kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпиграф к уроку: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а чувствительной душе.

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».»

Урок по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»



Цели: познакомить с повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; найти черты сентиментализма в повести, дать характеристику главным героям повести, раскрыть их внутренний мир, раскрыть общечеловеческие ценности в повести.

Эпиграф к уроку: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а чувствительной душе.

Ход урока:
Орг. момент.
1. Слово учителя: 



Знакомство с личностью Н.М.Карамзина.

Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по



2. История создания повести.

«Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе. Повесть «Бедная Лиза» является сентиментальным произведением, но в чем заключается эта сентиментальность, мы с вами и попробуем определить. 
- Повесть Н.М.Карамзина появилась в 1792 году, была встречена читателями с восторгом. Литературоведы пишут, что было повальное увлечение ею, а окрестности Симонова монастыря в Москве, где происходит действие повести, стали местом паломничества сложилась мода ходить в эти места, предаваться здесь уединенному чтению, кто-то вырезал записи на деревьях и т.д.. За короткое время произведение переиздавалось 6 раз.

3. Работа с текстом



Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.



- А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Найдите в тексте описывающие местность, где будет происходить действие повести.

-Какое настроение создаёт у вас этот пейзаж?

Какова его роль в повести?
-Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести?

Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже?

-Кто из героев повести представляет тот и другой миры, данные уже в пейзаже

Вывод: Уже в самом начале произведения прослеживаются черты сентиментализма. Это яркое противопоставление города и деревни, которое мы будем с вами послеживать по всей повести. Также мы с вами увидели, что описание местности уже предвещает нам трагическое развитие событий. Мы уже понимаем, что главные герои повети не могут быть вместе.

4. Сопоставление героев: 
Образ Лизы
- Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?
- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью?
- Чем занималась Лиза целыми днями?
- А почему Лизе пришлось работать?
- Что можете сказать о матери Лизы? Как, по-вашему, она воспитывала дочь?
- Давайте обратимся к речи матери Лизы? Какая эта речь? И обратимся к описанию крестьянского быта? 
- Итак, сделаем вывод. Какой же перед нами предстает Лиза? 
Момент зарождения чувства Лизы весна, ландыши. В ее восприятии это «молодой, хорошо одетый человек, приятного вида». Не случайно матери она скажет: «У него такое доброе лицо, такой голос». Лиза испытывает огорчение, грусть, когда его нет, когда приходит, радость, счастье. Лизе не помогают никакие доводы рассудка. Она прекрасно знает, что дворянин не пара крестьянке, в глубине сердца живет предчувствие боли, беды, но это лишь усиливает любовь.
Образа Эраста.
-Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?

- Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?
- Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?
-Вывод: Каким предстает Эраст? Автор показывает внутренний мир Эраста, который полон добрых намерений, хочет чистых отношений и верит, что будет «жить с Лизой, как с сестрой». «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям, - думал он, и решился - по крайней мере на время оставить большой свет». Но с другой стороны, Эраст не только как человек слабый, но именно как человек, привыкший к богатству и дорожащий им больше всего, погубил Лизу и себя. Она считала себя преданной возлюбленным, поэтому бросилась в пруд. Он же « продает себя» богатой женщине, вдове, «был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».
-Какова роль пейзажа в повести
- Чем закончились отношения героев? 
(Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета).
- Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство?

- Как понимать финальную фразу повести? («Теперь, может быть, они(Лиза и Эраст) уже примирились!»( в ином мире))
- А от чьего лица ведется повествование?
Вывод по повести.
- Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
- Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?
Домашнее задание: 1 вариант – пишет в рабочих тетрадях характеристику Эраста;
2 вариант – характеристику Лизы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Автор: Глазкова Наталья Петровна

Дата: 18.10.2017

Номер свидетельства: 433231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» "
    ["seo_title"] => string(26) "n-m-karamzin-biednaia-liza"
    ["file_id"] => string(6) "192600"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427476026"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Урок литературы в 9 -м классе с использованием ИКТ. Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме 12.11.2015г."
    ["seo_title"] => string(123) "urok-litieratury-v-9-m-klassie-s-ispol-zovaniiem-ikt-n-m-karamzin-biednaia-liza-poniatiie-o-sientimientalizmie-12-11-2015gh"
    ["file_id"] => string(6) "252298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447350767"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""И крестьянки любить умеют" (Урок литературы по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)"
    ["seo_title"] => string(86) "i-kriest-ianki-liubit-umieiut-urok-litieratury-po-poviesti-n-m-karamzina-biednaia-liza"
    ["file_id"] => string(6) "248133"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446664285"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок по повести Н.М.Карамзина  "Бедная Лиза" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-po-poviesti-n-m-karamzina-biednaia-liza"
    ["file_id"] => string(6) "246886"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446472631"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока литературы в 8 классе «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieratury_v_8_klassie_chierty_sientimientalizma_v_poviesti_n_m"
    ["file_id"] => string(6) "435734"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509455481"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства