kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе на тему: Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительная характеристика героев рассказа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе на тему: Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительная характеристика героев рассказа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе на тему: Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительная характеристика героев рассказа.»

5 кл. Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя.

Сравнительная характеристика героев рассказа.


Цели: 1.Обучение умению отбирать материал из текста в

соответствии с темой.

2.Обучение умению составлять сравнительные харак-

теристики героев.

3.Выяснение мотивов действий Жилина и бездействий

Костылина.


Оформление доски:

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

Сравнительная характеристика героев рассказа.

Береги платье снову, а честь смолоду.


Сам погибай, а товарища выручай.

Пословицы.


Репродукции с изображением План:

Жилина и Костылина. 1.Военное звание.

2.Внешняя характеристика:

3.Плен:

а) место жительства в плену;

б) питание пленных;

в) занятия;

г) подготовка к побегу;

4.Первый побег.

5. Второй побег.

Ход урока:


- На предыдущих уроках познакомились с малым эпическим жанром –рассказом, выясним его жанровые особенности.


- Для того, чтобы перейти к теме урока, проведем небольшую разминку ( учащиеся сигнализируют хлопком или другим жестом в том случае, если суждение правильное)

1.События происходят осенью (-)

2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)

3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)

4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)

7.Во время первого Костылин показал себя слабым человеком(+)

8.Второй раз Жилин бежал один(+)

9Во время второго побега ему помогли Дина и русские

Солдаты(+)

10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск

не поехал(+)

Целеполагание:

- На первый взгляд кажется, что в рассказе всё понятно, но в то же время многое остаётся неясным. Что после прочтения рассказа вам осталось неясным? В чём бы вы хотели разобраться?

После ответов учащихся учитель обобщает:

- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

-Кто является главным героем?

-Как раскрывается характер каждого из героев в сложной ситуации?


На все поставленные вопросы дать ответы нам поможет сравнительная характеристика героев. В ходе урока , пользуясь планом, записанным на доске, учащиеся заполняют таблицу.


Формы работы: выборочное чтение, пересказ , инсценирование эпизодов, заранее подготовленные сообщения , чтение по ролям и др.



Жилин

Костылин

Военное

Звание

(выбороч-

ное чтение)



офицер



офицер

Внешняя

характ-ка

(заранее

подгот.

Сообщ.)

Невелик ростом, но удал и т.д.

Грузный мужчина, толстый,

красный, пот с него так и

льёт.

Плен

(чтение по

ролям)

Попадает в плен, т.к.

Костылин бросил его

одного

Струсил и ускакал.

Место жи-

тельства

в плену.

(пересказ

эпизода)



Горный татар



ский аул, сарай.

Питание

Пленных

(выборочн.

чтение)

Лепёшки из п

сырое да вод

+

Молоко, сырные лепёшки, кусок баранины

росяной муки или тесто

а

Занятия в

плену

(пересказ

эпизодов)

-писем не писал, всё высматривал, выпытывал, как ему устроить побег;


-рукодельничал, учился понимать татарский язык и др.

-писал письма домой, скучал, ждал, когда пришлют денег;


- считал дни, спал.

Подготовка

к побегу

(инсцениро-

вание)



АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ

(хотя обстоят


ПАССИВНАЯ ЖИЗНЬ

ельства одинаковые)

Первый

Побег

(заранее

подготовл.

сообщении)

Выносливость.

«Не годится товарища бросать»

Отстаёт, охает, боится любого шороха (олень).Не может вынести боль и криком выдаёт себя.

Второй побег

(общие

выводы)

Не смирился с судьбой и совершает побег один.

Смирется с судьбой, ждёт освобождения.

После заполнения таблицы обращаемся к вопросам, поставленным в начале урока.

-Работа с эпиграфами.

-Рефлексия: Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?

Домашнее задание:стр.202-203, прочитать, ответить на вопросы.

Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пронина Анастасия Анатольевна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Презентация и конспект  урока литературы 5 класс. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Сравнительная характеристика героев рассказа. "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-litieratury-5-klass-l-n-tolstoi-kavkazskii-pliennik-sravnitiel-naia-kharaktieristika-ghieroiev-rasskaza"
    ["file_id"] => string(6) "181228"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425312982"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник" Жилин и Костылин" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-l-n-tolstoi-kavkazskii-pliennik-zhilin-i-kostylin"
    ["file_id"] => string(6) "195953"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427986057"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Технологическая карта урока по теме Л.Толстой. "Кавказский пленник" : Жилин и Костылин."
    ["seo_title"] => string(91) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-l-tolstoi-kavkazskii-pliennik-zhilin-i-kostylin"
    ["file_id"] => string(6) "281160"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453477163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства