kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе. И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 7 классе

Тема: И.С. Тургенев.  Рассказ  «Бирюк».

Цели урока:

- познакомить обучающихся с рассказом И. Тургенева;

- показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;

- формировать навыки исследовательской работы с текстом с текстом;

- развивать логическое мышление, наблюдательность;

- развивать и обогащать речь обучающихся;

- воспитывать чувство любви к природе, человеку.

Эпиграф к уроку:

« Но что может быть интересного в грубом,

необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, все то же, что и

В образованном человеке»

                                                            В. Г. Белинский

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания. (Можно предложить заполнить следующую карточку.)

Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в ____________ году и первые рассказы из будущих ____________________________, принесших славу   И.С Тургеневу.

Основной темой_________________ были взаимоотношения __________ и _______________, поруганное достоинство русского мужика.

Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, ______________ и _______________. Зато в правительственных кругах __________________    вызвали резкое осуждение.

3.Мотивация:

Почему же И. С. Тургенева так интересовала жизнь крестьян? Что именно в крестьянстве видел классик? Дома вы читали критическую статью в учебнике и должны были найти  ключевые слова ( в крестьянах он видел таинственность).

4. Создание проблемной ситуации:

Сегодня на уроке я предлагаю отправиться на охоту вместе с писателем и попытаться исследовать и раскрыть тайну Бирюка.

5.Работа над темой урока:

5.1.Словарная работа:

Словарь В.И. Даля:

1.Зверь (волк-одиночка)
2.Человек, который ни с кем не знается. Одинокий человек.

Словарь С.Ожегова:

  1. Волк-одиночка (обл.)
    2. (Перен.) нелюдимый, угрюмый человек.

 

– Но у него было имя…?

Фома (называет себя) – самохарактеристика.

Фома Кузьмин (называет мужик в глаза).

Бирюк (прозвали крестьяне за глаза) взаимохарактеристика.

– Прозвище многое говорит о человеке.

5.2. Просмотр эпизода из одноименного фильма.

5.3. Обратимся к прочитанному рассказу…

Не показался ли вам несколько загадочным образ главного героя? Почему он живёт в лесу один? Почему у него такое странное прозвище Бирюк? Почему его не любят мужики?

Попробуем разобраться в этих вопросах и поработаем над характеристикой персонажа.  

    Вспомните, какие пункты традиционно включаются в характеристику (имя, портрет,  семейное положение, отношение к работе, взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора к своему герою и проч.)

5.4.Работа над образом Бирюка :

Все вместе заполняем таблицу:

Бирюк

Изба

Лесник//отец
Ответственный 
Красивый 
Богатырь
Сильный
Добрый
Патриот
(Речь) сдержанный
Радушный 

Закоптелая
Низкая
Пустая
Грязная
Душная

Внешние и внутренние качества +
положительные

– Условия жизни нищенские 
(социальное положение)

Все вместе составляем следующую схему:

5.5.– Что еще описывает Тургенев, не относящееся к сюжету напрямую?

Пейзаж. И.С.Тургенев – мастер пейзажа. Учащиеся работают по предложенному плану

Вывод: Человек един с природой. Он её охраняет. Она его понимает. Пейзаж – средство создания образа.

5.6.Сопоставление деталей

-Попробуйте теперь все нами сказанное сопоставить в одном предложении, используя данные  нашей с вами работы:

С одной стороны, Бирюк ____________________________________________________________________________________________________________________________________

С другой стороны,_____________________________________________________________________________________________________________________________

Потому что________________________________________________________

(С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный,  понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны,  жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.) 

-То есть, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает пред нами?  (Хорошим, умным, добросовестным)

-Но только одно слово у нас осталось непонятным –причина, которая не дает ему раскрыться пред мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

-А причина достаточно проста – он был несвободным, должен был выполнять приказы барина.

Раскрытие тайны

-Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка?  ( да)

-Попробуйте теперь письменно её изложить и закончить предложение, используя ключевые слова  ( Тайна Бирюка в том, что он хороший  и добрый человек, но,  так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят)

5.7. Авторская позиция

-Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?

-Как оценивает по ступок Бирюка по отношению к вору Тургенев?  ( он называет Бирюка  «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле)  (СЛАЙД №17)

-Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, кото  рые  поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.

-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на памятнике были высечены слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила  делу освобождения крестьян от крепостного права.

6.Рефлексия:

Проанализируйте свою работу по предложенной схеме:

Я умею…(см.цель).

Понимаю идею рассказа “Бирюк”: И.С.Тургенев боролся за отмену … и учил людей…

Знаю, что пейзаж, портрет, интерьер – это средства создания о …

Знаю новые понятия:

7. Выставление отметок.

8. Домашнее задание

Написать сочинение- рассуждение на тему: «Мое отношение к главному герою рассказа «Бирюк». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе. И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк"»

Конспект урока литературы в 7 классе

Тема: И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк».

Цели урока:

- познакомить обучающихся с рассказом И. Тургенева;

- показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;

- формировать навыки исследовательской работы с текстом с текстом;

- развивать логическое мышление , наблюдательность;

- развивать и обогащать речь обучающихся;

- воспитывать чувство любви к природе, человеку.

Эпиграф к уроку:

« Но что может быть интересного в грубом,

необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, все то же, что и

В образованном человеке»

В. Г. Белинский

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания. (Можно предложить заполнить следующую карточку.)

Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в ____________ году и первые рассказы из будущих ____________________________, принесших славу И.С Тургеневу.

Основной темой_________________ были взаимоотношения __________ и _______________, поруганное достоинство русского мужика.

Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, ______________ и _______________. Зато в правительственных кругах __________________ вызвали резкое осуждение.

3.Мотивация:

Почему же И. С. Тургенева так интересовала жизнь крестьян? Что именно в крестьянстве видел классик? Дома вы читали критическую статью в учебнике и должны были найти ключевые слова ( в крестьянах он видел таинственность).

4. Создание проблемной ситуации:

Сегодня на уроке я предлагаю отправиться на охоту вместе с писателем и попытаться исследовать и раскрыть тайну Бирюка.

5.Работа над темой урока:

5.1.Словарная работа:

Словарь В.И. Даля:

1.Зверь (волк-одиночка)
2 .Человек, который ни с кем не знается. Одинокий человек.



Словарь С.Ожегова:

  1. Волк-одиночка (обл.)
    2. (Перен.) нелюдимый, угрюмый человек.



– Но у него было имя…?

Фома (называет себя) – самохарактеристика.

Фома Кузьмин (называет мужик в глаза).

Бирюк (прозвали крестьяне за глаза) взаимохарактеристика.

– Прозвище многое говорит о человеке.

5.2. Просмотр эпизода из одноименного фильма.

5.3. Обратимся к прочитанному рассказу…

Не показался ли вам несколько загадочным образ главного героя? Почему он живёт в лесу один? Почему у него такое странное прозвище Бирюк? Почему его не любят мужики?

Попробуем разобраться в этих вопросах и поработаем над характеристикой персонажа.

Вспомните, какие пункты традиционно включаются в характеристику (имя, портрет, семейное положение, отношение к работе, взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора к своему герою и проч.)


5.4.Работа над образом Бирюка :

Все вместе заполняем таблицу:

Бирюк

Изба

Лесник//отец
Ответственный 
Красивый 
Богатырь
Сильный
Добрый
Патриот
(Речь) сдержанный
Радушный 

Закоптелая
Низкая
Пустая
Грязная
Душная

Внешние и внутренние качества +
положительные

– Условия жизни нищенские 
(социальное положение)



Все вместе составляем следующую схему:

5.5.– Что еще описывает Тургенев, не относящееся к сюжету напрямую?

Пейзаж. И.С.Тургенев – мастер пейзажа. Учащиеся работают по предложенному плану

 

 

Вывод: Человек един с природой. Он её охраняет. Она его понимает. Пейзаж – средство создания образа.

5.6.Сопоставление деталей

-Попробуйте теперь все нами сказанное сопоставить в одном предложении, используя данные нашей с вами работы:

С одной стороны, Бирюк ____________________________________________________________________________________________________________________________________

С другой стороны,_____________________________________________________________________________________________________________________________

Потому что________________________________________________________


(С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.)

-То есть, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает пред нами? (Хорошим, умным, добросовестным)

-Но только одно слово у нас осталось непонятным –причина, которая не дает ему раскрыться пред мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

-А причина достаточно проста – он был несвободным, должен был выполнять приказы барина.

Раскрытие тайны

-Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? ( да)

-Попробуйте теперь письменно её изложить и закончить предложение, используя ключевые слова ( Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят)


5.7. Авторская позиция

-Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?

-Как оценивает по ступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? ( он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле) (СЛАЙД №17)

-Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, кото рые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.

-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на памятнике были высечены слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.

6.Рефлексия:

Проанализируйте свою работу по предложенной схеме:

Я умею…(см.цель).

Понимаю идею рассказа “Бирюк”: И.С.Тургенев боролся за отмену … и учил людей…

Знаю, что пейзаж, портрет, интерьер – это средства создания о …

Знаю новые понятия:

7. Выставление отметок.

8. Домашнее задание

Написать сочинение- рассуждение на тему: «Мое отношение к главному герою рассказа «Бирюк».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 7 классе. И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк"

Автор: Амедова Сусана Диляверовна

Дата: 04.11.2016

Номер свидетельства: 355290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_litieratury_v_7_klassie_po_tiemie_i_s_turghien"
    ["file_id"] => string(6) "459752"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1519658656"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Урок развития речи в 7 классе Языковые средства изображения в эпическом произведении  (на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»)."
    ["seo_title"] => string(126) "urokrazvitiiariechiv7klassieiazykovyiesriedstvaizobrazhieniiavepichieskomproizviedieniinaprimierierasskazaisturghienievabiriuk"
    ["file_id"] => string(6) "329399"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463930738"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок-исследование И.С.Тургенев «Бирюк» "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-issliedovaniie-i-s-turghieniev-biriuk"
    ["file_id"] => string(6) "161267"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422197359"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Индивидуальная рабочая программа по литературе с использованием ИКТ для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(88) "individual-naia-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-s-ispol-zovaniiem-ikt-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "170563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423570908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства