девица, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Золотая рыбка, |
VI этап Работа с текстом (15 мин) Вопросы детей | -Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем, значит душа у нее черная. -А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают. - Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, и волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она. -Ненависть, зависть - Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить Слушают, потом работают с таблицей на слайде Её не устраивает, что она не самая красивая.(зачитывают отрывок, когда царица снова заговорила с Зеркалом) (стр 100) -Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”? - Есть иконы, в горнице чисто, светло. -Что сделала героиня в доме? Как это характеризует героиню? - Зажгла свечу, затопила печь. Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая. -Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой. -Она наряжается черницей и дарит царевне наливное яблочко отравленное - Пёс Соколко -с. 102 читаем -Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту. (сюжет)22.40 или с.105 Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала Тут ее тоска взяла, И царица умерла” Отвечают по-разному ,есть и те, кому жалко Царицу | -Ребята, посмотрите на составленную вами таблицу сравнения героинь: и царица, и царевна – внешне красивы. Но про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? -Ребята, почему царица решила погубить царевну? - Давайте найдём этот эпизод в тексте и прочитаем по ролям (стр 95) - Какие чувства испытывает царица к царевне? -А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? Успеем/не успеем Посмотрим этот эпизод и заметим, какие жесты характерны для героинь и какая музыка сопровождает их (3.30) -Ребят, почему так, чего не хватает царице, что она злится? Итак, царевна не погибла, а оказалась в тереме у богатырей. Найдите эпизод в тексте, соответствующий иллюстрациям на слайде.( с. 97) (вопросы по этому эпизоду придумывают сами ребята)слайд «Царевна в тереме у богатырей» -Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность. -Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая? -Что предпринимает царица, чтобы в очередной раз избавиться от соперницы? -Кто мешает царевне общаться с незнакомкой? -Удалось ли псу предотвратить зло? с. 102 читаем -Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это? Представьте, ребята, что сказка на этом закончится? Может такое быть? -В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. -В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. -Что же происходит со злой царицей-мачехой? -Найдите строки, в которых говорится о победе добра над злом. (С 109) Ребят, а кому-нибудь царицу жалко? (её злость и съела изнутри) . -Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. |