kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе "Все мы родом из детства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : способствовать глубокому осмыслению нравственных уроков произведений литературы, помочь выпускникам осознать их великую созидательную силу.

Оборудование : презентация, запись музыки, аксессуары для сценок

Эпиграф                                                                        

                                                                                          Откуда я? Я из моего детства.                                                                                                                

                                                                                                        Антуан де Сент-Экзюпери

                                                       ХОД  УРОКА

Видеоролик «Все мы родом из детства»

Слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок литературы. На пороге вашего прощания с детством мы постараемся проанализировать этот важный этап в жизни каждого человека и сделать выводы, которые станут вашим ориентиром во взрослой жизни и позволят (я уверена в этом) избежать многих ошибок. А помогут нам решить эту сложную задачу, как и всегда на уроках литературы,  мудрые произведения прекрасных  русских писателей и поэтов.

Цель : способствовать глубокому осмыслению нравственных уроков произведений литературы, помочь выпускникам осознать их великую созидательную силу.

Оборудование : презентация, запись музыки, аксессуары для сценок

Эпиграф                                                                        

                                                                                          Откуда я? Я из моего детства.                                                                                                                

                                                                                                        Антуан де Сент-Экзюпери

                                                       ХОД  УРОКА

Видеоролик «Все мы родом из детства»

Слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок литературы. На пороге вашего прощания с детством мы постараемся проанализировать этот важный этап в жизни каждого человека и сделать выводы, которые станут вашим ориентиром во взрослой жизни и позволят (я уверена в этом) избежать многих ошибок. А помогут нам решить эту сложную задачу, как и всегда на уроках литературы,  мудрые произведения прекрасных  русских писателей и поэтов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Все мы родом из детства"»

Урок литературы в 11 классе "Все мы родом из детства"

Цель : способствовать глубокому осмыслению нравственных уроков произведений литературы, помочь выпускникам осознать их великую созидательную силу.

Оборудование : презентация, запись музыки, аксессуары для сценок

Эпиграф

Откуда я? Я из моего детства.

Антуан де Сент-Экзюпери

ХОД УРОКА

Видеоролик «Все мы родом из детства»

Слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок литературы. На пороге вашего прощания с детством мы постараемся проанализировать этот важный этап в жизни каждого человека и сделать выводы, которые станут вашим ориентиром во взрослой жизни и позволят (я уверена в этом) избежать многих ошибок. А помогут нам решить эту сложную задачу, как и всегда на уроках литературы, мудрые произведения прекрасных русских писателей и поэтов.

- Какие определения к слову «детство» вам, ребята, приходят в голову прежде всего? (Ответы: весёлое, беззаботное, беспечное, радостное, прекрасное, светлое, счастливое, безмятежное, дивное, золотое, ликующее, лучезарное, чудесное, чудное).

Именно такое детство показал в своих произведениях Виктор Драгунский. Встречайте героев его рассказа «Заколдованная буква» и вспоминайте, какими вы были ещё совсем недавно.


Сценка по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». (Участвуют дети 1 класса)

Выходят два мальчика и одна девочка . Один мальчик играет в мячик, другой грузовик на верёвочке, а девочка несёт куклу. Вдруг они видят ветку ели на полу, девочка бежит к ней и поднимает.

Девочка: (радостно). Смотрите, а на ёлке сыски висят.

Мальчишки начинают смеяться, указывая на девочку.

Первый мальчик: Ой, умру от смеха! Сыски! (Падает на санки, держась за живот)

Второй мальчик: Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски.

Девочка: (с обидой). Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Первый мальчик: Эка невидаль! У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я всё равно говорю правильно. Вот послушай: хыхки! Что! Правда, здорово – хыхх-ки! Я даже петь могу (вскакивает с санок и с приплясыванием):

Ох, хыхечка зелёная,

Боюся уколюся я.

Девочка: (очень громко): Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски.

Первый мальчик: (чуть не плача). Нет, не надо сыски, а надо хыхки.

Девочка: Сыски. Я всё папе расскажу! (Плачет и уходит)

Первый мальчик: (вслед девочке). Всё равно хыхки! (Уходит вслед за девочкой, тоже плача)

Второй мальчик: (Очень серьёзно). Чего так спорить, раз оба неправы? Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: (пауза) фыфки! Вот и всё! (Уходит)


Слово учителя. Я уверена, что каждый из вас мог бы тоже рассказать забавную историю из своего детства. А ещё больше таких историй, конечно же, знают про вас ваши мамы. Предоставим им слово.

(На экране слайды с детскими фотографиями одиннадцатиклассников)

Выступление заранее предупреждённой мамы одного из выпускников.


Слово учителя. Вижу, что на всех нахлынули прекрасные воспоминания о беспечном детстве и расставаться с ним стало ещё более жаль.

Стихотворение

Запах осени печальный, 
Рядом друг на поводке – 
Слышу, слышу голос дальний, 
Детства голос вдалеке. 
Лай собачек, крик детишек, 
Бесконечные шаги, 
Парк, качели, тьма игрушек, 
Кексы, вата, пироги… 
Все так мило, интересно- 
Сердцу хочется познать! 
И в груди так сладко-тесно - 
Сердцу хочется мечтать! 
Там движенье, там веселье, 
Там прекраснейший пейзаж, 
Там беспечное безделье, 
Там надежда, там кураж! 
Там златые листья – прелесть, 
Жизнь и солнце – все для нас, 
Там деревья приоделись 
В чудный пестренький окрас, 
Там и небо голубое, 
Там и дождик в радость нам, 
Там и все оно – родное… 
Где теперь родное «там»? 


А поможет выразить общую ностальгию песня «Кораблик детства».


Песня «Кораблик детства».



Слово учителя. Да, вы уже стоите на пороге взрослой жизни, но это вовсе не означает, что с детством нужно распрощаться навсегда. Постарайтесь сохранить «детскость» души (к доске прикрепляется лепесток с этим словом), и вы увидите, что это приобретение детства станет вашим добрым талисманом.

Однако детство не только весёлая и беззаботная пора, но и время активной учёбы. Учёные утверждают, что 70% всего, что человек узнаёт за всю жизнь, он узнаёт в детстве. Знания эти самые разнообразные. Поэтому вслед за героем сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц» каждый из нас может сказать: «Я из моего детства». То есть, чему мы научились в детстве, останется с нами на всю жизнь. И, пожалуй, первое, что мы понимаем в детстве – любовь родных и близких, особенно мамы. Много прекрасных произведений на эту тему мы прочитали с вами за 11 лет, в том числе рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Давайте вспомним, о чем это произведение?


Слово ученика

Рассказ  К.Г.Паустовского «Телеграмма» нельзя назвать романтическим. В нем есть только жестокая действительность. Это произведение о том, как в деревне Заборье умирала  одинокая старая женщина, забытая своей дочерью, живущей в Ленинграде.

Тем не менее, автор специально показывает нам, что Настя (а именно так звали дочь), вовсе не злой человек. Напротив, она помогает окружающим. При всём при этом она всё-таки ужасно невнимательно отнеслась к своей собственной матери. Куда проще Насте было отдавать всю себя работе, стремиться к карьерным вершинам, чем помнить о том, что рядом находится близкий человек, который нуждается в её помощи, поддержке. Главный недостаток Насти заключается в том, что она не смогла найти золотую середину между помощью чужим людям и заботой к собственной матери.

Катерина Петровна умирает, не дождавшись своей дочери. Настя приезжает только на второй день после похорон. Ей не у кого просить прощения, единственный родной человек ушел из жизни, а она не успела даже взглянуть на мать в последний раз и выплакаться на ее груди. 

В финале рассказа «Телеграмма» Паустовский даёт читателям надежду, помогает понять, что смерть позабытой дочерью женщины не напрасна. Что кто-нибудь из читателей обязательно задумается об этом и не совершит такой же ошибки, как это сделала Настя.


Слово учителя. Да, материнское сердце способно простить всё. Но, поверьте, не стоит это проверять. Иначе вам придётся жить с горечью вины перед самым дорогим и близким человеком. А это тяжёлая ноша. Послушайте, что говорится об этом в одной старой мудрой легенде.


(Рассказывает подготовленная выпускница, а на экране слайды с семейными фотографиями одиннадцатиклассников).

Легенда о матери.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.

Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: “Пусть не ходит мать в хату, посели её в сенях”. Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Пересели мать в сарай”. Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди её сердце и принеси мне”.

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: “Сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ушибленное место”.

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала к груди кудрявую голову сына. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов.


Слово учителя. Такова легенда, созданная народной мудростью.

Вывод из сказанного, на мой взгляд, очевиден:


Любият тебя без особых причин:

За то, что ты дочь, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Будет надёжной опорой твоей!


Уверена, никого не нужно уговаривать взять любовь своих родителей с собой во взрослую жизнь, и к нашему цветку детства мы добавляем лепесток со словом «семья».

Кроме семьи, ни один ребёнок не может обойтись и без друзей.

(На экране слайды с фотографиями одиннадцатиклассников, где они вместе с друзьями).

Да, бывает, что вы ссоритесь, но настоящая дружба становится от этого только прочнее.

Давайте убедимся в этом.


Сценка «Кто первый?» (по стихотворению В. Орлова)

Два выпускника выходят к доске и становятся, отвернувшись друг от друга. Затем выходит девушка-выпускница.

Девушка: Кто кого обидел первый?

Первый юноша: (показывая пальцем на другого). Он меня!

Второй юноша: (тоже показывая пальцем на своего товарища). Нет, он меня!

Девушка: Кто кого ударил первый?

Первый юноша: (показывая пальцем на другого). Он меня!

Второй юноша: (тоже показывая пальцем на своего товарища). Нет, он меня!

Девушка: Вы же раньше так дружили!

Первый юноша: (Обиженно). Я дружил!

Второй юноша: (Обиженно). И я дружил!

Девушка: Что же вы не поделили?

Первый юноша: (Удивлённо). Я забыл.

Второй юноша: (Удивлённо). И я забыл!


Песня «Мы все знакомы очень давно»


Слово учителя. В старинных книгах говорится: «Новых друзей наживай, а старых не теряй». Это о друзьях детства. Считается, что они самые верные и остаются с нами на всю жизнь. И их вы тоже возьмите с собой (к доске прикрепляется новый лепесток со словом «друзья»).


А ещё мы с детства учимся любить и ценить то место, где родились и живём. И в этом нам тоже во многом помогает литература. Особенно произведения тех авторов, чей патриотизм прошёл испытания Великой Отечественной войной и чьим словам нельзя не верить.

Стихотворение К. Симонова «Родина».

(Читает подготовленный ученик, а на экране слайды с фотографиями родного села).

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда!

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что ты оставил вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину такую,

Какой её ты в детстве увидал:

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей Земли.

Да! Можно выжить в зной, в грозу, в морозы.

Да! Можно холодать и голодать, идти на смерть,

Но эти три берёзы при жизни никому нельзя отдать!


Слово учителя. В старинных книгах читаем: «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило». Дабы не быть такими же глупыми, возьмите с собой во взрослую жизнь любовь к нашей родине (на доску прикрепляется лепесток со словом «Родина»


Известный поэт сказал: «В начале жизни школу помню я…». Наверное, эта страничка вашего детства остаётся до сих пор самой неоценённой. Ничего, всему своё время! Вспомните героя рассказа В. Распутина «Уроки французского».

Видеоролик «Уроки французского»

Только спустя годы герой этого рассказа смог понять поступок учительницы, которая ценой своей карьеры помогла ему стать Человеком. Но зато каждая учительница, наверное, немножко завидует Лидии Михайловне, в честь которой написан этот светлый гимн любви и уважения – рассказ «Уроки французского».

Послушайте ещё одно прекрасное произведение на эту тему.

Стихотворение А. Дементьева «Не смейте забывать учителей!»

(Читает ученица, а на экране слайды с фотографиями выпускников вместе со своими учителями).

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.

А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.

Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!


Слово учителя. Мудрость наставников тоже возьмите в путь, пусть пока и неосознанно. Уверяю, обузой не будет (лепесток со словом «школа» прикрепляется к доске).


Звучит фрагмент песни «Всё, что было в школе!»


Говоря о детстве, нельзя не сказать о первой любви, которую почти каждый из нас переживает именно в этом возрасте. Это чувство и становится, пожалуй, первым вестником того, что детство заканчивается и вы – уже на пороге нового жизненного этапа. Давайте посмотрим, как это происходит.


Стихотворение читает ученица.

В первый раз мы влюбляемся в школе, 
Когда юность бушует в крови. 
И страдаем от сладостной боли 
Первой неразделённой любви. 
Был он просто обычный мальчишка. 
Сероглазый, кудрявый сосед. 
И не мне посылал он записки 
Не меня провожал взглядом вслед. 
Были вздохи и были рыданья. 
(Счастлив тот, кто любил и страдал). 
Лишь подружке доверила тайну, 
Чтоб назавтра весь класс о ней знал. 
Но недаром девчонки шептались 
И хихикали, глядя на нас. 
Мы украдкой с тобой целовались 
Под дождём первый раз, первый раз... 
Вспоминаю об этом с улыбкой. 
И пускай пролетают года. 
Первый мальчик- как первая книжка, 
Не забуду его никогда. 



Стихотворение Р. Рождественского «Любовь» (читают три выпускника).

1. Любовь.

Мы об этом читали в книжках.

2. Любовь.

Мы такое понять не могли.

3. Но постепенно мужали мальчишки

И вот до неё доросли.

1. А помнишь –

мы с ней не хотели знаться

и часто, пути для себя выбирая,

её мы считали,

лет до тринадцати,

чувством,

которое все презирают.

2. Строгая кинжалы ножом перочинным,

ровесниц вгоняя сраженьями в трепет,

решали мы, что настоящий мужчина,

тот,

который девчонок не терпит.

3. А если случалось,

то знал любой,

смеясь,

читали на стенах прохожие:

Вова + Лида = любовь.

1. А тут – не такая!

2. А тут – непохожая.

3. А тут –

то близкая, то далёкая –

пришла и выволокла на улицу.

Первая (мне говорили: лёгкая),

верная

(мне говорили: забудется!).

1. Мне говорили:

ни в коей мере

любовь пошатнуть тебя не должна!

2. Мне говорили,

а я не верил…

3. Мне говорили так,

а она

опять будоражила и удивляла,

то криком крича,

то дразня,

то играя.

Смеяться и плакать она заставляла,

и не было ей ни конца ни края!

1. Она была в жестах,

в улыбках и взглядах,

2. Она была в ссорах,

в словах откровенных,

3. Она была в каждом движенье

и в клятвах,

наивных,

смешных,

но действительно верных.


Стихотворение Р.Рождественского читает ученица.

Твердят:

"Вначале было слово..."

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа, глаза цветов,

Глаза ребенка - все начинается с любви.

Все начинается с любви

С любви!

Я это точно знаю.

Все, даже ненависть -

родная и вечная сестра любви.

Все начинается с любви: мечта и страх, вино и порох.

Трагедия, тоска и подвиг - все начинается с любви...

Весна шепнет тебе: "Живи..."

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается с любви!


Слово учителя.

Говорят, что первая любовь редко бывает счастливой. Но вместо обиды и горечи вы, подобно героям этого стихотворения , возьмите с собой в далёкий жизненный путь её нравственные уроки (к доске прикрепляется лепесток со словом «любовь»).

Вот и расцвёл волшебный цветок вашего детства.

Возьмите его с собой во взрослую жизнь как символ нравственных уроков детства, которые вы усвоили в том числе и с помощью произведений литературы.. Если вы бережно, обдуманно будете «отрывать лепестки», то есть расходовать всё, что приобрели в детстве, жизнь ваша будет счастливой. Но надеяться только на волшебство не стоит. Многое зависит от вас самих.


Стихотворение В. Маяковского «Секрет молодости». (Читает подготовленная ученица)


Нет, не те «молодежь»,

кто весной ночами хорошими,

раскривлявшись модой одеж,

подметают бульвары клешами.

Нет, не те «молодежь»,

кто восхода жизни зарево,

услыхав в крови зудеж,

на романы разбазаривает.

Разве это молодость? Нет!

Мало быть восемнадцати лет.

Молодые – это те,

кто бойцовым рядам поределым

скажет именем всех детей:

«Мы земную жизнь переделаем!»


Слово учителя. Однако и доля удачи, благосклонность Судьбы тоже не помешают. Давайте попробуем её задобрить.


Песня «Куда уходит детство»


Слово учителя.


К.Г. Паустовский писал: «Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые чувства». Я абсолютно с этим согласна и от всей души благодарна вам за то, что причастность к вашим светлым детским душам, чистым сердцам не позволила очерстветь и моему сердцу.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы в 11 классе "Все мы родом из детства"

Автор: Лайкова Елена Анатольевна

Дата: 13.10.2016

Номер свидетельства: 348937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок литературы в 5-м классе  по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино».  Историческая основа и патриотический пафос стихотворения» "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-5-m-klassie-po-tiemie-m-iu-liermontov-borodino-istorichieskaia-osnova-i-patriotichieskii-pafos-stikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "129035"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415629128"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ ПО ТЕМЕ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-litieratury-v-5-klassie-na-kraieviedchieskom-matierialie-po-tiemie-litieraturnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "227035"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440586299"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Работа с гипертекстом  на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(47) "rabota-s-ghipiertiekstom-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "237530"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444325765"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока литературы по теме: "Знакомство с Антуаном де Сент – Экзюпери, автором сказки «Маленький принц» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-litieratury-po-tiemie-znakomstvo-s-antuanom-die-sient-ekziupieri-avtorom-skazki-malien-kii-prints-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "167713"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423132449"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок литературы в 6 классе по произведению  В.Астафьева «Конь с розовой гривой». "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-litieratury-v-6-klassie-po-proizviedieniiu-v-astaf-ieva-kon-s-rozovoi-ghrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "187610"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426531226"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства