Камнева Марина Павловна
МБОУ «Озерновская СОШ»
МБОУ «Озерновская СОШ»
учитель русского языка и литературы Камнева Марина Павловна урок литературы в 8 классе
Тип урока: Урок - мастерская
Тема: «Поэты 20 века о природе, Родине и о себе. Поэтическое изображение Родины и родной природы»
Цель урока:
познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Родине, научить читать выразительно, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Познакомить детей со стихотворениями поэтов 20 века.(русское зарубежье)
Работать над пополнением словарного запаса детей;
Прививать детям навыки творческого создания текста; развивать воображение, мышление.
Оборудование: презентация к уроку; ПК, мультимедиа, раздаточный материал.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!”
С. Есенин
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Актуализация знаний. Чтение стихотворения Есенина «Гой, ты Русь». Читает актер и исполнитель, заслуженный артист России Николай Денисов.(приложение №1) слайд 4-16
Учитель. Как выдумаете, какова тема сегодняшнего урока? Прочитайте еще раз название раздела, что о чем еще мы не говорили? (Постановка целей. Ученики самостоятельно ставят цели урока)
(Учитель: Тема нашего занятия “Стихи русских поэтов о Родине”, мы поговорим о том, какое значение в творчестве каждого поэта занимает образ родины, какие чувства они вкладывали в свои стихи, что для них было дорогим и важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине. Эпиграфом станут слова С.Есенина.
- Какова цель урока? (познакомиться со стихами русских поэтов о Родине, научить читать выразительно, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Познакомить детей со стихотворениями поэтов 20 века. (русское зарубежье) Работать над пополнением словарного запаса детей; Прививать навыки творческого создания текста; развивать воображение, мышление. )
Учитель - Сегодня у нас необычный урок. Урок-мастерская. Как вы думаете, что мы будем делать на таком уроке? (заниматься творчеством) Слайд №1
III. Индуктор.
- Какие правила мастерской вы знаете? На слайде. Слайд №2 (обязательно выполнять задания; все, что делаешь – правильно; добирать материал и т.д.) Вы расселись по группам. В которых вам комфортно, а значит и работа будет плодотворной. Оценивать каждый будет себя сам. В конце занятия оценит свой вклад в урок.
IV. Социализация.
– Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).
- Что значит для вас слово родина? (ответы учеников.)Демонстрация слайдов.
В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место. Художественные произведения, в которых эта тема является главной, включают разнообразную лексику: эпитеты, метафоры, олицетворения
II Изучение нового материала.
1. Вы получили задания, которые выполняли в группах. Знакомились с жизнью поэтов, их творчеством, подбирали стихотворения к нашей теме. Представьте вашего писателя 20 века по плану:
кратко расскажите о писателе,
выразительное чтение стихотворений.
анализ подобранных по теме урока стихотворений. Слайд №19
Социализация. Ответы групп.
2. Вывод: Родина у разных поэтов лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины “малой родины”, родины “сельской”, “деревенской”. Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос, живёшь.
3. Учитель: А сейчас мы с вами должны познакомиться с новым понятием:
Ностальгия – тоска по Родине. Сообщение.
Многие поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу. Но жизнь на чужбине была тяжела, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с которой связана их жизнь и судьба. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где жили. Они не могли забыть свою Родину и в своих стихотворениях постоянно обращались к ней. Давайте проследим на примере некоторых поэтов “серебряного века”, как сильна была их тоска по Родине.
М. И. Цветаева (1922 – 1939) – годы эмиграции. М. И. Цветаева не могла не вернуться в Россию. Она это сделала не только потому, что жила за границей в ужасной бедности, а потому что знала – дом её стихов – Россия.
4. С биографией Поэта русского зарубежья З.Гиппиус познакомит Давлетова Д.
5. В чем особенность изображения родины у писателей русского зарубежья? Вам предстоит выяснить.
Задание. Проанализировать стихотворение по образцу, ответив на вопросы вписать ответы на карточки. (Приложение №2. карточки со схемой анализа стихотворения)
6. Социализация.
Выступление групп с анализом стихотворений.
Вывод.
1.Какое настроение, какая музыка преобладает в стихотворении?
2.Какие картины рисует поэт?
3.О чем говорят поэты- эмигранты? О чем вспоминают? Легко ли им без России?
4. Чем отличаются стихотворения о Родине у поэтов русского зарубежья.
7. Написать синквейн по теме нашего урока. Тема «Поэты 20 века о родине». Слайд №20
Правила написания вы знаете, если подзабыли, они на слайде.
Социализация. Афиширование .Учащиеся читают синквейн.
8. Коррекция. Заключительное слово мастера. Сегодня на занятии мы с вами поговорили об образе родины в творчестве разных поэтов. Мы обратились к широкому и узкому понятию “родина”, проследили, какую разнообразную лексику использовали поэты в своих стихотворениях, чтобы полнее показать образ родины. Мы познакомились с термином ностальгия, с поэтами серебряного века и с их восприятием образа родины.
Многие стихотворения переложены на музыку, послушайте песню «В горнице» на слова Н.Рубцова.(прослушивание аудиозаписи, приложение 3.)
9. Самооценка урока .Оцените свою работу на уроке.
10 .Рефлексия. Что узнали нового? О чем необходимо еще поговорить?
11. Домашнее задание. Выбрать задание по силам. Слайд №21
А)Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
Б)Сочинение - рассуждение «Поэты 20 века о природе, родине, и о себе».
Урок –мастерская по литературе 8 класс 2013 г.
«Стихотворения поэтов 20 века»
Начало урока.
Звучит стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная»
Работа в творческих группах.
Анализ поэтического текста
План – конспект урока
Литература.
8 класс
Урок – мастерская.
Тема: «Поэты 20 века о природе, Родине и о себе. Поэтическое изображение Родины и родной природы»