Конспект урока литературы в 7 классе
Тема: И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк».
Цели урока:
- познакомить обучающихся с рассказом И. Тургенева;
- показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;
- формировать навыки исследовательской работы с текстом с текстом;
- развивать логическое мышление, наблюдательность;
- развивать и обогащать речь обучающихся;
- воспитывать чувство любви к природе, человеку.
Эпиграф к уроку:
« Но что может быть интересного в грубом,
необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, все то же, что и
В образованном человеке»
В. Г. Белинский
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания. (Можно предложить заполнить следующую карточку.)
Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в ____________ году и первые рассказы из будущих ____________________________, принесших славу И.С Тургеневу.
Основной темой_________________ были взаимоотношения __________ и _______________, поруганное достоинство русского мужика.
Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, ______________ и _______________. Зато в правительственных кругах __________________ вызвали резкое осуждение.
3.Мотивация:
Почему же И. С. Тургенева так интересовала жизнь крестьян? Что именно в крестьянстве видел классик? Дома вы читали критическую статью в учебнике и должны были найти ключевые слова ( в крестьянах он видел таинственность).
4. Создание проблемной ситуации:
Сегодня на уроке я предлагаю отправиться на охоту вместе с писателем и попытаться исследовать и раскрыть тайну Бирюка.
5.Работа над темой урока:
5.1.Словарная работа:
Словарь В.И. Даля:
1.Зверь (волк-одиночка)
2.Человек, который ни с кем не знается. Одинокий человек.
Словарь С.Ожегова:
- Волк-одиночка (обл.)
2. (Перен.) нелюдимый, угрюмый человек.
– Но у него было имя…?
Фома (называет себя) – самохарактеристика.
Фома Кузьмин (называет мужик в глаза).
Бирюк (прозвали крестьяне за глаза) взаимохарактеристика.
– Прозвище многое говорит о человеке.
5.2. Просмотр эпизода из одноименного фильма.
5.3. Обратимся к прочитанному рассказу…
Не показался ли вам несколько загадочным образ главного героя? Почему он живёт в лесу один? Почему у него такое странное прозвище Бирюк? Почему его не любят мужики?
Попробуем разобраться в этих вопросах и поработаем над характеристикой персонажа.
Вспомните, какие пункты традиционно включаются в характеристику (имя, портрет, семейное положение, отношение к работе, взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора к своему герою и проч.)
5.4.Работа над образом Бирюка :
Все вместе заполняем таблицу:
Бирюк
Изба
Лесник//отец
Ответственный
Красивый
Богатырь
Сильный
Добрый
Патриот
(Речь) сдержанный
Радушный
Закоптелая
Низкая
Пустая
Грязная
Душная
–
Внешние и внутренние качества +
положительные
– Условия жизни нищенские
(социальное положение)
Все вместе составляем следующую схему:
5.5.– Что еще описывает Тургенев, не относящееся к сюжету напрямую?
Пейзаж. И.С.Тургенев – мастер пейзажа. Учащиеся работают по предложенному плану
Вывод: Человек един с природой. Он её охраняет. Она его понимает. Пейзаж – средство создания образа.
5.6.Сопоставление деталей
-Попробуйте теперь все нами сказанное сопоставить в одном предложении, используя данные нашей с вами работы:
С одной стороны, Бирюк ____________________________________________________________________________________________________________________________________
С другой стороны,_____________________________________________________________________________________________________________________________
Потому что________________________________________________________
(С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.)
-То есть, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает пред нами? (Хорошим, умным, добросовестным)
-Но только одно слово у нас осталось непонятным –причина, которая не дает ему раскрыться пред мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.
-А причина достаточно проста – он был несвободным, должен был выполнять приказы барина.
Раскрытие тайны
-Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? ( да)
-Попробуйте теперь письменно её изложить и закончить предложение, используя ключевые слова ( Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят)
5.7. Авторская позиция
-Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?
-Как оценивает по ступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? ( он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле) (СЛАЙД №17)
-Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, кото рые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.
-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на памятнике были высечены слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.
6.Рефлексия:
Проанализируйте свою работу по предложенной схеме:
Я умею…(см.цель).
Понимаю идею рассказа “Бирюк”: И.С.Тургенев боролся за отмену … и учил людей…
Знаю, что пейзаж, портрет, интерьер – это средства создания о …
Знаю новые понятия:
7. Выставление отметок.
8. Домашнее задание
Написать сочинение- рассуждение на тему: «Мое отношение к главному герою рассказа «Бирюк».