Устное народное
творчество
БЫЛИНА
Тот, кто духом не проникнет
В толщу трех тысячелетий,
К темноте, как крот, привыкнет,
Век живя на белом свете.
И. В. Гёте
Цель урока:
Задачи урока:
- Дать понятие былины .
- Познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом.
3. Углубить представления семиклассников о национальном своеобразии русского фольклора.
4. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.
Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества.
М.Горький
Тот, кто духом не проникнет
В толщу трех тысячелетий,
К темноте, как крот, привыкнет,
Век живя на белом свете.
И. В. Гёте
Повторение изученного
Жанры унт
Большие жанры:
Малые жанры:
Сказки, былины, предания, исторические песни, лирические песни
Загадки, потешки,
заклички, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
потешка
Зимой беленький,
летом серенький.
загадка
В некотором царстве, в некотором государстве жил –был царь. И было у этого царя три сына…
сказка
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!
скороговорка
1."Как две капли воды"
2."Как снег на голову"
3. "На помине легок"
1."На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь«
2."На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся",
поговорка
выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность
пословица
краткое народное изречение с назидательным содержанием
Изучение нового
материала
Былина - героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX—XIII веков.
Социально-бытовые
Героические
Сказители доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру. Каждый из них обладал своими индивидуальными особенностями.
Композиция былины
- Запев (для привлечения внимания).
- Завязка действия ( поручение).
- Развитие действия.
- Кульминация (подвиг богатыря).
- Развязка действия (расправа с врагом).
- Исход.
Выразительное чтение
былины
Художественные особенности былин
1.Гипербола (преувеличение)
2. Прием троичности.
3. Повторы
4. Постоянные эпитеты
5.Использование речитативов.
6. Отсутствие рифмы.
Аналитическая беседа
по вопросам
- Какой теме посвящена былина?
(В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)
- Кто ее главный герой?
- Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле?
Что прославляется
в данной былине?
Какова основная мысль? Свяжите с эпиграфом.
Главная ценность на Земле — человек-труженик. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.
Задания по группам:
1 группа. Характеристика Вольги и Микулы Селяниновича в виде кластеров.
2 группа. Отличительные черты былинного эпоса. Привести примеры из текста.
Что должно
примерно получиться
Может превращаться в рыбу, птицу
Описание внешности отсутствует
Наделен богатырской силой
Вольга
Микула Селянинович
князь
пахарь
Занимается крестьянским трудом
Подробное описание внешности самого пахаря, а также его кобылы
Едет по городам собирать «получку»
Даже кобыла оратая сильнее, быстрее, красивее, чем у княжеской дружины
1.Гипербола (преувеличение): вся дружина против одного Микулы Селяниновича
2. Прием троичности.Первый, второй, третий день…Тридцать молодцев в дружине,три города (Курцовец, Ореховец, Крестьяновец) на пути дружины, трижды посылает Вольга дружину , «чтобы сошку из земли повыдернули»
3. Повторы: «…молодой Вольга, молодой Вольга Святославович», «У оратая…, У оратая…»
4. Постоянные эпитеты: солнце красное, синии моря, молодой Вольга и др.
5.Использование речитативов.
6. Отсутствие рифмы.
Рефлексия
- Былина – это…
- Каковы композиционные и речевые особенности былины?
3. «Вольга и Микула Селянинович» относится (киевскому, новгородскому) циклу и (социально-бытовому, героическому) типу.
4.Что и кто прославляется в былине?
Домашнее задание:
- Выразительное чтение былины.
- Составление кроссворда по новым понятиям , терминам.