kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по сказкам "Обобщение по теме "Литературные сказки" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке дети повторяют прочитанные сказки, участвуют в литературной викторине, закрепляют что такое литературная сказка. Дети работают в парах, рисуют и придумывают свои сказки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по сказкам "Обобщение по теме "Литературные сказки" 4 класс»

Тема: Обобщение по разделу «Литературные сказки» 4 класс

Цель: Повторить и обобщить пройденный материал по разделу « Литературные сказки».

Задачи: Развить память, речь, мышление.

- Воспитывать любовь к чтению сказок, нравственность, чувство товарищества,

доброту, справедливость.

- Дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к

творческой деятельности.

- Расширять кругозор учащихся.

Оборудование: Выставка книг, портреты писателей:

- П.П. Бажов

- С.Т. Аксаков

- В. М. Гаршин

- В.Ф. Одоевский

Иллюстрации к сказкам, магнитофон, проектор


Ход урока

  1. Орг. Момент

- Ребята, сегодня я вам предлагаю самим сформулировать тему нашего урока. А для этого послушайте стихотворение:


Не наяву и не во сне,


Без страха и без робости


Мы снова бродим по стране,


Которой нет на глобусе.



На карту не нанесена,


Не знаем ты и я,


Что есть страна синеглазка


И называется…(сказка)

-


- О чем сегодня пойдет речь? (о сказке)

II. Актуализация знаний.

- А какие сказки бывают? (русские народные, авторские, волшебные, бытовые).

( слайд)

-А почему их называют сказками? ( в них присутствует волшебство)

III. Постановка цели урока.

Мы с вами познакомились со сказками. Какие это сказки? ( литературные, авторские)

-Чем отличаются авторские сказки от русских народных?

-Что общего у этих сказок? (в основу литературных сказок положены народные, но они пересказаны автором)

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим свои знания по разделу «Литературные сказки». (Тема на экран слайд)

IV. Обобщение по сказкам

1).- И так, добро пожаловать в страну сказок!

Здесь вас ждут испытания, по итогам которых мы выявим лучших знатоков сказок.

Потренируем ваше внимание и память.

Ну, вот и первое испытание: Узнай автора (портреты перевернуты, под ними конверты с заданиями). Как дети узнают – переворачиваем портрет.

  • Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

(Павел Петрович Бажов 1879-1950г.) ( слайд портрет)

  • Этот писатель родился в Уфе. Он отпрыск старинного дворянского рода, Учился в казанском университете. Очень любил своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков – 1791-1859г.) (Слайд).

  • Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями (Всеволод Михайлович Гаршин 1855-1888г.) (слайд)

  • Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом где, регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский 1803-1869г.) (слайд)

-Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.

2) Игра « Путаница»

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

Ну, вот пришли к нам сказки и заблудились. Давайте поможем каждой сказке найти своего автора. ( задание: Соедини линией. На листочках напечатаны названия сказкок и авторы)

( слайд - автор и сказка)

-Ну что ж, вы молодцы, пройдем следующее испытание.

3) Отгадай загадку (Вам надо не только отгадать загадку, но и вспомнить, к какой сказке относится этот предмет)

  • Мордочка усатая, шубка полосатая. Часто умывается, а с водой не знается (кошка) – Серебряное копытце

  • Коль сожмешь её сильней-больше будет силы в ней (пружина) Городок в табакерке

  • На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед

Но не редко льются слезы

Тех, кто рвет их. Это …(розы) Сказка о жабе и розе

  • Выпуча глаза сидит,

Непонятно говорит,

Родилась в воде,

А живет на земле? (жаба) (можно показать картинки – разновидности жаб)

  • И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Всё как есть ему покажет

(зеркало)

Висит на стенке Блюдце

В Блюдце рожицы смеются.

(Зеркало.)

В школьном коридоре

Озорной Овал.

Девчонок и мальчишек

Вмиг нарисовал.

(Зеркало.)

4) В каждой сказке есть свои герои. Какие герои бывают в сказке? (главные, положительные и отрицательные)

Назовите положительных героев каждой сказки. Дайте им характеристику.

-В какой сказке есть отрицательные герои?

v. Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся

Взвился вверх и улетел

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется

VI. Следующий конкурс –творческий.

  1. Работа с учебником. Выборочное чтение.

Сейчас будете работать в группе. Вам надо прочитать отрывок из сказки и нарисовать к этому отрывку рисунок. ( 1 ряд – Серебряное копытце - встреча Даренки с Серебряным копытцем. 2 ряд – Аленький цветочек - Разговор отца с дочерьми перед отъездом) – чтение

А сейчас вам надо нарисовать рисунок к прочитанному эпизоду ( звучит музыка – в мире много сказок, ребята рисуют рисунки)

  1. А теперь, ребята, вам предстоит защитить свой рисунок. Для этого вы должны представить инсценировку прочитанного фрагмента.9 инсценировка «Аленький цветочек»

-Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием.


VII. Работа по вопросам (обобщение)

  1. Как роза повлияла на настроение мальчика? (он улыбнулся)

  2. Что сделали с розой? (Её засушили)

  3. Что в сказке олицетворяет роза, и что жаба? (роза – доброта, красота, жаба – зло)

  4. Почему Кокованя решил взять сиротку? (он узнал, что она одна и пожалел её)

  5. Сколько лет было Даренке?(6)

  6. Как Кокованя, Даренка и Муренка проводили время?

  7. На какой ноге у особенного козла было серебряное копытце?

  8. Какие рожки были у этого козла?

  9. Почему, по словам Коковани, серебряное копытце лучше искать зимой?( картинки оленей)

  10. Кого увидела Даренка на покосном ложке?

  11. Почему Кокованя не узнал своего балагана?

  12. Что стали находить люди по тем покосным ложкам? ( хризолиты)

  13. Кого любил купец из сказки Аленький цветочек больше своего богатства? ( своих дочерей)

  14. Куда собрался купец и зачем? ( в тридевятое царство, тридесятое государство по делам торговым)

  15. Какой гостинец попросила каждая из дочерей?

  16. Где купец нашел аленький цветочек?

  17. Что должен был сделать купец в обмен на свою свободу?

  18. Как младшая дочь оказалась во дворце?

  19. Что сделали старшие сестры?

  20. Почему младшая сестра вернулась раньше срока во дворец?

  21. Что произошло с хозяином купца?

  22. Что сказала младшая сестра чудовищу?

  23. Чем закончилась сказка?

  24. Почему Городок в табакерке назвали сказкой?

  25. Чему научился герой сказки, попав в табакерку?

- Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете сказки.

VIII. Проверка домашнего задания

Но у нас есть еще один конкурс. «Юный сказочник».

-У вас было задание сделать книжку - малышку и сочинить свою сказку в соавторстве с соседом. Вы готовы рассказать нам свои сказки? (выставка работ детей)

IX. ИТОГ урока


И так, ребята, а что же самое главное в сказке, для чего они нам нужны? (каждая сказка чему-то учит)

-Да, сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок (слайд)

А чему же нас учит каждая из прочитанных сказок?

  • Городок в табакерке – с помощью фантастических героев мы узнали, как устроена музыкальная табакерка. Это познавательная сказка.


  • Сказка о жабе и розе – о доброте и зле. Роза - добрая, нежная, радуется жизни, а жаба – представляет собой жадность.

Люди, которые делают добрые дела – прекрасны, а жадные и ленивые –

отвратительны.

  • В сказке серебряное копытце каждый из героев верил в чудо и хотел это увидеть.

  • Аленький цветочек - сказка, в которой добро побеждает зло.

Какая сказка связана с реальностью? Серебряное копытце

-Какой вывод можно сделать из нашего урока? (Добро лучше, чем зло)

Я хочу закончить наш урок словам:


СТИХОТВОРЕНИЕ

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда_

Добро творить трудней.

Рождает зверя-зверь,

Рождает птицу-птица.

От доброго-добро,

От злого-зло родится.

Добро, сколь ни было б мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

РЕФЛЕКСИЯ:

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и совершайте добрые поступки.

Домашнее задание: Сочинить сказку о добре.

Самооценка урока. Поднять смайлики.

Оценки за урок.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по сказкам "Обобщение по теме "Литературные сказки" 4 класс

Автор: Луговских Вера Ивановна

Дата: 10.01.2023

Номер свидетельства: 622683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок - соревнование "Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-sorievnovaniie-obobshchieniie-po-razdielu-chudiesnyi-mir-klassiki"
    ["file_id"] => string(6) "227868"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440973700"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тема урока «Сказка о потерянном времени»."
    ["seo_title"] => string(43) "tiema_uroka_skazka_o_potieriannom_vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "418669"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495776474"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "Обобщение по разделу литературные сказки""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuv4klassieobobshchieniieporazdielulitieraturnyieskazki"
    ["file_id"] => string(6) "278953"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453152245"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Мудрость ценят все народы" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-mudrost-tsieniat-vsie-narody"
    ["file_id"] => string(6) "125138"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414920033"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "В гостях у великого сказочника. Урок внеклассного чтения по сказке Х.К.Андерсена « Снежная королева». "
    ["seo_title"] => string(115) "v-ghostiakh-u-vielikogho-skazochnika-urok-vnieklassnogho-chtieniia-po-skazkie-kh-k-andiersiena-sniezhnaia-korolieva"
    ["file_id"] => string(6) "126314"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415139792"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства