kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может использоваться на уроках литературы в 8 классе при изучении поэмы "мцыри" М. Ю. Лермонтова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"»

«Мцыри» как романтическая поэма (урок литературы в 8 классе)          М.Ю Лермонтов. Учителя русского языка и литературы Колесник Д. С.

«Мцыри» как романтическая поэма

(урок литературы в 8 классе)

М.Ю Лермонтов.

Учителя русского языка и литературы

Колесник Д. С.

«Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания, он наткнулся в Мцхете на старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего монастырской братии. Он долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал, пытался бежать в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Живой рассказ «бэри» произвёл на Лермонтова большое впечатление.

«Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания, он наткнулся в Мцхете на старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего монастырской братии. Он долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал, пытался бежать в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Живой рассказ «бэри» произвёл на Лермонтова большое впечатление.

  • П. А. Висковатов (1887)
На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором.  «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.»

На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором.

«Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.»

Поэт и мемуарист А. Н. Муравьёв свидетельствует, что поэма «Мцыри» была закончена в Царском Селе чуть ли не в его присутствии:  «Мне случилось однажды уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» – спросил я. А. Н. Муравьёв (1806–1874)

Поэт и мемуарист А. Н. Муравьёв свидетельствует, что поэма «Мцыри» была закончена в Царском Селе чуть ли не в его присутствии:

«Мне случилось однажды уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» – спросил я.

А. Н. Муравьёв (1806–1874)

«Слушай», – сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри»,которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам я пришёл в невольный восторг: так живо выхватил он, из недр Кавказа, одну из разительных сцен и облёк её в живые образы перед очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления...»
  • «Слушай», – сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри»,которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам я пришёл в невольный восторг: так живо выхватил он, из недр Кавказа, одну из разительных сцен и облёк её в живые образы перед очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления...»

М. Ю. Лермонтов

Портрет Андрея Николаевича Муравьева

1) Сколько глав в поэме? Сколько композиционных частей? 2) Выделите микротему каждой части. 3) Сколько дней длятся события, о которых рассказывает Мцыри?

1) Сколько глав в поэме? Сколько композиционных частей?

2) Выделите микротему каждой части.

3) Сколько дней длятся события, о которых рассказывает Мцыри?

Глава 1 : место событий через несколько лет; Глава 2: предыстория событий; Глава 3-26: исповедь монаха о трёх днях побега.
  • Глава 1 : место событий через несколько лет;
  • Глава 2: предыстория событий;
  • Глава 3-26: исповедь монаха о трёх днях побега.
Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н.) ИСПОВЕДЬ  -   1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.   2. перен. Откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н.)

ИСПОВЕДЬ - 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.

2. перен. Откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

- Какие вопросы задаёт Мцыри в главах  3 - 8, 20 - 21?  - Каков смысл этих вопросов и как бы вы ответили на них?    

- Какие вопросы задаёт Мцыри в главах 3 - 8, 20 - 21?

- Каков смысл этих вопросов и как бы вы ответили на них?

 

гл.3 « А душу можно ль рассказать? » гл.4 «Старик! Я слышал много раз, / Что ты меня от смерти спас — / Зачем?» гл.5 «Знал ли ты разгульной юности мечты?» гл.6 «Ты хочешь знать, что видел я / На воле? » гл.8 «Ты хочешь знать, что делал я на воле? » « Скажи мне, что средь этих стен / Могли бы дать вы мне взамен / Той дружбы краткой, но живой / Меж бурным сердцем и грозой?» гл.20 «…бесполезно столько дней / Я тайный замысел ласкал, / Терпел, томился и страдал, / И все зачем?.. » гл.21 «Да, заслужил я жребий мой! / Могучий конь, в степи чужой, / Плохого сбросив седока, На родину издалека / Найдет прямой и краткий путь… / Что я пред ним? »

гл.3 « А душу можно ль рассказать? »

гл.4 «Старик! Я слышал много раз, / Что ты меня от смерти спас — / Зачем?»

гл.5 «Знал ли ты разгульной юности мечты?»

гл.6 «Ты хочешь знать, что видел я / На воле? »

гл.8 «Ты хочешь знать, что делал я на воле? »

« Скажи мне, что средь этих стен / Могли бы дать вы мне взамен / Той дружбы краткой, но живой / Меж бурным сердцем и грозой?»

гл.20 «…бесполезно столько дней / Я тайный замысел ласкал, / Терпел, томился и страдал, / И все зачем?.. »

гл.21 «Да, заслужил я жребий мой! / Могучий конь, в степи чужой, / Плохого сбросив седока, На родину издалека / Найдет прямой и краткий путь… / Что я пред ним? »

- Какова была цель Мцыри?  - К чему он стремился?  - Какая страсть одолевала его?

- Какова была цель Мцыри?

- К чему он стремился?

- Какая страсть одолевала его?

Мцыри стремится « в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». М.Н. Орлова-Мочалова  «Бой с барсом»

Мцыри стремится

« в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы».

М.Н. Орлова-Мочалова

«Бой с барсом»

Его одолевает единственная страсть: «Хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной». М.Ю. Лермонтов «Вид Пятигорска»

Его одолевает единственная страсть:

«Хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

М.Ю. Лермонтов

«Вид Пятигорска»

Учимся цитировать.   Он желает иметь «отчизну, дом, друзей, родных».

Учимся цитировать.

Он желает иметь

«отчизну, дом, друзей, родных».

Учимся цитировать. Он хочет узнать, «прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Учимся цитировать.

Он хочет узнать,

«прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

1 день:  «Бежал я долго – где, куда? Не знаю!»   «Гроза утихла»   «Внизу глубоко подо мной поток, усиленный грозой, шумел..»  П.П. Кончаловский «Гроза»

1 день:

«Бежал я долго – где, куда? Не знаю!»

«Гроза утихла»

«Внизу глубоко подо мной поток, усиленный грозой, шумел..»

П.П. Кончаловский «Гроза»

2 день :

2 день :

  • «Восток озолотился»
  • «Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал»
  • «Кругом меня цвёл божий сад»
  • «Вдруг – голос – легкий шум шагов…»
  • «Отрадный сон сомкнул глаза невольно мне»
  • «…И пробудился. Уж луна вверху сияла…»
  • «И тут с пути сбиваться стал…»
  • «То был пустыни вечный гость – могучий барс»
  • «Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы»
  • «Но враг мой стал изнемогать»
Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли.

Природа открывает Мцыри смысл жизни:

всё рождается не для тюрьмы,

а для воли.

Но ведь природа не только красива,  но и опасна.  Назовите, что могло вызвать страх Мцыри?  М.Ю. Лермонтов

Но ведь природа не только красива,

но и опасна.

Назовите, что могло вызвать страх Мцыри?

М.Ю. Лермонтов

"Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"

Борьба нужна Мцыри, чтобы увериться в своих силах, стать вровень с силами природы.  И чем тяжелее, страшнее эта опасность, тем полнее удовлетворение от одержанной победы, тем сильнее гордость.

Борьба нужна Мцыри, чтобы увериться в своих силах, стать вровень с силами природы.

И чем тяжелее, страшнее эта опасность, тем полнее удовлетворение от одержанной победы, тем сильнее гордость.

Что же для Мцыри значит «жить»?

Что же для Мцыри значит «жить»?

«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.

«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.

3 день :

3 день :

  • «Я вышел из лесу. …Проснулся день»
  • «Понять не мог я долго, что опять вернулся я к тюрьме моей»
  • «Вдруг дальний колокола звон раздался снова в тишине»
  • «Меня томил предсмертный бред»
Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря. Какие слова подтверждают это его состояние? Ф.Н. Константинов «Мцыри». Гравюра

Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.

Какие слова подтверждают это его состояние?

Ф.Н. Константинов «Мцыри». Гравюра

Лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе, лучше три дня свободы, чем долгая жизнь в неволе.

Лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе, лучше три дня свободы, чем долгая жизнь в неволе.

Романтизм - творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить действительность мечтам, образам, которые рождены самим художником. Как правило, действие романтической поэмы разворачивается на фоне экзотической природы: моря, гор. Иногда действие происходит в вымышленном, фантастическом мире.

Романтизм - творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить действительность мечтам, образам, которые рождены самим художником. Как правило, действие романтической поэмы разворачивается на фоне экзотической природы: моря, гор. Иногда действие происходит в вымышленном, фантастическом мире.

  • Какие эпитеты можно подобрать к образу Мцыри?
  • Как монастырь противопоставляется природе, увиденной Мцыри?
  • Какова функция пейзажа в поэме?
смысл жизни и подвига Мцыри как романтического героя — в преодолении духовной тюрьмы, в борьбе за достижение высоких и гуманных целей;  романтический герой Мцыри стал не только
  • смысл жизни и подвига Мцыри как романтического героя — в преодолении духовной тюрьмы, в борьбе за достижение высоких и гуманных целей;
  • романтический герой Мцыри стал не только "любимым идеалом" Лермонтова — он заставляет современников отказаться от пассивности, апатии и безразличия;
  • романтический герой горд и одинок, противопоставлен окружающему миру.
Природа Кавказа, пышная и роскошная, - олицетворение свободы для Мцыри.  Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил», «рукою молнии ловил».

Природа Кавказа, пышная и роскошная, - олицетворение свободы для Мцыри.

Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил», «рукою молнии ловил».

Письменно ответить на вопрос:  «В чём смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Письменно ответить на вопрос:

«В чём смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

https://um.mos.ru/personalities/lermontov/  Рисунки М. Ю. Лермонтова http://www.lermontov.info/images/risunki/scene2.jpg http://www.lermontov.info/images/risunki/doroga.jpg  Воспоминания о М.Ю. Лермонтове http://lermontov-lit.ru/lermontov/bio/vospominaniya.htm
  • https://um.mos.ru/personalities/lermontov/
  • Рисунки М. Ю. Лермонтова
  • http://www.lermontov.info/images/risunki/scene2.jpg
  • http://www.lermontov.info/images/risunki/doroga.jpg
  • Воспоминания о М.Ю. Лермонтове
  • http://lermontov-lit.ru/lermontov/bio/vospominaniya.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Автор: Колесник Дарья Сергеевна

Дата: 06.02.2020

Номер свидетельства: 538624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Урок литературы по теме "Дитя неведомой страны" (образ главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
    ["seo_title"] => string(93) "uroklitieraturypotiemieditianieviedomoistranyobrazghlavnoghoghieroiapoemymiuliermontovamtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "272735"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452056925"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) ""Сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"""
    ["seo_title"] => string(53) "siuzhiet_i_kompozitsiia_poemy_m_iu_liermontova_mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "427370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1504639793"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция»"
    ["seo_title"] => string(80) "m_iu_liermontov_poema_mtsyri_istoriia_sozdaniia_tiema_i_idieia_proizviedieniia_z"
    ["file_id"] => string(6) "380589"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484673776"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока русской литературы по теме: "Поэма «Мцыри» ее эпиграф и сюжет".(8 класс) "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-russkoi-litieratury-po-tiemie-poema-mtsyri-ieie-epighraf-i-siuzhiet-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "167692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423130767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства