kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк"»

Тема урока: "Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк» ( 7 класс)

Урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Учащиеся с рассказом предварительно не знакомятся.

Цель урока: совершенствовать навыки характеристики героя, научиться определять авторское отношение к героям, углубить понятие о русском национальном характере.

Задачи урока: Ι. образовательные:

1)учить учащихся составлять характеристику литературного героя;

2)повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;

3)знать понятия «конфликт», «потрет», «интерьер», «пейзаж» и уметь определять их роль в создании образа;

4)учить учащихся выявлять в тексте приметы авторского отношения к изображаемому.

ΙI. развивающие:

1)развивать устную речь учащихся;

2)развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

3) развивать умения обобщать изученное;

4)развивать навык выразительного чтения;

5)развивать навыки анализа текста художественного произведения.

ΙII. воспитательные:

1)воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

2)воспитывать гуманное отношение к человеку;

3) патриотическое воспитание.




Планируемые образовательные результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью выражать свои мысли;

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, находить нужную информацию.

Содержание урока:

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся


Вводный (организационно-мотивационный) этап (вызов)

1. Тургенев одним из первых в русской литературе заговорил о возможностях русского народа, о его самобытном характере и униженном положении. Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, “Записки охотника” сыграли большую роль. Сам Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга (“Записки охотника”) послужила делу освобождения крестьян. В сборнике рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника» есть рассказ под названием «Бирюк». Рассказ был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала "Современник" в 1848 году. Создавая это произ­ведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крес­тьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: "Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в "Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых лю­дей, даже имена их настоящие: был Ермолай ..., был Бирюк, кото­рого в лесу убили свои же крестьяне..."
В "Записках охотника" писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревен­ские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим челове­ком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присут­ствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действитель­ность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, рас­крыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.

Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом "Бирюк". Как вы думаете, кто это? Почему Тургенев так назвал рассказ? (Смотрим сначала в Толковом словаре, потом сноску в учебнике) Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с названием «Бирюк» и каков будет его сюжет? (Прогнозирование) Прием "Корзина идей" (1)1 мин. индивидуальная работа, 2)1мин. работа в парах, обмен мнениями. 3) Запись тезисов учителем.

А сейчас давайте попробуем назвать тему, цели и задачи урока? Запишите свою цель на сегодняшний урок в тетрадь. (учащиеся формулируют цель и задачи урока, учитель при необходимости вносит коррективы)



Основной (информационно-аналитический) этап (осмысление)

2.Приём «Чтение с остановками» (можно включать фонохрестоматию)

Чтение учащимися рассказа от начала до слов «Да, гроза, - отвечал голос».

Есть ли что-то, дающее разгадку названию? С чего начинается рассказ? Какие особенности изображения природы вы можете отметить? (учащиеся работают над изобразительно-выразительными средствами, отмечают, что гроза изображена величественной и страшной, несколько раз повторяется слово «внезапно», всё происходит динамично, и это передано с помощью глаголов совершенного вида, обозначающих начало действия). Какие чувства вызывает у вас пейзаж? Как чувствует себя в это время рассказчик?

( ученики отмечают особенности психологического состояния: рассказчик чувствует себя неуютно, "не видел ни зги", "кое-как приютился", "сгорбившись, ожидал терпеливо конца ненастья"). Но тут появляется какой-то неизвестный человек. Кто это? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Как чувствует себя лесник во время грозы? (учащиеся работают с текстом и отмечают, что лесник в своей стихии, он силен, без труда сдернул с места испуганную лошадь, даже в конце пути, очень нелегкого, говорит спокойным голосом. Гроза ему не страшна) . Понимаете ли вы утверждение, что гроза - одно из средств создания образа?


Прослушивание аудиозаписи до слов «Чай, не привыкли к лучине?» - проговорил он и тряхнул кудрями».

Проясняется ли ситуация? Совпадает ли с нашими ожиданиями?


Пройдя через скрипучую калитку, рассказчик видит небольшую избушку, в одном окошечке которой "тускло светит огонек". Более детальным мы видим описание самого дома. Что говорит рассказчик, когда видит эту картину? ("Сердце мое заныло")

Какое впечатление производит на вас изба лесника? (Тягостное, невесело войти в мужицкую избу) Почему? ( бедность и отсутствие уюта)

Как описание жилища помогает понять характер героя? ( Человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна). Учитель помогает сделать вывод, что описание домика лесника дает исчерпывающее представление о крестьянских домах в целом.


Чтение от «Я посмотрел на него» до «Лесник вошел и сел на лавку".

-Что нового вы узнали в этой части рассказа? Что можно узнать о Бирюке благодаря этому портрету? Как автор создает портрет? Как портрет помогает понять характер героя? ( Внешность богатырская. Автор подчеркивает это с помощью эпитетов. Автор любуется этим богатырём.)

- Не возникло ли у вас вопроса? Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко ее чувствующий, богатырь, удостоился такого прозвища – Бирюк? Соответствует ли это прозвище человеку? Почему его лицо "суровое и мужественное"? Почему рассказчик посмотрел на Фому "с удвоенным любопытством"? Что знал о нем рассказчик до личной встречи?

Когда мы смотрим на его портрет, то любуемся и восхищаемся им. Когда переводим взгляд на то, что его окружает, почему-то невольно грустим. Почему же возможно такое противоречие?

Как связана фраза "горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание" с тем, что вы узнали о Бирюке? Усилилось ли впечатление о жилище лесника после этой фразы?


Чтение до «Повалил… - пробормотал Бирюк». Вы поняли, что происходит? Как будут развиваться события?

Зарядка для глаз. Представьте, что вы в лесу. Здесь вы видите высокие деревья (ищем их глазами), низенькие кустики (опускаем глаза вниз), вдруг хорошо слышите удары топора рядом (зажмуриваемся) и ищете помощь вокруг (водим глазами из стороны в сторону).


Чтение до «Чего тебе? – Отпусти.»

Какое средство характеристики персонажа использует писатель И.С.Тургенев? Что можно сказать о мужике-воре, судя по его портрету? ( Он беден и жалок.)

Чтение ( прослушивание) до «Я бросился на помощь мужику».

Объясните, почему Бирюк ведет себя так. ( Он выполняет свой профессиональный долг).

Бирюк противопоставлен порубщику. Но не такие уж и разные мужик и лесник. У них одинаковое социальное положение (оба крепостные крестьяне),

условия жизни одинаковые (бедность, нищета, голод)
Как вы думаете, отпустит ли Бирюк-Фома Кузьмич мужика? Объясните свое решение.

Какова композиционная роль этой сцены в произведении? ( Эта сцена является кульминационной.)


Чтение произведения до конца.

Ожидали ли вы такого финала? Почему? Почему Бирюк отпустил мужика? ( Он человек. Внешний конфликт до конца не разрешен, а во внутреннем конфликте профессионала и человека победил человек.).


Но почему такое вообще стало возможно, что два несчастных человека конфликтуют друг с другом?


Заключительный ( оценочно-рефлексивный) этап

Таким образом, настало время определить проблемы рассказа. Прием "Колесо проблем" (1.Борьба чувства долга и жалости.

2.Проблема тяжелой материальной жизни простых людей.

3. Поведение людей, находящихся в одинаковых социальных и жизненных условиях, но совершающих разные поступки.

4.В сложной жизненной ситуации проявляется красота и сила русской души, ее способность к самопожертвованию ради других.

5. Человеческое достоинство и душевное богатство героя И.С.Тургенева - человека из народа.

Как проявляются взгляды автора в рассказе? В 1852 г. по приказу Николая 1 Тургенев был арестован и сослан в Спасское-Лутовиново. Как известно, поводом для ареста и ссылки послужила статья на смерть Н.В.Гоголя, но в действительности, император разгневался на Тургенева из-за антикрепостнического духа "Записок охотника". Хотя рассказы и не содержат прямого протеста против крепостного права, но писатель сумел разглядеть и показать духовную силу русского мужика.

Рефлексия.

Давайте попробуем свое отношение к героям рассказа выразить с помощью синквейна. Теперь обратимся к "Корзине идей" а также вернемся к цели нашего урока, к задачам, которые вы перед собой ставили. Давайте сделаем вывод, какова роль пейзажа, портрета, интерьера в произведении? Оцените по пятибалльной шкале свою работу на уроке, работу товарищей и урок в целом. Назовите свои трехзначные числа.

Домашнее задание (на выбор): 1) составить кроссворд по рассказу; 2) нарисовать иллюстрацию к рассказу; 3) написать отзыв о рассказе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Черепанова Наталья Филипповна

Дата: 26.02.2018

Номер свидетельства: 459752

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства