kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок -мастерская по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала. Форма: урок-мастерская.

 Цели урока: познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Родине,  в том числе русского зарубежья, научить читать выразительно, привить навыки творческого создания текста, развивать воображение, мышление, повышение словарного запаса детей, воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.  Урок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Примененяются ИКТ, дифференцированное обучение, проектная деятельность.

       Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, аудиозаписи, раздаточный материал.

В преподавании предмета используется программа под редакцией В.Я.Коровиной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Камнева М.конспект урока»

Камнева Марина Павловна

МБОУ «Озерновская СОШ»


МБОУ «Озерновская СОШ»

учитель русского языка и литературы Камнева Марина Павловна урок литературы в 8 классе

Тип урока: Урок - мастерская

Тема: «Поэты 20 века о природе, Родине и о себе. Поэтическое изображение Родины и родной природы»

Цель урока:

  • познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Родине, научить читать выразительно, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

  • Познакомить детей со стихотворениями поэтов 20 века.(русское зарубежье)

  • Работать над пополнением словарного запаса детей;

  • Прививать детям навыки творческого создания текста; развивать воображение, мышление.

Оборудование: презентация к уроку; ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Я люблю родину.
Я очень люблю родину!”

С. Есенин

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Чтение стихотворения Есенина «Гой, ты Русь». Читает актер и исполнитель, заслуженный артист России Николай Денисов.(приложение №1) слайд 4-16


Учитель. Как выдумаете, какова тема сегодняшнего урока? Прочитайте еще раз название раздела, что о чем еще мы не говорили? (Постановка целей. Ученики самостоятельно ставят цели урока)


(Учитель: Тема нашего занятия “Стихи русских поэтов о Родине”, мы поговорим о том, какое значение в творчестве каждого поэта занимает образ родины, какие чувства они вкладывали в свои стихи, что для них было дорогим и важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине. Эпиграфом станут слова С.Есенина.

- Какова цель урока? (познакомиться со стихами русских поэтов о Родине, научить читать выразительно, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Познакомить детей со стихотворениями поэтов 20 века. (русское зарубежье) Работать над пополнением словарного запаса детей; Прививать навыки творческого создания текста; развивать воображение, мышление. )

Учитель - Сегодня у нас необычный урок. Урок-мастерская. Как вы думаете, что мы будем делать на таком уроке? (заниматься творчеством) Слайд №1

III. Индуктор.

- Какие правила мастерской вы знаете? На слайде. Слайд №2 (обязательно выполнять задания; все, что делаешь – правильно; добирать материал и т.д.) Вы расселись по группам. В которых вам комфортно, а значит и работа будет плодотворной. Оценивать каждый будет себя сам. В конце занятия оценит свой вклад в урок.

IV. Социализация.


– Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).

- Что значит для вас слово родина? (ответы учеников.)Демонстрация слайдов.


В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место. Художественные произведения, в которых эта тема является главной, включают разнообразную лексику: эпитеты, метафоры, олицетворения


II Изучение нового материала.

1. Вы получили задания, которые выполняли в группах. Знакомились с жизнью поэтов, их творчеством, подбирали стихотворения к нашей теме. Представьте вашего писателя 20 века по плану:

кратко расскажите о писателе,

выразительное чтение стихотворений.

анализ подобранных по теме урока стихотворений. Слайд №19

Социализация. Ответы групп.

2. Вывод: Родина у разных поэтов лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины “малой родины”, родины “сельской”, “деревенской”. Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос, живёшь.

3. Учитель: А сейчас мы с вами должны познакомиться с новым понятием:

Ностальгия – тоска по Родине. Сообщение.

Многие поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу. Но жизнь на чужбине была тяжела, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с которой связана их жизнь и судьба. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где жили. Они не могли забыть свою Родину и в своих стихотворениях постоянно обращались к ней. Давайте проследим на примере некоторых поэтов “серебряного века”, как сильна была их тоска по Родине.
М. И. Цветаева (1922 – 1939) – годы эмиграции. М. И. Цветаева не могла не вернуться в Россию. Она это сделала не только потому, что жила за границей в ужасной бедности, а потому что знала – дом её стихов – Россия.

4. С биографией Поэта русского зарубежья З.Гиппиус познакомит Давлетова Д.

5. В чем особенность изображения родины у писателей русского зарубежья? Вам предстоит выяснить.

Задание. Проанализировать стихотворение по образцу, ответив на вопросы вписать ответы на карточки. (Приложение №2. карточки со схемой анализа стихотворения)

6. Социализация.

Выступление групп с анализом стихотворений.

Вывод.

1.Какое настроение, какая музыка преобладает в стихотворении?

2.Какие картины рисует поэт?

3.О чем говорят поэты- эмигранты? О чем вспоминают? Легко ли им без России?

4. Чем отличаются стихотворения о Родине у поэтов русского зарубежья.


7. Написать синквейн по теме нашего урока. Тема «Поэты 20 века о родине». Слайд №20

Правила написания вы знаете, если подзабыли, они на слайде.

Социализация. Афиширование .Учащиеся читают синквейн.


8. Коррекция. Заключительное слово мастера. Сегодня на занятии мы с вами поговорили об образе родины в творчестве разных поэтов. Мы обратились к широкому и узкому понятию “родина”, проследили, какую разнообразную лексику использовали поэты в своих стихотворениях, чтобы полнее показать образ родины. Мы познакомились с термином ностальгия, с поэтами серебряного века и с их восприятием  образа родины.

Многие стихотворения переложены на музыку, послушайте песню «В горнице» на слова Н.Рубцова.(прослушивание аудиозаписи, приложение 3.)

9. Самооценка урока .Оцените свою работу на уроке.

10 .Рефлексия. Что узнали нового? О чем необходимо еще поговорить?


11. Домашнее задание. Выбрать задание по силам. Слайд №21

А)Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

Б)Сочинение - рассуждение «Поэты 20 века о природе, родине, и о себе».


































Урок –мастерская по литературе 8 класс 2013 г.

«Стихотворения поэтов 20 века»





Начало урока.

Звучит стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная»















Работа в творческих группах.















Анализ поэтического текста












План – конспект урока

Литература.

8 класс

Урок – мастерская.

Тема: «Поэты 20 века о природе, Родине и о себе. Поэтическое изображение Родины и родной природы»













































Просмотр содержимого документа
«приложение 2»

Часть плана

Опорная лексика

1

Об авторе


2

Основная тема стихотворения

Сравнение родины с многими городами Европы, где побывал автор

3

Мысли и чувства автора

Описывает особенности известных городов и свое к ним отношение через запахи: Лондон пахнет ромом, Неаполь – тухлой рыбой, Гамбург – снедью, едой; Севилья – лошадями и растениями, Париж – цветами.

4

Главная мысль (идея)

Ничто не сравнится с Родиной:

«…одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега»

5

Художественные средства, использованные автором

Эпитеты: ослепительный Неаполь, «прекрасной чайной розой, несравнимой, несравненной»;

Метафора: «толпятся тени У последнего порога»

Примерный анализ



Анализ стихотворения. З.Гиппиус « Знайте!»

Часть плана

Опорная лексика

1

Об авторе


2

Основная тема стихотворения


3

Мысли и чувства автора


4

Главная мысль (идея)


5

Художественные средства, использованные автором




Анализ стихотворения. З.Гиппиус « Так и есть.»

Часть плана

Опорная лексика

1

Об авторе


2

Основная тема стихотворения


3

Мысли и чувства автора


4

Главная мысль (идея)


5

Художественные средства, использованные автором




Анализ стихотворения. И.Бунин « У птицы есть гнездо»

Часть плана

Опорная лексика

1

Об авторе


2

Основная тема стихотворения


3

Мысли и чувства автора


4

Главная мысль (идея)


5

Художественные средства, использованные автором




Просмотр содержимого документа
«стихотворения для анализа»

Стихотворения для анализа

Сейчас я прочитаю стихотворение В. Фирсова о родине, а вы подумайте, о каких событиях прошлого говорит автор?

О, Родина!
Смогу ль забыть твои нелёгкие победы,
Твои немыслимые беды,
Забыть, как прадеды и деды
Умели драться и любить.

О, Родина!
Всегда с тобой мне вечно жить
и вечно помнить
На Куликовом поле бой,
И бой на Бородинском поле.

Мне помнить битвы и кресты
И падающие берёзы
И родниковой чистоты
Невысыхаемые слёзы.

Я знаю, память не солжёт,
Уйдя в живых и обелиски,
Она умело бережёт всё то,
Что дорого и близко.

В поэзии начала 19 века при изображении родного пейзажа очень часто использовались названия деревьев. Дуб – символизировал силу и крепость; липа – дворянскую усадьбу, дом, уют. У Есенина – клён и берёза. Берёза – связь с темой судьбы русского человека, его жизни и смерти. (Звучит стихотворение С. Есенина “Белая берёза”).
С темой судьбы человека и судьбы Родины связана в поэзии М. Цветаевой рябина: “Красною нитью рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась”.

Голос из далёкой эмиграции:

“Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё-равно, и всё – едино.
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…”

1934 г.

В 1891 году И. Бунин пишет стихотворение “Родине”, где обвиняет тех, кто не любит и не дорожит своей родиной.

Родине

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

В апреле 1922 года, уже эмигрантом, И. Бунин написал строки, проникнутые живой скорбью прощания с Родиной.

“У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой”.

И. Северянин в годы эмиграции находился в Эстонии. Россию он называет “крылатой страной” и посвящает ей два стихотворения:

Моя Россия (1924 г.)

Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Её равнины снеговые,
Её цыгане кочевые, –
Ах, им ли радость не дана?
Её порывы огневые,
Её мечты передовые,
Её писатели живые,
Постигшие её до дна!

И песни, песни, разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она –
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!

Запевка (1925 г.)

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!

В 1921 году Бальмонт уезжает с семьёй в командировку за границу сроком на один год, но этот год продлился 21 год, до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом. Тоска Бальмонта по России выражена в его стихотворении “Россия” (1923 г.)

Россия

Есть слово – и оно едино.
Россия. Этот звук – свирель.
В нём воркованье голубино.
Позвавший птиц к весне апрель.

Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край, в покров весны одет,
Другого в мире счастья нет.

Как противопоставление своей позиции, как протест тем, кто в трудное время покинул свою родину звучит голос Анны Ахматовой (диск):

* * *

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

1922 г.







Просмотр содержимого презентации
«Мастерская Поэты 20 века 8 класс»

Урок литературы  8 класс  Творческая мастерская  «Поэты 20 века о природе, Родине и о себе» Учитель русского языка и литературы МБОУ «Озерновская СОШ» Камнева Марина Павловна

Урок литературы 8 класс Творческая мастерская «Поэты 20 века о природе, Родине и о себе»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Озерновская СОШ» Камнева Марина Павловна

Законы мастерской . Всё, что ты делаешь, правильно и хорошо. Каждый обязательно должен выполнять всё, о чём попросит мастер. Один говорит – все слушают. Не задавать вопросов. Как понял – так и делай. Всё правильно! Обязательно записывай всё, что понравилось у других (добирай материал). Урок - мастерская

Законы мастерской .

  • Всё, что ты делаешь, правильно и хорошо.
  • Каждый обязательно должен выполнять всё, о чём попросит мастер.
  • Один говорит – все слушают.
  • Не задавать вопросов. Как понял – так и делай. Всё правильно!
  • Обязательно записывай всё, что понравилось у других (добирай материал).

Урок - мастерская

Сергей Александрович  Есенин

Сергей Александрович Есенин

Поэтические термины

Поэтические термины

  • Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое ,выражающее душевные переживания.
  • Строфа ( гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
  • Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
  • Тема (гр. thema ) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
  • Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
  • Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
  • Эпитет – ( гр. ер itheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  • Метафора ( гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
  • Инверсия ( лат. invepsio – перестановка) – необычный прядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.
Зинаида Гиппиус.
  • Зинаида Гиппиус.

Иван Бунин

Поэты русского зарубежья.

№ Часть плана 1 Об авторе 2 Опорная лексика 3 Основная тема стихотворения Мысли и чувства автора Стихотворение о детстве, родине, родной природе 4 Поэту приятно вспоминать детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства. Мысли автора добрые, хорошие, он любит родину Главная мысль (идея) 5 Художественные средства, использованные автором Родная природа дает человеку силы, успокаивает Эпитеты: «долгий зимний вечер», « тихий сон» Метафоры: «тускло льется свет лампады» «ходят медленно и плавно золотые волны ржи» Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», « шепот зреющих колосьев» Прямая речь

Часть плана

1

Об авторе

2

Опорная лексика

3

Основная тема стихотворения

Мысли и чувства автора

Стихотворение о детстве, родине, родной природе

4

Поэту приятно вспоминать детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства. Мысли автора добрые, хорошие, он любит родину

Главная мысль (идея)

5

Художественные средства, использованные автором

Родная природа дает человеку силы, успокаивает

Эпитеты: «долгий зимний вечер», « тихий сон»

Метафоры: «тускло льется свет лампады» «ходят медленно и плавно золотые волны ржи»

Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», « шепот зреющих колосьев»

Прямая речь

Синквейн.  Правила составления

Синквейн.

Правила составления

  • 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
  • 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 
  • 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
  • 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке. 
  • 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное
Домашнее задание.   1.Выучить понравившееся стихотворение наизусть. 2.Написать сочинение - рассуждение «Поэты 20 века о природе, родине, и о себе».

Домашнее задание.

1.Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

2.Написать сочинение - рассуждение «Поэты 20 века о природе, родине, и о себе».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок -мастерская по литературе

Автор: Камнева Марина Павловна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 355000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока-мастерской по литературе. "Алые паруса" Александра Грина - от метафоры к символу 20 века. "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-mastierskoi-po-litieraturie-alyie-parusa-alieksandra-grina-ot-mietafory-k-simvolu-20-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "227701"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440915764"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок-мастерская по теме: «Лингвистический калейдоскоп слова». "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-mastierskaia-po-tiemie-linghvistichieskii-kalieidoskop-slova"
    ["file_id"] => string(6) "102445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506362"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока-мастерской. "Алые паруса" Грина - от метафоры к символу 20 века. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-mastierskoi-alyie-parusa-grina-ot-mietafory-k-simvolu-20-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "227702"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440916389"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "открытый урок по теме: "урок - мастерская "Добро и Зло" по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" + презентация и музыкальное сопровождение"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_tiemie_urok_mastierskaia_dobro_i_zlo_po_skazkie_v_a_zhukovskogh"
    ["file_id"] => string(6) "354026"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477972011"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Уроки-мастерские как способ организации деятельности учащихся на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "uroki_masterskie_kak_sposob_organizatsii_deiatelnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "483490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541343843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства