Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающий комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Поэма М.Ю. Лермонтова изучается на четырех уроках. После изучения проводится урок развития речи – обучение написанию сочинения “Интересный герой”. Решая проблемные задачи, ученики работают с различными источниками информации, знакомятся с историческими документами, критическими статьями о творчестве поэта, научно-популярными статьями о быте, нравах, обычаях Руси 16 века; репродукциями картин, иллюстрациями к произведению, фрагментами кинофильма “Иван Грозный”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова»
Технологическая карта урока литературы в 7 классе: «Идейно-художественное своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающий комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Поэма М.Ю. Лермонтова изучается на четырех уроках. После изучения проводится урок развития речи – обучение написанию сочинения “Интересный герой”. Решая проблемные задачи, ученики работают с различными источниками информации, знакомятся с историческими документами, критическими статьями о творчестве поэта, научно-популярными статьями о быте, нравах, обычаях Руси 16 века; репродукциями картин, иллюстрациями к произведению, фрагментами кинофильма “Иван Грозный”.
В Приложениях к данной статье представлена часть дидактического материала.
Тема занятия. Идейно-художественное своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Осмысление настоящего через изображение прошлого.
Цели по содержанию занятия:
Образовательная – способствовать формированию понятия “художественное время произведения”, “героический характер”, “идея произведения”; выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 19 века и с мировосприятием автора.
Развивающая – формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.
Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах.
Метод обучения: частично-поисковый, проблемный.
Средства обучения:
1. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
2. Таблицы: “Былина как жанр”, “Фольклорные художественно-выразительные средства”.
3. Компьютерные прикладные программы: учебный сайт с материалами о мировосприятии эпохе Лермонтова, слайды презентации “Век XVI”, “Век XIX”.
План урока.
I. Постановка целей урока. Основополагающие вопросы урока:
Почему поэт обратился к изображению прошлого? Почему поэт назвал поэму песней?
II. Актуализация знаний. Повторение материала прошлого урока.
1. Работа с понятием “Историческая поэма”.
Вопросы для повторения:
Почему ученые называют произведение Лермонтова исторической поэмой?
Какой представлена эпоха 16 века в произведении Лермонтова?
2. Самостоятельная работа на повторение основных понятий (поэма, былина, историческая песня, героический характер). Проверка выполнения задания по листу самоконтроля.
III. Изучение нового материала.
Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторский замысел. Идея произведения. Фольклорные мотивы
1. Определение авторского замысла.
Самостоятельная работа с дополнительной информацией. Обсуждение материалов.
Проблемный вопрос: Почему поэт обратился к изображению прошлого?
формулируют ответ на проблемный вопрос. Делают записи в тетради.
2. Определение идеи произведения. Образ гусляров.
Проблемный вопрос: почему повествование в поэме ведут гусляры?
Идея произведения. “Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью”.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Предлагает прочитать и прокомментировать заключительные строчки поэмы.
Организует обсуждение проблемного вопроса.
Помогает сделать вывод о народности поэмы.
Помогает сформулировать идею произведения.
Декламируют отрывок из поэмы о памяти народной, делают вывод об оценке поступка купца Калашникова народом.
Обсуждают вопрос о роли образа гусляров в произведении.
Делают вывод о народной оценке событий в поэме. Записывают выводы в тетрадь.
Формулируют и записывают в тетрадь идею произведения.
Проблемный вопрос: “Почему поэт назвал свое произведение песней?”
Ученики зачитывают цитаты, дополняют записи, Делают вывод о значении фольклорных художественно-выразительных средств для создания образности изображения прошлого, придания поэме лиризма. Записывают выводы в тетрадь.
IV. Закрепление изученного материала.
Сравнение произведения М.Ю.Лермонтова с жанровыми особенностями былины.
1. Самостоятельная работа.
Задание. Пользуясь таблицей “Былина как жанр” (Приложение 2), найдите сходства произведения Лермонтова с былиной.
2. Обсуждение выполнения задания.
Вывод о воплощении в произведении Лермонтова героической идеи былины ученики записывают в тетрадь.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Письменные ответы на вопросы: о чем заставляет задуматься поэма, чему учит произведение нас, живущих в 21 веке? Наизусть отрывок из поэмы (начало кулачного боя).