Тема: Н.М.Карамзин
Цели : 1.Усвоить новые знания на основе идейно-художественного анализа повести, вызвать чувство сожаления, протест против несправедливости и унижения человеческого достоинства
2.Уметь выделять главную мысль произведения, формулировать свои мысли, развивать умение слушать и слышать других.
3.Осуществлять духовно-нравственного воспитания через художественное произведение.
Ход Прозвенел и смолк звонок
урока: 1. Орг.момент Начинаем наш урок
2. Психологический настрой Слушайте, запоминайте
«Добрый день! Настроимся на хороший урок» Ни минуты не теряйте.
Все: «Я люблю солнце, - оно любит меня!
Я люблю землю, - оно любит меня!
Я люблю людей, - они любят меня!»
3. Сообщение новой темы
Н.М.Карамзин 1766-1826 г.г (биографические сведения )
Игра: «Кто лучше знает и помнит» (учащиеся вспоминают литературные термины)
- Короткий текст, помещаемый перед текстом произведения (эпиграф)
Эпиграф «Литература должна
урока: Делать добро людям»
А.Яшин
- Как вы понимаете эти строки?
(Литература – художественное отражение жизни человека и общества. Она обогащает нас, делая умнее, образованнее, воспитывает характер. Развивает интерес к художественным произведениям.)
* Литературный жанр описательно-повествовательного типа, в котором действительность представлена в виде ряда эпизодов, этапов из жизни героя, средняя эпическая форма. (повесть)
4. Усвоение новых знаний на основе прочитанного.
На уроке мы постараемся проанализировать повесть Н.Карамзина «Бедная Лиза». Дома вы должны были познакомиться с повестью. Учитывая рекомендации читать не «запоем», не «залпом», а с карандашом в руке, делая пометки на полях.
- Как вы прочитали повесть, о чем она на ваш взгляд?
«Мини викторина»
- В каких «приятных местах» любит гулять автор- рассказчик. Дайте описание
- Чем привлекают автора стены Симонова монастыря?
- С кем и где жила Лиза?
- Как проявляла заботу о матери?
- При каких обстоятельствах Лиза познакомилась с Эрастом?
- Какими рисует автор молодых людей. Найдите портреты.
- Кто из персонажей повести вам особенно запомнился?
- Какие эпизоды произвели на вас впечатления?
- Какие фрагменты вам показались драматичными и даже трагичными?
- Что такое добро и зло?
(Добро- это поступки совершаемые во благо других.
Зло - это поступки совершаемые во вред другим для достижения собственной цели)
- Круг явлений, образующих основу произведения, объект художественного произведения, то о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей (тема) о чем?
(красота и сила любви, несмотря на социальное неравенство. Власть любви всемогущее, что даже способствует преступить любые законы.)
- Главная, обобщающая мысль в художественном произведении (идея)
( учит справедливости, честности) зло надо исправлять, а еще лучше
никому и никогда не делать этого.
- Совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной последовательности, раскрывающая характеры действующих лиц (сюжет)
(История любви молодой бедной девушки и богатого дворянина. Любовь была взаимной, страстной, чувства глубокими. Счастье было не долгим, Эраст обманул Лизу. Она не пережив обмана, бросается в пруд. Эраст до конца жизни считает себя убийцей.)
- Построение художественного произведения ( композиция)
(Повесть ведется от лица автора- рассказчика. В форме воспоминания случая
произошедших близ Симонова монастыря в Москве. В повести присутствует противопоставление героев, поведений, чувств.)
Сегодня мы с вами говорили о людях,об их взаимоотношениях, о поступках и последствиях. Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза» о вечной проблеме, которая
вряд ли когда - нибудь будет решена.
Где существует добро и зло – в окружающем мире или в душе человека?
(добро и зло существуют не во внешнем мире, а в душе человека.)
Рефлексия. Итог урока.
Автор,
жанр
произведения
Центр грамотности
(название)
Центр науки
(Синквейн)
Центр чтения
( характеристика героев)
Центр искусства
(мои мысли)
-Центр грамотности (название)
1.Бедный - имеет недостаток в чем- нибудь, тоже что неимущий.
2.Бедный – несчастный, жалкий, заслуживающий сожаления.
Сочувствие, сострадание, сопереживание,
-Центр чтения (характеристика) Венн диаграмма
-Центр науки (пятистишие)
Предательство
Злобное, бессердечное
Обжигает, ранит, губит
Предал один раз, предаст еще раз
Подлость
-Центр искусства (мои мысли по поводу прочитанного)
В заключении урока хотелось зачитать строки
Казахской поэтессы Турсынхан Абдрахмановой
Вершить добро – занятие не простое,
Здесь осторожность трезвая нужна
Подлец ведь тем и подл, что, совершая зло,-
Он веры подрубает легкие крыла!
В стихах поэт предостерегает нас от коварства, предательства, подлости.
Д/з Мини- сочинение. О чем заставила задуматься повесть «Бедная Лиза»?