2.Приём «Чтение с остановками» (можно включать фонохрестоматию) Чтение учащимися рассказа от начала до слов «Да, гроза, - отвечал голос». Есть ли что-то, дающее разгадку названию? С чего начинается рассказ? Какие особенности изображения природы вы можете отметить? (учащиеся работают над изобразительно-выразительными средствами, отмечают, что гроза изображена величественной и страшной, несколько раз повторяется слово «внезапно», всё происходит динамично, и это передано с помощью глаголов совершенного вида, обозначающих начало действия). Какие чувства вызывает у вас пейзаж? Как чувствует себя в это время рассказчик? ( ученики отмечают особенности психологического состояния: рассказчик чувствует себя неуютно, "не видел ни зги", "кое-как приютился", "сгорбившись, ожидал терпеливо конца ненастья"). Но тут появляется какой-то неизвестный человек. Кто это? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Как чувствует себя лесник во время грозы? (учащиеся работают с текстом и отмечают, что лесник в своей стихии, он силен, без труда сдернул с места испуганную лошадь, даже в конце пути, очень нелегкого, говорит спокойным голосом. Гроза ему не страшна) . Понимаете ли вы утверждение, что гроза - одно из средств создания образа? Прослушивание аудиозаписи до слов «Чай, не привыкли к лучине?» - проговорил он и тряхнул кудрями». Проясняется ли ситуация? Совпадает ли с нашими ожиданиями? Пройдя через скрипучую калитку, рассказчик видит небольшую избушку, в одном окошечке которой "тускло светит огонек". Более детальным мы видим описание самого дома. Что говорит рассказчик, когда видит эту картину? ("Сердце мое заныло") Какое впечатление производит на вас изба лесника? (Тягостное, невесело войти в мужицкую избу) Почему? ( бедность и отсутствие уюта) Как описание жилища помогает понять характер героя? ( Человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна). Учитель помогает сделать вывод, что описание домика лесника дает исчерпывающее представление о крестьянских домах в целом. Чтение от «Я посмотрел на него» до «Лесник вошел и сел на лавку". -Что нового вы узнали в этой части рассказа? Что можно узнать о Бирюке благодаря этому портрету? Как автор создает портрет? Как портрет помогает понять характер героя? ( Внешность богатырская. Автор подчеркивает это с помощью эпитетов. Автор любуется этим богатырём.) - Не возникло ли у вас вопроса? Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко ее чувствующий, богатырь, удостоился такого прозвища – Бирюк? Соответствует ли это прозвище человеку? Почему его лицо "суровое и мужественное"? Почему рассказчик посмотрел на Фому "с удвоенным любопытством"? Что знал о нем рассказчик до личной встречи? Когда мы смотрим на его портрет, то любуемся и восхищаемся им. Когда переводим взгляд на то, что его окружает, почему-то невольно грустим. Почему же возможно такое противоречие? Как связана фраза "горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание" с тем, что вы узнали о Бирюке? Усилилось ли впечатление о жилище лесника после этой фразы? Чтение до «Повалил… - пробормотал Бирюк». Вы поняли, что происходит? Как будут развиваться события? Зарядка для глаз. Представьте, что вы в лесу. Здесь вы видите высокие деревья (ищем их глазами), низенькие кустики (опускаем глаза вниз), вдруг хорошо слышите удары топора рядом (зажмуриваемся) и ищете помощь вокруг (водим глазами из стороны в сторону). Чтение до «Чего тебе? – Отпусти.» Какое средство характеристики персонажа использует писатель И.С.Тургенев? Что можно сказать о мужике-воре, судя по его портрету? ( Он беден и жалок.) Чтение ( прослушивание) до «Я бросился на помощь мужику». Объясните, почему Бирюк ведет себя так. ( Он выполняет свой профессиональный долг). Бирюк противопоставлен порубщику. Но не такие уж и разные мужик и лесник. У них одинаковое социальное положение (оба крепостные крестьяне), условия жизни одинаковые (бедность, нищета, голод) Как вы думаете, отпустит ли Бирюк-Фома Кузьмич мужика? Объясните свое решение. Какова композиционная роль этой сцены в произведении? ( Эта сцена является кульминационной.) Чтение произведения до конца. Ожидали ли вы такого финала? Почему? Почему Бирюк отпустил мужика? ( Он человек. Внешний конфликт до конца не разрешен, а во внутреннем конфликте профессионала и человека победил человек.). Но почему такое вообще стало возможно, что два несчастных человека конфликтуют друг с другом? |