kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме Л.Толстой. "Кавказский пленник" : Жилин и Костылин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Тип урока: комбинированный

Цель

Образовательная: выявлять основную идею рассказа; обучать умению отбирать материал из текста для работы над темой;

Развивающая: развивать навыки сравнительной характеристики героев; речевую деятельность учащихся;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к поведению человека в сложной жизненной ситуации.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Создавать сравнительную характеристики, выявлять авторскую позицию, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, составлять рассказ от лица героя

Личностные: выявлять критерии сопоставления, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника;

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

.

Основные понятия

Литературный герой, сопоставление, противопоставление, поступок, портрет, авторская оценка.

                                           Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

  • Изобразительное искусство
  • Работа с текстом
  • Учебная беседа
  • Устные рассказы
  • Работа со словарем
  • Защита рисунков
  • Рабочая программа
  • Учебник литературы
  • Поурочные разработки
  • Иллюстрации к произведению

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап. 2 мин.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Включает в деловой ритм, готовит класс к работе.

Отвечают на приветствие учителя.

II. Проверка выполнения домашнего задания. 7 мин.

Цель этапа: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися.

Определяет степень понимания текста.

Рассказывают о Толстом. Чтение и обсуждение составленных планов текста.

Защищают свои рисунки.

III. Актуализация знаний. 5 мин.

Цель этапа: вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина.

Формирует вопросы для коллективного диалога.

(Какие исторические события положены в основу рассказа?

Назовите главных героев рассказа. В плену оказались два офицера, а рассказ назван «Кавказский пленник». Почему? О ком идет речь? На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?)

Стараются, почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, активно борется, а другой - только ноет и страдает.

IV. Постановка проблемной задачи. 4 мин.

Цель этапа: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Выдвигает проблему.

Какая проблема, как вы считаете, поставлена в этом рассказе?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Подходят к проблеме проявления разных личностных качеств в одних и тех же условиях.

Решают учебную задачу по определению темы урока и идеи рассказа «Кавказский пленник».

V. Изучение нового материала.

12 мин.

Цель этапа: вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина.

.

Формирует вопросы для обобщающей беседы.

Прослушивание фрагментов V главы в актерском исполнении.

Формирует вопросы для беседы об идее, сюжете, рассказе.

Сообщают о главных героях рассказа (по группам) и составляют план сравнительной характеристики.

Отвечают на вопросы.

После прослушивания выполняют задание 4.

VI. Физминутка. 3 мин.

Цель этапа: снять переутомление и напряжение, внести эмоциональный заряд.

Создает условия для снятия переутомления у детей.

Участвуют в динамической паузе

VII. Проверка понимания учащимися нового материала. 6 мин.

Цель этапа: формировать умение работать в группах, вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров.

Формирует вопросы для беседы об идее, сюжете рассказа.

Обсуждение иллюстраций учебника (или найденных в Интернете) к рассказу.

Викторина по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Работают со словарем литературоведческих терминов. Приводят примеры из текста. Участвуют в коллективном диалоге. Проверяют себя на умение сотрудничать с учителем. Для построения нового знания пользуются приемами художественного анализа текста

Обсуждают иллюстрации

Участвуют в викторине по вопросам, выполняют задания.

VIII. Информация о домашнем задании (комментирование). 3 мин.

Цель этапа: прокомментировать ход выполнения домашнего задания.

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывают дом. зад. Слушают комментирование.

IX. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 3 мин.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни? Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Высказывают суждения. Оценивают свою работу на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме Л.Толстой. "Кавказский пленник" : Жилин и Костылин.»

Тема. Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Тип урока: комбинированный

Цель

Образовательная: выявлять основную идею рассказа; обучать умению отбирать материал из текста для работы над темой;

Развивающая: развивать навыки сравнительной характеристики героев; речевую деятельность учащихся;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к поведению человека в сложной жизненной ситуации.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Создавать сравнительную характеристики, выявлять авторскую позицию, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, составлять рассказ от лица героя






Личностные: выявлять критерии сопоставления, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника;

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

.

Основные понятия

Литературный герой, сопоставление, противопоставление, поступок, портрет, авторская оценка.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

  • Изобразительное искусство

  • Работа с текстом

  • Учебная беседа

  • Устные рассказы

  • Работа со словарем

  • Защита рисунков

  • Рабочая программа

  • Учебник литературы

  • Поурочные разработки

  • Иллюстрации к произведению





Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика

I. Организационный этап. 2 мин.


Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Включает в деловой ритм, готовит класс к работе.

Отвечают на приветствие учителя.

II. Проверка выполнения домашнего задания. 7 мин.

Цель этапа: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися.

Определяет степень понимания текста.

Рассказывают о Толстом. Чтение и обсуждение составленных планов текста.

Защищают свои рисунки.

III. Актуализация знаний. 5 мин.

Цель этапа: вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина.


Формирует вопросы для коллективного диалога.

(Какие исторические события положены в основу рассказа?

Назовите главных героев рассказа. В плену оказались два офицера, а рассказ назван «Кавказский пленник». Почему? О ком идет речь? На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?)

Стараются, почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, активно борется, а другой - только ноет и страдает.

IV. Постановка проблемной задачи. 4 мин.


Цель этапа: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.


Выдвигает проблему.

Какая проблема, как вы считаете, поставлена в этом рассказе?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.



Подходят к проблеме проявления разных личностных качеств в одних и тех же условиях.

Решают учебную задачу по определению темы урока и идеи рассказа «Кавказский пленник».


V. Изучение нового материала.

12 мин.


Цель этапа: вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина.

.






Формирует вопросы для обобщающей беседы.






Прослушивание фрагментов V главы в актерском исполнении.

Формирует вопросы для беседы об идее, сюжете, рассказе.



Сообщают о главных героях рассказа (по группам) и составляют план сравнительной характеристики.

Отвечают на вопросы.



После прослушивания выполняют задание 4.


VI. Физминутка. 3 мин.

Цель этапа: снять переутомление и напряжение, внести эмоциональный заряд.

Создает условия для снятия переутомления у детей.



Участвуют в динамической паузе


VII. Проверка понимания учащимися нового материала. 6 мин.

Цель этапа: формировать умение работать в группах, вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров.

Формирует вопросы для беседы об идее, сюжете рассказа.








Обсуждение иллюстраций учебника (или найденных в Интернете) к рассказу.



Викторина по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим…».


Работают со словарем литературоведческих терминов. Приводят примеры из текста. Участвуют в коллективном диалоге. Проверяют себя на умение сотрудничать с учителем. Для построения нового знания пользуются приемами художественного анализа текста



Обсуждают иллюстрации



Участвуют в викторине по вопросам, выполняют задания.

VIII. Информация о домашнем задании (комментирование). 3 мин.

Цель этапа: прокомментировать ход выполнения домашнего задания.


Дает комментарий к домашнему заданию


Записывают дом. зад. Слушают комментирование.

IX. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 3 мин.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни? Что нового узнали на уроке? Чему научились?




Высказывают суждения. Оценивают свою работу на уроке.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме Л.Толстой. "Кавказский пленник" : Жилин и Костылин.

Автор: Демиденко Людмила Николаевна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства