kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе "Вольга и Микула"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: углубить знания о былинах на примере былины «Вольга и Микула».

 

Ход урока

I. Организационный этап

Создание коллаборативной среды.

Объединение в группы.

II. Проверка домашнего задания.

1. Как на Севере называли былины?

2. Откуда родом Илья Муромец?

3. Как долго сиднем просидел Илья Муромец?

4. Где встретился Илья Муромец с Соловьём-разбойником?

5. Кто же исцелил Илью Муромца?

6. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать?

7. К каким былинам относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?

8. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе?

9. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-разбойник? Что об этом говорится в былине?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Вольга и Микула"»

Исторические песни. Основные темы, идеи, герои. Циклы исторических песен.


Цель:

Познакомиться с жанром исторических песен; научиться отличать исторические песни от былин.

Ход урока

I. Организационный этап

Создание коллаборативной среды. Тренинг «Поздороваемся».

Объединение в группы.

II. Актуализация

Беседа по вопросам.

- Ребята, давайте вспомним, какие произведения устного народного творчества называются былинами?

- Назовите два основных вида (цикла) былин.

- Перечислите основные отличительные признаки былины.

- Какие былины вы прочитали?

- Чем они понравились вам?


III. Формирование новых понятий и способов действия.

  1. Слово учителя.

- Сегодня мы продолжим разговор о произведениях устного народного творчества. Речь пойдет о новом для вас жанре фольклора, родственном былине – об исторической песне. Термин «историческая песня» не народный. Он введен в литературу учеными. В народе эти произведения называют просто «песня» или «старинка».

Предметом изображения в исторических песнях были действительные события или отдельные эпизоды из жизни исторических личностей. Первые исторические песни еще похожи на былины своей формой. Однако в них уже видны особенности жанра: близость содержания к конкретным историческим событиям; изображение в качестве героев действительно живших людей, не наделенных преувеличенной физической силой или волшебными свойствами. Постепенно исторические песни все больше отходят от традиционной былинной поэтики. Песни о Пугачеве, Разине, Петре I и другие, более поздние произведения уже далеки от былин. Историческая песня начинает сближаться с лирическими песнями, особенно с солдатскими и разбойничьими.

Историческая песня прежде всего художественное произведение. Во всяком художественном произведении, даже если оно создано на основе документальных материалов, есть определенная доля вымысла. В произведениях на исторические темы народные певцы не стремились к точному изображению событий. В художественных образах исторических песен выражено отношение народа к изображаемым событиям, дана оценка деятельности исторических личностей. Сохранность исторических песен в течение нескольких столетий свидетельствует о том, что взгляды и стремления народа одной эпохи были близки людям и в последующие времена.

Истинные герои исторических песен, как и былинные богатыри, восхищали и радовали людей, были примером для подражания, вызывали гордость своей страной, которая рождала героев. Такие герои жили не только в прошлом, они продолжали жить в песнях, будили надежду, звали народ на борьбу.


  1. Прослушивание песни «Казнь Стеньки Разина»

  2. Чтение учителем исторической песни.

Физминутка.


IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа с учебником. Чтение статьи (стр. 67-69).


2. Беседа.

- Дайте определение жанра исторической песни.

- Какова история этого жанра? Назовите его основные темы.

- Чем историческая песня отличается от баллады?


3. Выразительное чтение исторической песни учащимися.


V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 67-69.

2. Подготовить выразительное чтение исторической песни.


VI. Этап рефлексии, «дерево Успеха»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок по литературе "Вольга и Микула"

Автор: Рогаль Наталья Анатольевна

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 386724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок на тему: "Былина "Вольга и Микула Селянинович" (7 класс)"
    ["seo_title"] => string(60) "urok_na_tiemu_bylina_vol_gha_i_mikula_sielianinovich_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "427952"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505220719"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Вольга и Микула Селянинович". Урок-презентация в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(64) "vol-gha-i-mikula-sielianinovich-urok-priezientatsiia-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224138"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438517008"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок литературы в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(26) "urok_literatury_v_7_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "563407"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1605442966"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224220"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603757"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Индивидуальная рабочая программа по литературе с использованием ИКТ для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(88) "individual-naia-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-s-ispol-zovaniiem-ikt-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "170563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423570908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства