kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающий комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Поэма М.Ю. Лермонтова изучается на четырех уроках. После изучения проводится урок развития речи – обучение написанию сочинения “Интересный герой”. Решая проблемные задачи, ученики работают с различными источниками информации, знакомятся с историческими документами, критическими статьями о творчестве поэта, научно-популярными статьями о быте, нравах, обычаях Руси 16 века; репродукциями картин, иллюстрациями к произведению, фрагментами кинофильма “Иван Грозный”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова»

Технологическая карта урока литературы в 7 классе: «Идейно-художественное своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающий комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Поэма М.Ю. Лермонтова изучается на четырех уроках. После изучения проводится урок развития речи – обучение написанию сочинения “Интересный герой”. Решая проблемные задачи, ученики работают с различными источниками информации, знакомятся с историческими документами, критическими статьями о творчестве поэта, научно-популярными статьями о быте, нравах, обычаях Руси 16 века; репродукциями картин, иллюстрациями к произведению, фрагментами кинофильма “Иван Грозный”.

В Приложениях к данной статье представлена часть дидактического материала.

Тема занятия. Идейно-художественное своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Осмысление настоящего через изображение прошлого.

Цели по содержанию занятия:

Образовательная – способствовать формированию понятия “художественное время произведения”, “героический характер”, “идея произведения”; выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 19 века и с мировосприятием автора.

Развивающая – формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах.

Метод обучения: частично-поисковый, проблемный.

Средства обучения:

1. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

2. Таблицы: “Былина как жанр”, “Фольклорные художественно-выразительные средства”.

3. Компьютерные прикладные программы: учебный сайт с материалами о мировосприятии эпохе Лермонтова, слайды презентации “Век XVI”, “Век XIX”.

План урока.

I. Постановка целей урока. Основополагающие вопросы урока:

Почему поэт обратился к изображению прошлого? Почему поэт назвал поэму песней?

II. Актуализация знаний. Повторение материала прошлого урока.

1. Работа с понятием “Историческая поэма”.

Вопросы для повторения:

Почему ученые называют произведение Лермонтова исторической поэмой?

Какой представлена эпоха 16 века в произведении Лермонтова?

2. Самостоятельная работа на повторение основных понятий (поэма, былина, историческая песня, героический характер). Проверка выполнения задания по листу самоконтроля.

III. Изучение нового материала.

Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторский замысел. Идея произведения. Фольклорные мотивы

1. Определение авторского замысла.

Самостоятельная работа с дополнительной информацией. Обсуждение материалов.

Проблемный вопрос: Почему поэт обратился к изображению прошлого?

формулируют ответ на проблемный вопрос. Делают записи в тетради.

2. Определение идеи произведения. Образ гусляров.

Проблемный вопрос: почему повествование в поэме ведут гусляры?

Идея произведения. “Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью”.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Предлагает прочитать и прокомментировать заключительные строчки поэмы.

Организует обсуждение проблемного вопроса.

Помогает сделать вывод о народности поэмы.

Помогает сформулировать идею произведения.

Декламируют отрывок из поэмы о памяти народной, делают вывод об оценке поступка купца Калашникова народом.

Обсуждают вопрос о роли образа гусляров в произведении.

Делают вывод о народной оценке событий в поэме. Записывают выводы в тетрадь.

Формулируют и записывают в тетрадь идею произведения.

3. Жанровое своеобразие произведения. Фольклорные мотивы.

Обсуждение выполнения опережающего домашнего задания – заполнение таблицы “Фольклорные художественно-выразительные средства” (Приложение 2).

Проблемный вопрос: “Почему поэт назвал свое произведение песней?”

Ученики зачитывают цитаты, дополняют записи, Делают вывод о значении фольклорных художественно-выразительных средств для создания образности изображения прошлого, придания поэме лиризма. Записывают выводы в тетрадь.

IV. Закрепление изученного материала.

Сравнение произведения М.Ю.Лермонтова с жанровыми особенностями былины.

1. Самостоятельная работа.

Задание. Пользуясь таблицей “Былина как жанр” (Приложение 2), найдите сходства произведения Лермонтова с былиной.

2. Обсуждение выполнения задания.

Вывод о воплощении в произведении Лермонтова героической идеи былины ученики записывают в тетрадь.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Письменные ответы на вопросы: о чем заставляет задуматься поэма, чему учит произведение нас, живущих в 21 веке? Наизусть отрывок из поэмы (начало кулачного боя).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова

Автор: Чернявская Юлия Николаевна

Дата: 24.11.2024

Номер свидетельства: 660125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация "Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри""
    ["seo_title"] => string(65) "prezentatsiia_siuzhet_i_kompozitsiia_poemy_m_iu_lermontova_mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "538624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1580981731"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) ""Историческое прошлое и образы "Песни про купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова в иллюстрациях художников" "
    ["seo_title"] => string(114) "istorichieskoie-proshloie-i-obrazy-piesni-pro-kuptsa-kalashnikova-m-iu-liermontova-v-illiustratsiiakh-khudozhnikov"
    ["file_id"] => string(6) "136812"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417188941"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "«Мцыри» как романтическая поэма, ее эпиграф и сюжет"
    ["seo_title"] => string(58) "mtsyri_kak_romantichieskaia_poema_ieie_epighraf_i_siuzhiet"
    ["file_id"] => string(6) "370435"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481910224"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция»"
    ["seo_title"] => string(80) "m_iu_liermontov_poema_mtsyri_istoriia_sozdaniia_tiema_i_idieia_proizviedieniia_z"
    ["file_id"] => string(6) "380589"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484673776"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "" Урок  - викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова." "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-viktorina-po-tvorchiestvu-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "197757"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства