Просмотр содержимого документа
««Мцыри» как романтическая поэма, ее эпиграф и сюжет»
Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В 8 А КЛАССЕ
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».
«Мцыри» как романтическая поэма, ее эпиграф и сюжет.
Подготовила: Адракова А.Г.
г. Петропавловск, 2015-2016 уч.год
Тема: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма, ее эпиграф и сюжет.
Цель урока: проведение анализа поэмы как романтического произведения в единстве формы и содержания.
Задачи:
Повторить ранее изученный материал по теме «Романтизм» и выделить черты данного литературного направления в произведении.
Совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере поэмы Лермонтова.
Воспитывать интерес к творчеству поэта.
Ход урока:
Орг. момент.
Введение в тему урока.
А) Учитель читает
- 15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю. Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было около 27 лет.
Б) Просмотр видео 4,21 мин
- Как попал М. Ю.Лермонтов на Кавказ расскажет нам ________________.
В) Сообщение учащегося (индивидуальное задание). Михаил Юрьевич стал знаменитым благодаря трагическому событию, связанному с гибелью Пушкина. В одночасье слава пришла к Лермонтову в ответ на его «Смерть поэта» как отклик на последнюю дуэль Пушкина. В этом произведении публика расслышала боль и возмущение, объединявшие поклонников пушкинского творчества. Заключительные строки стихотворения содержали резкие выпады против аристократии. Николай I был разгневан и дал приказ об аресте Лермонтова и переводе его прапорщиком в Нижегородский драгунский полк. Позже поэта выслали на Кавказ. Бабушка Лермонтова смогла добиться разрешения на возвращение внука, но тот устроил дуэль с французским посланником, результатом чего стала новая ссылка на Кавказ. Появляется его стихотворение «Прощай, немытая Россия».Скорбь и боль России: отповедь прощания. Поэт не по своей воле покидает родину. Это стихотворение-прощание. «Прощай, немытая Россия» - это «одна, но пламенная страсть», натиск чувств, страстность отповеди. Кавказ- одно из любимых мест поэта. «Люблю я Кавказ», - говорил Лермонтов. 1,5-2
Слово учителя.
-Действительно, с детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Ведь дикая, величественная красота Кавказа как бы невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. И сегодня мы познакомимся с поэмой «Мцыри», действие которой проходит также на Кавказе. В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из этого окружения людей, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
- Какова история написания поэмы расскажет нам ______________
Индивидуальное задание
Г) В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится…» С момента появления этой записи прошло 8 лет. Задуманный сюжет поэт использовал в своих поэмах: «Исповедь», «Боярин Орша». Но более совершенное воплощение замысел поэта получил в поэме «Мцыри», написанной в 1839 году. Первоначальное заглавие «Бэри» (груз. – «монах») Лермонтов переменил на «Мцыри», т.к. второе название более точно отражало статус главного героя: бэри – монах, а мцыри – готовящийся в монахи (груз.). Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, поэт посетил город Мцхета, древнюю столицу Грузии. Там он встретил одинокого монаха, рассказавшего ему свою историю. Горец ребенком был взят в плен русскими войсками. Заболевшего, его оставили в монастыре, из которого мальчик пытался убежать, не желая жить в заточении. После тяжелой болезни он смирился со своей судьбой, проведя жизнь в святой обители.) 1.5-2 мин
Учитель: О том, как очутился главный герой поэмы Лермонтова в монастыре, расскажет нам Артоболевский Тимофей. А вы, ребята, после прослушивания должны будете ответить на вопрос:
- Какие качества отмечает автор в маленьком мальчике, попавшем в монастырь?
Ответы детей: Он вынослив («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски, могучий дух, унаследованный от отцов.
Д) Чтение наизусть 2 главы
Сообщение цели, задач урока
- С образом главного героя, с миром его стремлений и переживаний связан сюжет поэмы, идея, конфликт, композиция. Поэтому цель нашего урока проанализировать поэму в единстве формы и содержания и доказать, что это романтическое произведение.
- Отдельно будет работать творческая группа в составе:________________________________________
Они должны будут поработать с иллюстрациям и создать мини-проект. Задание написано на карточке.
Задание: Какие строки из поэмы М.Ю. Лермонтова соответствуют данным иллюстрациям? (создайте коллаж, запишите цитаты к иллюстрациям). Ответьте на вопрос (устно): Почему перед нами совершенно разные образы героя?
4. Проверочная работа.
– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу (Приложение 1).
Вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений. \проверка по слайду\
4. Анализ поэмы.
А) Эпиграф
– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф. – Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.
Индивидуальное задание. (сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).
Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, «юноше негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул поклялся, что тот из его воинов, кто вкусит хлеб до вечера, пока царь не отомстит врагам, будет проклят и убит. Ионафан, нарушив клятву, самовольно напал на врагов, разгромил их и, усталый после битвы, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и поел меда. Отец разгневался и решил умертвить сына. Ионафан ответил отцу: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ воспротивился решению царя, считая Ионафана освободителем Израиля, и спас приговоренного к смерти. 1,5- 2 мин
- Каков смысл эпиграфа? (Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть. Эпиграф подтверждает право человека на свободу.)
Б) Тема. Создание проблемной ситуации.
– Как эпиграф связан с темой произведения?
Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час. Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.
Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?
В) – Определите идею.
Идея – борьба за свободу. Свобода – высшая ценность человека. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Г) Композиция
- Как вы думаете, на какие две неравные части можно разделить поэму?
- Каким знаком препинания начинается 3 строфа и заканчивается 26? Почему? Кто ведёт рассказ в 1 и 2 строфах?
Краткая запись на доске и в тетрадях:
Композиция поэмы:
I часть (1 и 2 строфы)
рассказ автора о Мцыри
(узнаём о герое извне).
II часть (3 – 26 строфы)
монолог Мцыри, исповедь героя
(узнаём героя изнутри).
Учитель:
- Итак, своеобразие композиции поэмы заключается в том, что рассказ о всей жизни Мцыри и частично об истории монастыря и даже Грузии заключен всего в 2-х строфах. В то же время нескольким дням из жизни героя отведено 24 строфы. Это неслучайно, т. к. именно в эти несколько дней со всей яркостью и выразительностью раскрывается перед нами характер Мцыри. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни
Д) Сюжет.
- Поэма «Мцыри» - это романтическая поэма. Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке. Для романтизма характерны следующие черты:
Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Итак, основные признаки романтизма мы определили. Вспоминаем текст поэмы и подтверждаем эти признаки содержанием.
- Кто герой поэмы? Назовите первый признак романтического произведения.
- Докажите, что Мцыри - романтический герой. (Его герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному).
-Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри .
Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревоги битв.
- Какова главная страсть героя? (Стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине).
- Где происходят события поэмы? Назовите второй признак романтического произведения.
- Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж (гл. 6, 11). Что же увидел Мцыри о жизни во время своих скитаний?
● Слушание аудиофрагмента поэмы «Мцыри» (главы 6 и 11).
- Почему этот пейзаж можно назвать романтическим? Подтвердите текстом (Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична": «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках).
- Чему противопоставлено увиденное Мцыри. (Увиденное Мцыри резко противопоставлено мрачному монастырскому существованию).
-Чем привлекает пейзаж героя? (Пейзаж привлекателен для героя, так как тот впервые на воле)
- Символом чего в поэме является Кавказ? (Это символ свобод, и все это увлекает героя).
- Какие чувства испытывает Мцыри при виде пейзажа? ( Он погружается в воспоминания, раскрывая свою страстную душу, чувствует легкость и непонятную жажду. Ощущается любовь к жизни в этом человеке.)
- Одним из признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства. - Где в поэме прослеживается это чувство, к кому? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл. 13).
● Выразительное чтение поэмы «Мцыри» (глава 13).
- Какие чувства испытывает юноша при встрече с девушкой? Чего он жаждет? (Эта встреча говорит о жажде любви, счастья, добра со стороны героя).
- Почему он так взволнован? (потому что монашеский долг – отказ от любви).
- В душе Мцыри идет борьба эмоций. Почему чувства Мцыри овеяны печалью, тоской? (Он понимает, что все его мечты недостижимы.)
- Докажите свой ответ цитатами из текста.
- Следующий признак романтического произведения – единство человека с природой. Обращаемся к главе 8. Читаем отрывок.
Обобщение.
- Докажите, что поэма «Мцыри» написана в духе романтизма. (В центре поэмы – идея разлада мечты Мцыри (свобода) и той реальности (монастырь, тюрьма). Герой не похож на монахов, проводящих жизнь в молитвах, постах, служении богу. Он хочет жить полной жизнью с ее страстями, борьбой, радостью и печалями. Все это резко выделяет юношу из той среды, где он вынужден жить. Действие поэмы происходит на фоне богатой, мощной и свободной природы Кавказа, которая сродни герою. Отсюда возникает конфликт, контраст в произведении.)
Слово предоставляется творческой группе
Какие строки из поэмы М.Ю.Лермонтова соответствуют данным иллюстрациям? Почему перед нами совершенно разные образы героя? (Мы считаем, что художники показали противоречивость характера Мцыри: внутренний конфликт между человеческим и звериным. Мцыри— это и чужестранец, и беглец, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в борьбу с барсом, и беззащитный перед природой человек.С одной стороны, он сын природы, а с другой - беззащитный и слабый юноша, выросший в монастыре, дитя цивилизации.Авторам иллюстраций удалось показать главное в характере Мцыри - свободолюбие, что является одним из характерных черт романтического героя).
Слово учителя: Итак, мы доказали с вами, что поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Мы отметили главное: 1) романтический герой; 2) романтический сюжет; 3) романтический пейзаж. Цель нашего урока достигнута.
7. Рефлексия.
Цифровой диктант
Согласны ли вы, что:
1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя? Да – 1 Нет -0
2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя. Да – 1 Нет – 0
3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой. Да – 1 Нет – 0
– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.
8. Выставление оценок. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы, заполнить таблицу в тетради.
№
Стилистические приемы
Примеры из поэмы «Мцыри»
1.
Эпитеты
2.
Сравнения
3.
Метафоры
4.
Гиперболы
5.
Риторические вопросы
6.
Восклицания
7.
Обращения
8.
Элементы фольклора
Тема: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма, ее эпиграф и сюжет.
Цель урока: проведение анализа поэмы как романтического произведения в единстве формы и содержания.
Задачи:
Повторить ранее изученный материал по теме «Романтизм» и выделить черты данного литературного направления в произведении.
Совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере поэмы Лермонтова.
Воспитывать интерес к творчеству поэта.
Ход урока:
Орг. момент.
Введение в тему урока.
А) Учитель читает
- 15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю. Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было около 27 лет.
Б) Просмотр видео 4,21 мин
- Как попал М. Ю.Лермонтов на Кавказ расскажет нам ________________.
В) Сообщение учащегося (индивидуальное задание). Михаил Юрьевич стал знаменитым благодаря трагическому событию, связанному с гибелью Пушкина. В одночасье слава пришла к Лермонтову в ответ на его «Смерть поэта» как отклик на последнюю дуэль Пушкина. В этом произведении публика расслышала боль и возмущение, объединявшие поклонников пушкинского творчества. Заключительные строки стихотворения содержали резкие выпады против аристократии. Николай I был разгневан и дал приказ об аресте Лермонтова и переводе его прапорщиком в Нижегородский драгунский полк. Позже поэта выслали на Кавказ. Бабушка Лермонтова смогла добиться разрешения на возвращение внука, но тот устроил дуэль с французским посланником, результатом чего стала новая ссылка на Кавказ. Появляется его стихотворение «Прощай, немытая Россия».Скорбь и боль России: отповедь прощания. Поэт не по своей воле покидает родину. Это стихотворение-прощание. «Прощай, немытая Россия» - это «одна, но пламенная страсть», натиск чувств, страстность отповеди. Кавказ- одно из любимых мест поэта. «Люблю я Кавказ», - говорил Лермонтов. 1,5-2
Слово учителя.
-Действительно, с детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Ведь дикая, величественная красота Кавказа как бы невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. И сегодня мы познакомимся с поэмой «Мцыри», действие которой проходит также на Кавказе. В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из этого окружения людей, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
- Какова история написания поэмы расскажет нам ______________
Индивидуальное задание
Г) В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится…» С момента появления этой записи прошло 8 лет. Задуманный сюжет поэт использовал в своих поэмах: «Исповедь», «Боярин Орша». Но более совершенное воплощение замысел поэта получил в поэме «Мцыри», написанной в 1839 году. Первоначальное заглавие «Бэри» (груз. – «монах») Лермонтов переменил на «Мцыри», т.к. второе название более точно отражало статус главного героя: бэри – монах, а мцыри – готовящийся в монахи (груз.). Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, поэт посетил город Мцхета, древнюю столицу Грузии. Там он встретил одинокого монаха, рассказавшего ему свою историю. Горец ребенком был взят в плен русскими войсками. Заболевшего, его оставили в монастыре, из которого мальчик пытался убежать, не желая жить в заточении. После тяжелой болезни он смирился со своей судьбой, проведя жизнь в святой обители.) 1.5-2 мин
Учитель: О том, как очутился главный герой поэмы Лермонтова в монастыре, расскажет нам Артоболевский Тимофей. А вы, ребята, после прослушивания должны будете ответить на вопрос:
- Какие качества отмечает автор в маленьком мальчике, попавшем в монастырь?
Д) Чтение наизусть 2 главы
Сообщение цели, задач урока
- С образом главного героя, с миром его стремлений и переживаний связан сюжет поэмы, идея, конфликт, композиция. Поэтому цель нашего урока проанализировать поэму в единстве формы и содержания и доказать, что это романтическое произведение.
- Отдельно будет работать творческая группа в составе:________________________________________
Они должны будут поработать с иллюстрациями и создать мини-проект. Задание написано на карточке.
Задание: Какие строки из поэмы М.Ю. Лермонтова соответствуют данным иллюстрациям? (создайте коллаж, запишите цитаты к иллюстрациям). Ответьте на вопрос (устно): Почему перед нами совершенно разные образы героя?
4. Проверочная работа.
– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу (Приложение 1).
Вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений. \проверка по слайду\
4. Анализ поэмы.
А) Эпиграф
– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф. – Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.
Индивидуальное задание. (сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).
Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, «юноше негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул поклялся, что тот из его воинов, кто вкусит хлеб до вечера, пока царь не отомстит врагам, будет проклят и убит. Ионафан, нарушив клятву, самовольно напал на врагов, разгромил их и, усталый после битвы, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и поел меда. Отец разгневался и решил умертвить сына. Ионафан ответил отцу: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ воспротивился решению царя, считая Ионафана освободителем Израиля, и спас приговоренного к смерти. 1,5- 2 мин
- Каков смысл эпиграфа?
Б) Тема. Создание проблемной ситуации.
– Как эпиграф связан с темой произведения?
Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час. Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.
Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?
В) – Определите идею.
Идея – борьба за свободу.
Г) Композиция
- Как вы думаете, на какие две неравные части можно разделить поэму?
- Каким знаком препинания начинается 3 строфа и заканчивается 26? Почему? Кто ведёт рассказ в 1 и 2 строфах?
Краткая запись на доске и в тетрадях:
Композиция поэмы:
I часть (1 и 2 строфы)
рассказ автора о Мцыри
(узнаём о герое извне).
II часть (3 – 26 строфы)
монолог Мцыри, исповедь героя
(узнаём героя изнутри).
Учитель:
- Итак, своеобразие композиции поэмы заключается в том, что рассказ о всей жизни Мцыри и частично об истории монастыря и даже Грузии заключен всего в 2-х строфах. В то же время нескольким дням из жизни героя отведено 24 строфы. Это неслучайно, т. к. именно в эти несколько дней со всей яркостью и выразительностью раскрывается перед нами характер Мцыри. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни
Д) Сюжет.
- Поэма «Мцыри» - это романтическая поэма. Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке. Для романтизма характерны следующие черты:
Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Итак, основные признаки романтизма мы определили. Вспоминаем текст поэмы и подтверждаем эти признаки содержанием.
- Кто герой поэмы? Назовите первый признак романтического произведения.
- Докажите, что Мцыри - романтический герой.
-Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри .
- Какова главная страсть героя?
- Где происходят события поэмы? Назовите второй признак романтического произведения.
- Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж (гл. 6, 11). Что же увидел Мцыри о жизни во время своих скитаний?
● Слушание аудиофрагмента поэмы «Мцыри» (главы 6 и 11).
- Почему этот пейзаж можно назвать романтическим? Подтвердите текстом
- Чему противопоставлено увиденное Мцыри.
-Чем привлекает пейзаж героя?
- Символом чего в поэме является Кавказ?
- Какие чувства испытывает Мцыри при виде пейзажа?
- Одним из признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства. - Где в поэме прослеживается это чувство, к кому? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл. 13).
● Выразительное чтение поэмы «Мцыри» (глава 13).
- Какие чувства испытывает юноша при встрече с девушкой? Чего он жаждет?
- Почему он так взволнован?
- В душе Мцыри идет борьба эмоций. Почему чувства Мцыри овеяны печалью, тоской?
- Докажите свой ответ цитатами из текста.
Обобщение.
- Докажите, что поэма «Мцыри» написана в духе романтизма.
Слово предоставляется творческой группе
Какие строки из поэмы М.Ю.Лермонтова соответствуют данным иллюстрациям? Почему перед нами совершенно разные образы героя?
Слово учителя: Итак, мы доказали с вами, что поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Мы отметили главное: 1) романтический герой; 2) романтический сюжет; 3) романтический пейзаж. Цель нашего урока достигнута.
7. Рефлексия.
Цифровой диктант
Согласны ли вы, что:
1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя? Да – 1Нет -0
2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя. Да – 1Нет – 0
3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой. Да – 1Нет – 0
– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.
8. Выставление оценок. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы, заполнить таблицу в тетради.
№
Стилистические приемы
Примеры из поэмы «Мцыри»
1.
Эпитеты
2.
Сравнения
3.
Метафоры
4.
Гиперболы
5.
Риторические вопросы
6.
Восклицания
7.
Обращения
8.
Элементы фольклора
Какие строки из поэмы М.Ю.Лермонтова соответствуют данным иллюстрациям? Почему перед нами совершенно разные образы героя? (Мы считаем, что художники показали противоречивость характера Мцыри: внутренний конфликт между человеческим и звериным. Мцыри— это и чужестранец, и беглец, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в борьбу с барсом, и беззащитный перед природой человек.С одной стороны, он сын природы, а с другой - беззащитный и слабый юноша, выросший в монастыре, дитя цивилизации.Авторам иллюстраций удалось показать главное в характере Мцыри - свободолюбие, что является одним из характерных черт романтического героя).
Задание:
1. Какие строки из поэмы М.Ю. Лермонтова соответствуют данным иллюстрациям? (создайте коллаж, запишите цитаты к иллюстрациям).
2. Ответьте на вопрос (устно): Почему перед нами совершенно разные образы героя?
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Черты романтизма:
- Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
- Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.