Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Былина "Вольга и Микула Селянинович" (7 класс)»
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок на тему:
«Былина «Вольга и Микула Селянинович»
(7 класс)
Учитель русского языка и литературы
Курбатова Галина Николаевна
2017 год
Урок 4 Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Цели: продолжить знакомство с былинами; прививать любовь к устному народному творчеству.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями, исполнением былины.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;
· регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
· коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные:принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего задания.
– Назовите и охарактеризуйте два основных цикла былин. (Киевский и Новгородский. Киевский цикл: действие в Киеве; принимает участие князь Владимир; основная тема – защита русской земли от кочевников; герои – три богатыря-воина; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин. Новгородский цикл: город вел торговлю; плавание в другие страны; затронуты социальные темы.)
– Перескажите статью «О собирании, исполнении и значении былин».
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (орáтай, óрет – пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого правителя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «...Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.
2. Работа по учебнику.
Словарная работа: анализ слов-сносок в учебнике.
Чтение былины учителем и подготовленными учениками-ассистентами (по ролям).
Аналитическая беседа по вопросам.
– Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)
– Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе.)
– Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем».)
Задание 1.
– Зачитайте описание внешности пахаря. («А у оратая кудри качаются… А кафтанчик у него черна бархата» (с. 18). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда: пахота, жатва, покос – была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд крестьянский выше воинского труда ценится.)
– Как описан труд Микулы? («Повыехали в раздольице… А омешки по камешкам почиркивают» (с. 17–18). «Как орет в поле орáтай… каменья в борозду валит» (с. 18). Крестьянский труд требует выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви.)
Задание 2.
– Найдитепостоянныеэпитеты. («Хоробрая», «омешики... булатные», «гужики… шелковые» и др.)