kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русской литературе на тему "Дуэль в русской классической литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 10 классе для обобщения изученного по произведениям М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина, где встречается тема дуэли. Урок помогает учителю заинтересовать учащихся чтением русской классической литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе на тему "Дуэль в русской классической литературе"»

Тема: «Дуэль в русской классической литературе».

Цели:

1.Знакомство с отрывками произведений, где есть дуэль.

2.Формирование навыков дневниковой работы.

3.Развитие чувства заинтересованности произведениями классической литературы.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Отгадать слово по подсказке.

А)Подсказка.
- Слово произошло от латинского duellum - «борьба двух»;
- Строго регламентированный кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного людей ответить за нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. (дуэль)

Б) Просмотр ролика про дуэль Пушкина и Дантеса.

II. Изучение новой темы.

А. Подготовиться к словесной дуэли:

- написать 5 вопросов по теме «Дуэль», используя информацию из презентации, которую читает учитель. Оценку «5» получает победитель словесной дуэли.

Дуэльный кодекс

Дуэльным кодексом обычно именуют свод правил, регламентирующих причины и поводы для вызова на дуэль, виды дуэлей, порядок вызова, его принятия и отклонения, порядок подготовки и проведения самой дуэли. Во Франции дуэльный кодекс был впервые опубликован графом де Шатовильяром в 1836 году. В конце XIX века общепризнанным для  Европы стал изданный в 1879 году дуэльный кодекс графа Верже. В  России известен изданный в 1912году дуэльный кодекс Дурасова.  Дуэльный кодекс всегда был общеизвестен в дворянской и офицерской среде  (а также в пределах других сообществ, где применялась дуэль).

Оружие

Основным видом дуэльного оружия изначально было холодное. Фламберг — двуручный (реже одноручный или полуторный) меч с клинком волнистой

(пламевидной) формы; сабля; нож, кинжал или дага; шпага; рапира.

В дуэлях дворян Западной Европы XIV XVII веков чаще всего использовалась лёгкая шпага или рапира в паре с дагой, так как это было единственное оружие, которое в пределах города 

дворянин мог носить при себе вне службы. 

В XVIII веке на дуэлях всё большее распространение получает огнестрельное оружие, главным образом — курковые однозарядные пистолеты. Гораздо реже для дуэлей применялось длин-ноствольное огнестрельное оружие (дуэль на ружьях, винтовках, карабинах) и мно-гозарядные пистолеты или револьверы. 

Известны также случаи применения на дуэлях совершенно «неканонического» оружия или предметов, используемых в таковом качестве. Так, например, описана дуэль между двумя английскими офицерами в Индии, заключавшаяся в следующем: офицеры несколько часов сидели неподвижно в тёмной комнате, куда запустили очковую 

змею, пока, наконец, она не укусила одного из них. В России в XIX веке был случай дуэли между приставом Цитовичем и  штабс-капитаном Жегаловым на медных канделябрах — такое оружие, в соответствии со своим правом оскорблённого, выбрал Цитович, поскольку не умел в достаточной мере ни стрелять, ни фехтовать.

Повод к дуэли

Вызов на дуэль обычно следовал в том случае, если одно лицо (оскорблённый) считало, что действия или высказывания другого лица (обидчика) наносят ущерб его чести. Само понятие чести при этом могло трактоваться очень широко и варьироваться в 

зависимости от социальной общности, к которой принадлежат оскорблённый и обидчик, а также от географических и исторических обстоятельств.

Вызов

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либоотправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях (когда обидчик был непосредственно доступен и небыло никаких объективных затруднений для передачи вызова) считались сутки. Затягивание с вызовомсчиталось дурным тоном.

Участники дуэли

В дуэли могли принимать участие сами  дуэлянты, то есть оскорбитель и  оскорблённый, секунданты, врач. Друзья и  близкие дуэлянтов также могли присутствовать, хотя не считалось хорошим  тоном превращать дуэль в спектакль, собирая на ней зрителей.

Секунданты

В идеале оскорблённый и оскорбитель до дуэли более не должны были встречаться и, тем более, общатьсямежду собой. Чтобы провести приготовления к дуэли и договориться об её условиях, каждый из нихприглашал одного или двух своих представителей — секундантов. Секундант выступал в двоякой роли: онобеспечивал организацию дуэли, отстаивая при этом интересы своего подопечного, и являлся свидетелемпроисходящего, который своей честью гарантировал, что всё делается в соответствии с традициями иравенство участников нигде не нарушено.

Дуэльные кодексы рекомендовали выбирать секундантов из числа равных по положению людей, неявляющихся заинтересованными в исходе дела и ничем не запятнавших свою честь. В соответствии с этимирекомендациями, секундантом нельзя было выбирать близкого родственника, своего или противника, а такжеодного из тех, кого непосредственно затрагивало нанесённое оскорбление.

Б. Словесная дуэль учеников. (3 пары)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА по «Деспасито»

В. После слов учителя заполнить семеричный дневник – таблицу.

Слова учителя.

Характеристики героев, участвующих в дуэли.

Гринев – Швабрин.

Петр Андреевич Гринев  - личность, которая стремится  к самосовершенствованию. Ему не дали систематического образования, но зато нравственное воспитание он получил. Его любила маменька, но баловала в меру, поручая воспитание отцу. Андрей Гринев  хотел научить своего сына дисциплине и отправил его служить в Белогорскую крепость.  Савельич, слуга, был добр и предан, помогал в сложной ситуации.Потом таким же станет и Петр Гринев ( он вывезет Машу   Миронову из осажденной крепости, еще раньше - подарит Вожатому тулупчик за то, что показал дорога). Петр, вырвавшись на свободу, проиграется в карты, будет грубить   слуге, но он совестлив, поэтому попросит прощения и никогда больше не станет пьянствовать и играть.  Гринев всю жизнь следовал завету отца: береги честь смолоду. Он не встал в ряды пугачевцев, потому что присягал Екатерине  Второй. Был готов пойти вместе со своими товарищами на эшафот. Петр Андреевич  умел дружить, любить, служить, держать слово, помогать людям. Он прожил достойную жизнь и может быть примером.



Швабрин из столичных дворян, получил хорошее образование, состоятельный молодой офицер, из знатной семьи. Алексей умный, служил в элитной гвардии, но разжалован за дуэль и сослан в гарнизон. Высокомерен, злобен и тщеславен, мечтает вернуться в элитную армию. Любит светские развлечения, азартен, не сдержан, провоцирует сослуживцев к дуэлям и как хороший фехтовальщик, легко удовлетворяет своё самолюбие. Отношение к службе Швабрина наплевательское, относится к своим обязанностям халатно, считает себя выше других, для него служба в тягость, он отбывает время, а не служит Отчизне. Для Швабрина служба-это лишь временная повинность, он видит своё предназначение в другом, защита Отечества-не для него, поэтому и становится предателем. Швабрин переходит на сторону Пугачёва, нарушает присягу. Унижается, заискивает перед атаманом, боится его, готов валяться в ногах, вымаливая прощение.

Калашников и Кирибеевич.

Купец Калашников - удалой боец, борец за святую правду. В характеристике купца Калашникова из «Песни про купца Калашникова» отражается образ статного молодца, русского богатыря: очи соколиные горят, распрямляет могучие плечи и натягивает боевые рукавицы. Образ купца Калашникова — это образ смелого и сильного человека, стойкого и честного. И хоть могила его безымянна, люди не забывают ее: проходит старый человек – перекрестится, идет мимо молодец – приосанится, если проходит девица, то пригорюнится. А пройдут гусляры – споют песенку.

Кирибеевич в поэме Лермонтова - это один из героев, который вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны хотелось бы переживать за молодца и его неразделенную любовь. Но, мы не можем этого сделать ведь, читая дальше произведение, все становится на свои места. Кирибеевич влюбляется в замужнюю женщину, которая не отвечает взаимностью. Женщина вполне довольна своей жизнью, любит своего мужа и счастлива. Но поступок опричника все меняет. Этот лукавый человек на глазах у всех соседей стал целовать и ласкать женщину. Таким поступком, не задумываясь о последствиях, он опозорил невинную женщину. Ей ничего не оставалось, как рассказать все мужу Калашникову. Тот и вызвал на бой опричника, чтобы защитить честь жены и своей семьи.



Онегин-Ленский.

Владимир Ленский является одним из главных персонажей романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Герой изображен автором, как красивый молодой человек лет восемнадцати с черными кудрями до плеч. Он долгое время провел в Германии, получил прекрасное образование в Геттингене, увлекался философией Канта и позиционировал себя, как вольнодумца и либерала. Ленский — завидный жених. Он был молод, богат, имел поместье в Красногорье. И многие помещики были бы рады принять его в качестве зятя. Светские развлечения не интересовали Ленского. А вот тихая семейная жизнь, тепло домашнего очага манили героя. Ленский — поэт с романтическим видением мира. Юный поэт совершенно не знал жизни и смотрел на мир с широко открытыми глазами. Владимир был очень сильно привязан к Евгению и придавал их дружбе большое значение.Ленский ценил больше всего в жизни — любовь и дружбу, идеализировал людей и не видел их сущности. С одной стороны, у него были все задатки, чтобы стать великим общественным деятелем, с другой стороны, его мог бы поглотить помещичий быт.

Печорин-Грушницкий

Печорин - герой своего времени Трагедия этой личности, обреченной на бездействие и одиночество, и есть основной идейный смысл романа "Герой нашего времени". Печорин получил светское воспитание, вначале гоняется за светскими развлечениями, но потом его ждет разочарование, попытки заняться наукой и охлаждение к ней. Он скучает, равнодушно относится к свету и испытывает глубокую неудовлетворенность своей жизнью. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и с силой воли. Он ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи: на любовные приключения, не совершая ничего полезного. Печорин делает несчастными людей, которые его окружают. Так он вмешивается в жизнь контрабандистов, мстит всем без разбору, играет судьбой Бэлы, любовью Веры. Он одерживает победу над Грушницким в дуэли и становится героем того общества, которое презирает. Он выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Он, живет "из любопытства", с одной стороны, а с другой - у него неистребимая жажда жизни.

Грушницкий — юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект — основное его наслаждение. Цель его жизни — сделаться героем романа. Он самолюбив.

Г. Дневниковая работа: заполнить таблицу в «Семеричном дневнике» (в раздаточном материале).

Жанр произведения

Автор

Название произведения

Дуэлянты

Причина дуэли

Вид оружия на дуэли

обиженный

обидчик

роман

Александр Сергеевич Пушкин

«Капитанская дочка»

Петр

Андреевич

Гринев

Алексей

Иванович

Швабрин

Гринев познакомился со Швабриным в Белогорской крепости, где проходил службу. Швабрин был переведен в эту крепость за убийство на дуэли одного поручика (!). А еще Гринев влюбился в дочку местного капитана - Машеньку. Однако Швабрин сам испытывает нежные чувства к Маше, а она отказалась выйти за него замуж, поэтому говорит Гриневу о ней всякие гадости. Тот в конце концов вспылил и оскорбил Швабрина, после чего они дерутся на дуэли, на которой Швабрин тяжело ранит Гринева.

шпаги

Историческая поэма

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Пе́снь про царя́ Ива́на Васи́льевича, молодо́го опри́чника и удало́го купца́ Кала́шникова»

Степан Парамонович Калашников

Любимый опричник царя И.Грозного Кирибеевич

Полюбил купеческую жену любимый царский опричник Кирибеевич и задумал недоброе дело. Повстречав как-то вечером Алену Дмитревну, возвращавшуюся домой из церкви, он стал ее «цалавать-ласкать», сулить золото, жемчуг, яркие камни и цветную парчу, если она полюбит его. Еле вырвалась она из его рук, но вслед ей уже смеялись «злые соседушки». Но не только «честную, непорочную» Алену Дмитревну осрамил и опозорил царский опричник. Он позарился на честь чужой семьи, и купец Калашников не мог стерпеть такой обиды. Решил он выйти на смертный бой, «до последних сил» с Кирибеевичем, не побоявшись силы и удали любимого бойца царя.

кулаки

Роман в стихах

Александр Сергеевич Пушкин

«Евгений Онегин»

Владимир

Ленский

Евгений

Онегин

Ситуация, которая привела к смерти героя, нелепа. Онегин, поступая из своих эгоистичных побуждений, решил подразнить Ленского и стал флиртовать с Ольгой Лариной. А так как Владимир воспринимал все слишком серьезно, он не видел другого выхода, кроме как вызвать друга на дуэль. Не будь Онегин так эгоистичен в своих намерениях, он мог бы перевести все в шутку и остановить кровопролитие. Но главный герой оставался принципиален и согласился на дуэль, итогом которой стала смерть молодого поэта.

лепажи

Роман

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Герой нашего времени»

Григорий Александрович

Печорин

Юнкер Грушницкий

Грушницкий вместе драгунским капитаном подкараулил Печорина, когда тот возвращался от Веры, но Григорию Александровичу удалось вывернуться и ускользнуть от них. Уже на следующий день Грушницкий стал распространять сплетню о тайной связи княжны Мери (которая жила в одном доме с Вероц) с Печориным.

Он даже мысли о своей неправоте не допускает, ему и в голову не приходит простая догадка: в доме есть молодая замужняя женщина, которая могла бы принимать Печорина по ночам. Важно другое: ничего истинно мужского в распространении подобных сплетен нет абсолютно; оскорблённый тем, что ему предпочли другого, Грушницкий не щадит ни в чём не повинную девушку, губит её репутацию, лишает возможности впоследствии, через какое-то время, свою личную жизнь устроить. И в этой ситуации проявляются худшие качества этого персонажа: подлость, недостойная мужчин склонность к сплетням, жестокость по отношению к девушке, любви которой не смог добиться. Из-за этого Печорин вызывает его на дуэль.


пистолеты



III.Домашняя работа.

Дополнить дневник, изучив по Интернету романы Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» и Льва Николаевича Толстого «Война и мир» или два других произведения, в которых есть сцены дуэли.







Раздаточный материал.

Жанр произведения

Автор

Название произведения

Дуэлянты и их состояние после дуэли

Причина дуэли

Вид оружия на дуэли

обиженный

обидчик

































































4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русской литературе на тему "Дуэль в русской классической литературе"

Автор: Васильева Людмила Германовна

Дата: 06.11.2018

Номер свидетельства: 483747

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект урока по литературе на тему М. Ю. Лермонтов.  Личность поэта. Стихотворе¬ние «Тучи». Мотивы оди¬ночества и тоски поэта-изгнанника."
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-lichnost-poeta-stikhotvorie-niie-tuchi-motivy-odi-nochiestva-i-toski-poeta-izghnannika"
    ["file_id"] => string(6) "303959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457626026"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "конспект урока "сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaskazkaotsariesaltanieaspushkin"
    ["file_id"] => string(6) "256329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448115320"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока на тему "Обобщающий урок""
    ["seo_title"] => string(45) "konspekt_uroka_na_temu_obobshchaiushchii_urok"
    ["file_id"] => string(6) "540201"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582034410"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства