Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Понятие о сказке. Бытовые, волшебные, о животных"»
Тема:. Понятие о сказке. Бытовые, волшебные, о животных
Цели урока:
обучающие: обобщить знания о сказке, жанрах сказок, их структуре, закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию, активизировать познавательную активность;
развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, развитие исследовательских умений; развитие мышления; развитие умения использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;
воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: иллюстрации к сказкам, выставка литературы
Планируемые результаты
Предметные: овладевать навыками классификации сказок, учиться работать с цитатным материалом
Метапредметные :
а) познавательные: проводить поиск необходимой информации, определять понятия, сравнивать, обобщать, применять полученные знания к конкретной задаче;
б) регулятивные: проявлять волевые усилия для достижения цели, вносить коррективы в процесс деятельности, выбирать действия в соответствии с задачей, прогнозировать результаты, уметь распределять время для самостоятельной работы;
в) коммуникативные: презентовать собственную работу, принимать участие в учебном диалоге, представлять результаты своей деятельности,
г) личностные: развитие навыков сотрудничества, осознание важности ответственного отношения к результатам своей и чужой работы.
Ход урока
І . Организационный момент
Слово учителя
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение сопровождает вас весь урок.
ІІ Мотивация учебной деятельности
Беседа с обучающимися:
Какие цели мы ставим перед собой в начале урока? Достигли ли мы этого мы узнаем в конце урока.
Что такое сказка? Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая?
Игра «Отгадай сказку»
Какое из земноводных животных в сказке имеет титул царевны? («Царевна Лягушка»)
Какой предмет из домашней выпечки смог обмануть людей и животных? («Колобок»)
В какой сказке грызун стал причиной потери богатства? («Курочка Ряба»)
В какой сказке обувь принесла девушке счастье? («Золушка»)
ІІІ Восприятие учащимися нового материала
Слово учителя
Сказка - один из основных жанров устного народного творчества, повествовательное произведение про фантастические события. Все сказки объединят одно – вымысел.
Работа в группах со статьей учебника «Литература 5 класс под редакцией Коровиной В.Я.»
1 группа
Фантастические сказки
Герои фантастических сказок имеют надприродную силу, ум, смекалку, у них есть волшебные предметы( меч-кладенец, сапоги-скороходы, волшебные яблоки, живая и мертвая вода). Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.
2 группа
Сказки про животных
Это вид сказок, которые пришли к нам первыми, потому что наши предки верили в силу духов. Главными героями сказок выступают животные: лисичка-сестричка, котик-братик.
3 группа
Бытовые
Бытовые сказки показывают нам жизнь обыкновенных людей, высмеивают их жадность, глупость, лень, зависть.
3.Слово учителя
А теперь, ребята, давайте все вместе заполним таблицу, которая лежит у вас на партах.
Народная сказка - это
Виды сказок
Фантастические
Про животных
Бытовые
«Царевна Лягушка»
«Сказка про Лису и Журавля»
«Каша из топора»
«Мальчик с пальчик»
«Три медведя»»
«Репка»
«Кощей Бессмертный»
«Волк и семеро козлят»
«Вершки и Корешки»
4.Давайте проведем игру «Ассоциации»
Я буду говорить героя, а вы мне – с каким человеком он у вас ассоциируется .
Волк – жесткий, хитрый, алчный
Змея, Осел, Медведь, Лиса, Заяц, Индюк
ІV Закрепление изученного материала
1 Творческая работа «Снежный ком»
Сейчас мы попробуем сочинить свою сказку. Первый ученик придумывает Зачин сказки, следующий продолжает и так каждый должен сказать по два предложения. Не принимают участие только последние две парты, они оценивают сказку, определяют вид и структуру.
2 VI. Рефлексивно-оценивающий этап.
1.Анализ достижения определенных целей.
-В начале урока мы ставили перед собой цель. Чего удалось достичь, а над чем необходимо будет поработать на следующем уроке. (Несколько учеников озвучивают).
2. Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
- Было замечательно, вы были уверенны, вам было интересно, поднимите руки.
- Было очень интересно, вам все очень понравилось, то поднимите руки и хлопните в ладоши.
- Было на уроке скучно, не интересно – присядьте.
«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, поэтому придя домой обязательно расскажите сказку своим меньшим братикам и сестричкам, бабушке. У вас обязательно получится.