Цель: углубить знания о былинах на примере былины «Вольга и Микула».
Ход урока
I. Организационный этап
Создание коллаборативной среды.
Объединение в группы.
II. Проверка домашнего задания.
1. Как на Севере называли былины?
2. Откуда родом Илья Муромец?
3. Как долго сиднем просидел Илья Муромец?
4. Где встретился Илья Муромец с Соловьём-разбойником?
5. Кто же исцелил Илью Муромца?
6. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать?
7. К каким былинам относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?
8. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе?
9. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-разбойник? Что об этом говорится в былине?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Вольга и Микула"»
Исторические песни. Основные темы, идеи, герои. Циклы исторических песен.
Цель:
Познакомиться с жанром исторических песен; научиться отличать исторические песни от былин.
Ход урока
I. Организационный этап
Создание коллаборативной среды. Тренинг «Поздороваемся».
Объединение в группы.
II. Актуализация
Беседа по вопросам.
- Ребята, давайте вспомним, какие произведения устного народного творчества называются былинами?
- Назовите два основных вида (цикла) былин.
- Перечислите основные отличительные признаки былины.
- Какие былины вы прочитали?
- Чем они понравились вам?
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Слово учителя.
- Сегодня мы продолжим разговор о произведениях устного народного творчества. Речь пойдет о новом для вас жанре фольклора, родственном былине – об исторической песне. Термин «историческая песня» не народный. Он введен в литературу учеными. В народе эти произведения называют просто «песня» или «старинка».
Предметом изображения в исторических песнях были действительные события или отдельные эпизоды из жизни исторических личностей. Первые исторические песни еще похожи на былины своей формой. Однако в них уже видны особенности жанра: близость содержания к конкретным историческим событиям; изображение в качестве героев действительно живших людей, не наделенных преувеличенной физической силой или волшебными свойствами. Постепенно исторические песни все больше отходят от традиционной былинной поэтики. Песни о Пугачеве, Разине, Петре I и другие, более поздние произведения уже далеки от былин. Историческая песня начинает сближаться с лирическими песнями, особенно с солдатскими и разбойничьими.
Историческая песня прежде всего художественное произведение. Во всяком художественном произведении, даже если оно создано на основе документальных материалов, есть определенная доля вымысла. В произведениях на исторические темы народные певцы не стремились к точному изображению событий. В художественных образах исторических песен выражено отношение народа к изображаемым событиям, дана оценка деятельности исторических личностей. Сохранность исторических песен в течение нескольких столетий свидетельствует о том, что взгляды и стремления народа одной эпохи были близки людям и в последующие времена.
Истинные герои исторических песен, как и былинные богатыри, восхищали и радовали людей, были примером для подражания, вызывали гордость своей страной, которая рождала героев. Такие герои жили не только в прошлом, они продолжали жить в песнях, будили надежду, звали народ на борьбу.
Прослушивание песни «Казнь Стеньки Разина»
Чтение учителем исторической песни.
Физминутка.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Работа с учебником. Чтение статьи (стр. 67-69).
2. Беседа.
- Дайте определение жанра исторической песни.
- Какова история этого жанра? Назовите его основные темы.
- Чем историческая песня отличается от баллады?
3. Выразительное чтение исторической песни учащимися.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Чтение статьи учебника, стр. 67-69.
2. Подготовить выразительное чтение исторической песни.