Тема урока: Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Этап урока | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент) Речевая разминка. | Фр.-я | Настрой на работу. Вдаль идёт дорога – Будет знаний много. Так дерзай, дружок, учись, Не болтай и не ленись, Не отлёживай бока – Путь дорога нелегка. | Организуют свое рабочее место. | Л: формирование положительного отношения к процессу познания; Р: нацеливание на успешную деятельность. К: потребность в учебном сотрудничестве. |
2.Актуализация знаний | Фр.-я | С творчеством, какого великого человека мы познакомились на предыдущих уроках? Какие интересные факты из жизни поэта вам особенно запомнились? Проверка Д/З Чтение наизусть. | Вспоминают факты из жизни писателя. Читают стихотворение | К:умеют слушать друг друга П:структурирование знаний. Р:оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить Л:формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Пар.-я | -Соберите картинку и сформулируйте тему и задачи урока.(Приложение) -Откройте учебник с.170-172, прочитайте название. -Предположите, какие события будут развиваться в стихотворении. | Формулируют тему и цель урока. | П: формулируют познавательную задачу; умение извлекать информацию из иллюстраций Р: планирование учебного сотрудничества, способность принимать и сохранять цель учебной деятельности. К:умеют слушать друг др. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Фр.-я | Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. Охота была для него не одной забавой, но и средством знакомиться с народом. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось много всякой дичи. С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем. Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Н. Некрасов. Чтение стихотворения учителем. -Понравилось ли вам стихотворение? - Что больше всего вас тронуло, удивило и рассмешило? -Какой отрывок больше всего понравился? Почему? О чем это стихотворение? | Слушают учителя, рассматривают слайды. Слушают стихотворение, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы. О русской деревне, о доброте простых людей, о весеннем разливе реки | К:– умение слышать, слушать и понимать партнёра, уметь вести дискуссию, правильно выражать свои мысли. Познавательные – Регулятивные - коррекция своих действий, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну. |
5.Первичная проверка понимания | | Работа по развитию речи - Подберите близкие по смыслу слова к данным словам: разболтался в сарае (разговорился), копошится зайчиха (шевелится), горемыка (тот с кем случилась беда- бедняжка). Повторное чтение стихотворения детьми. - От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора) -Скаких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем он переживает? -О каких личностных качествах это говорит? -Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? -Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит этих зверьков? Найдите в тексте. -Какую находку было жаль бросать Мазаю? Прочитайте отрывок. -Найдите в тексте строчки, которыми можно было бы подписать эти иллюстрации. (на слайде) | Читают стихотворение, отвечают навопросы. | П: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации для поставленных задач Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вы |
6.Первичное закрепление. | | - Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? - Какова главная мысль стихотворения? - Как автор относиться к своему герою? Почему? -А как вы относитесь к герою? -Придумайте своё название этому произведению. (Случай весной) -Сегодняшний урок я хотела бы закончить четверостишьем Е.Евтушенко Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. - Как вы понимаете эти строки? О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т.п.) К чему призывает автор? | (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации) | П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. К: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Л: смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Фр.-я | -С каким произведением сегодня познакомились? Кто его автор? -Что открыли для себя нового? -С каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Почему? -За что бы вы себя похвалили? Д/З Учебник с.170-172 выразительное чтение. | Анализируют работу на уроке. | Р: уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |