Просмотр содержимого документа
«Урок по обновленной программе»
6 класс
Тема:Образ Прометея в литературе.
Д. Байрон «Прометей», Лонгфелло «Прометей».
Цели: 1) способствовать формированию знаний учащихся о положительных качествах
Прометея и отражении образа Титана в литературе (творчестве Байрона, Лонгфелло); способствовать ознакомлению со стихотворениями поэтов, посвящённых Прометею и их точкой зрения на его поступки;
2) способствовать развитию навыков выразительного чтения, умения отвечать на
поставленный вопрос по изучаемому произведению; способствовать развитию памяти,
мышления;
3) способствовать воспитанию чувства уважения к человеку, к таким его качествам, как
смелость, мужество, способность любить, жертвовать собой ради других, ради Родины.
Оформление: иллюстрации к мифу о Прометее, иллюстрации с изображением Титана,
эпиграф к уроку «Светя другим, сгораю сам» (Ван Тюльп)
Тип урока: изучение нового материала.
План.
I. Оргмомент. Цели и задачи урока.
II. Систематизация и обобщение изученного материала.
1) мифологическая разминка ( дается имя богов, героев; нужно рассказать чем
? Что сделал он для людей? (легенда о Данко - «Что сделаю я для людей?»)
III. Образ Прометея в литературе. Д.Байрон «Прометей», Лонгфелло «Прометей».
1) знакомство с текстом стихотворения Байрона «Прометей»
(выразительное чтение стихотворения и беседа по нему)
1 – ая часть.
? Как объясняет автор причину страданий Прометея?
? Какие страдания испытывает Титан?
? На что надеялся Зевс, когда решил наказать Прометея?
? Как относится Прометей к своим страданиям?
? Дал ли возможность Зевсу возрадоваться?
2 – ая часть.
? Как автор характеризует поведение Прометея во время страданий и мук?
? Прометей «в небо слал ему угрозы», но о чём умалчивал Титан?
(трон не вечен)
? Почему напуган Зевс?
? Каким образом он выказал свою слабость?
3 – я часть.
? Как, по мнению автора, пронёс «свой жребий» Прометей?
? Как Байрон говорит о человеке? Он сильный или слабый? Докажите текстом.
? Каково отношение поэта к человеку и к Прометею?
Подведение итога.
? Стихотворение Д. Байрона называется «Прометей». Только ли о Прометее оно?
В: Человек также, как и Титан Прометей, обладает замечательными качествами:
смелостью, мужеством, он способен любить, жертвовать собой ради других,
ради Родины. (война, спасение зернового поля, помочь тому, кто оказался в беде,
помочь слабому …)
Горький говорил: «Человек! Это звучит гордо! Че-ло-век!... Это великолепно!»
чтение и беседа по стихотворению Лонгфелло «Прометей»
? Почему «все века и страны» знают «о герое Прометее»?
? Какие его подвиги «славят»?
(из чертогов громовержца похитил пламя, олимпийцам бросил вызов)
? Чего или кого не боится, по мнению поэта, Прометей?
(злобного коршуна)
? Коршун - это птица? Какая птица? (хищная)
? А может быть, поэт имел ввиду не только птицу? ( Зевса) Почему?
Перенесёмся в Древнюю Грецию. Олимпиада… Для того, чтобы начать её, зажигают олимпийский огонь. Как его сейчас «доставляют» в тот город, где будут проходить очередные Олимпийские игры?
Победителя венчали лавровым венком.
? Автор размышляет: каким должен быть поэт?
? Что он говорит об этом в своём стихотворении?
? Почему оно называется «Прометей»?
В: Прометей дал людям огонь – это свет, от которого светло, тепло, уютно.
Поэт также, как и Прометей, должен нести людям свет, быть «вестником
Света», поднимать выше пламя, чтобы светить им людям, заставлять людей
задуматься над смыслом жизни, понять, для чего живёт человек.
3) сопоставление произведений о Прометее с мифом.
? Одинаково ли представление поэтов о подвиге Прометея?
? Как они относятся к своему герою?
? Есть ли различия?
(Поэт, как и режиссёр, по - своему видит произведение, образ, по - своему его интерпретирует. Но в данных произведениях поэтов разных времён, народов (англичанин и француз) очень схожее понимание образа Титана Прометея)