kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающий комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Поэма М.Ю. Лермонтова изучается на четырех уроках. После изучения проводится урок развития речи – обучение написанию сочинения “Интересный герой”. Решая проблемные задачи, ученики работают с различными источниками информации, знакомятся с историческими документами, критическими статьями о творчестве поэта, научно-популярными статьями о быте, нравах, обычаях Руси 16 века; репродукциями картин, иллюстрациями к произведению, фрагментами кинофильма “Иван Грозный”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова»

Технологическая карта урока литературы в 7 классе: «Идейно-художественное своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающий комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Поэма М.Ю. Лермонтова изучается на четырех уроках. После изучения проводится урок развития речи – обучение написанию сочинения “Интересный герой”. Решая проблемные задачи, ученики работают с различными источниками информации, знакомятся с историческими документами, критическими статьями о творчестве поэта, научно-популярными статьями о быте, нравах, обычаях Руси 16 века; репродукциями картин, иллюстрациями к произведению, фрагментами кинофильма “Иван Грозный”.

В Приложениях к данной статье представлена часть дидактического материала.

Тема занятия. Идейно-художественное своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Осмысление настоящего через изображение прошлого.

Цели по содержанию занятия:

Образовательная – способствовать формированию понятия “художественное время произведения”, “героический характер”, “идея произведения”; выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 19 века и с мировосприятием автора.

Развивающая – формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах.

Метод обучения: частично-поисковый, проблемный.

Средства обучения:

1. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

2. Таблицы: “Былина как жанр”, “Фольклорные художественно-выразительные средства”.

3. Компьютерные прикладные программы: учебный сайт с материалами о мировосприятии эпохе Лермонтова, слайды презентации “Век XVI”, “Век XIX”.

План урока.

I. Постановка целей урока. Основополагающие вопросы урока:

Почему поэт обратился к изображению прошлого? Почему поэт назвал поэму песней?

II. Актуализация знаний. Повторение материала прошлого урока.

1. Работа с понятием “Историческая поэма”.

Вопросы для повторения:

Почему ученые называют произведение Лермонтова исторической поэмой?

Какой представлена эпоха 16 века в произведении Лермонтова?

2. Самостоятельная работа на повторение основных понятий (поэма, былина, историческая песня, героический характер). Проверка выполнения задания по листу самоконтроля.

III. Изучение нового материала.

Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторский замысел. Идея произведения. Фольклорные мотивы

1. Определение авторского замысла.

Самостоятельная работа с дополнительной информацией. Обсуждение материалов.

Проблемный вопрос: Почему поэт обратился к изображению прошлого?

формулируют ответ на проблемный вопрос. Делают записи в тетради.

2. Определение идеи произведения. Образ гусляров.

Проблемный вопрос: почему повествование в поэме ведут гусляры?

Идея произведения. “Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью”.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Предлагает прочитать и прокомментировать заключительные строчки поэмы.

Организует обсуждение проблемного вопроса.

Помогает сделать вывод о народности поэмы.

Помогает сформулировать идею произведения.

Декламируют отрывок из поэмы о памяти народной, делают вывод об оценке поступка купца Калашникова народом.

Обсуждают вопрос о роли образа гусляров в произведении.

Делают вывод о народной оценке событий в поэме. Записывают выводы в тетрадь.

Формулируют и записывают в тетрадь идею произведения.

3. Жанровое своеобразие произведения. Фольклорные мотивы.

Обсуждение выполнения опережающего домашнего задания – заполнение таблицы “Фольклорные художественно-выразительные средства” (Приложение 2).

Проблемный вопрос: “Почему поэт назвал свое произведение песней?”

Ученики зачитывают цитаты, дополняют записи, Делают вывод о значении фольклорных художественно-выразительных средств для создания образности изображения прошлого, придания поэме лиризма. Записывают выводы в тетрадь.

IV. Закрепление изученного материала.

Сравнение произведения М.Ю.Лермонтова с жанровыми особенностями былины.

1. Самостоятельная работа.

Задание. Пользуясь таблицей “Былина как жанр” (Приложение 2), найдите сходства произведения Лермонтова с былиной.

2. Обсуждение выполнения задания.

Вывод о воплощении в произведении Лермонтова героической идеи былины ученики записывают в тетрадь.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Письменные ответы на вопросы: о чем заставляет задуматься поэма, чему учит произведение нас, живущих в 21 веке? Наизусть отрывок из поэмы (начало кулачного боя).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова

Автор: Чернявская Юлия Николаевна

Дата: 24.11.2024

Номер свидетельства: 660125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Мцыри: особенности поэмы."
    ["seo_title"] => string(24) "mtsyri_osobennosti_poemy"
    ["file_id"] => string(6) "670704"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1748362799"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация "Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри""
    ["seo_title"] => string(65) "prezentatsiia_siuzhet_i_kompozitsiia_poemy_m_iu_lermontova_mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "538624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1580981731"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) ""Историческое прошлое и образы "Песни про купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова в иллюстрациях художников" "
    ["seo_title"] => string(114) "istorichieskoie-proshloie-i-obrazy-piesni-pro-kuptsa-kalashnikova-m-iu-liermontova-v-illiustratsiiakh-khudozhnikov"
    ["file_id"] => string(6) "136812"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417188941"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "«Мцыри» как романтическая поэма, ее эпиграф и сюжет"
    ["seo_title"] => string(58) "mtsyri_kak_romantichieskaia_poema_ieie_epighraf_i_siuzhiet"
    ["file_id"] => string(6) "370435"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481910224"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция»"
    ["seo_title"] => string(80) "m_iu_liermontov_poema_mtsyri_istoriia_sozdaniia_tiema_i_idieia_proizviedieniia_z"
    ["file_id"] => string(6) "380589"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484673776"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства