kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с гипертекстом на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Л.В. Борисова,

МБОУ «Средняя  школа № 22 с углубленным

 изучением иностранных языков имени В. Тезетева»

учитель русского языка, литературы и МХК высшей категории,

Почетный работник общего образования    РФ

                                                  Гипертекст на уроках литературы в 11 классе

      В качестве гипертекста можно рассмотреть произведения Ч. Айтматова «Белый пароход», « И дольше века длится день» и «Плаха».           

    Все они, на мой взгляд, объединены темой сиротства души. Сказка-притча «Белый пароход» обозначает эту проблему: мальчик без имени безумно одинок в этом  мире: “Один, без друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали». Большую часть времени он проводит один. Эту пустоту заполняет своими образами. Мальчик обращается к камням, травам, разговаривает с ними и с растениями. Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло.  Ребенок с одними находит общий язык, а другими борется. Но самым близким человеком и другом, понимающим его, является дед, который всеми силами старается сделать внука счастливым. Он внушает ребенку веру в старую сказку о матери-оленихе, которой мальчик и живет. Но у него есть и своя сказка. Это сказка  про белый пароход, в ней он -  рыбка, плывущая вниз по реке к новой жизни, к родительской ласке, к белому пароходу. Так мальчик живет до тех пор, пока конфликт в семье не достигает своей критической точки. Дед, сохранивший свою веру в сказку, прививший ее также мальчику, обрывает все разом, убивая марала. Этим прежде всего он убивает ребенка, нанося ему  душевную травму. В итоге у мальчика остается   только одна сказка — про белый пароход, а потом ни одной. И он уходит, отвергая не людей, а зло, жестокость в них. Уходит бесприютная душа, может быть, и потому, что боится, что не сможет противостоять этому миру? Символично, что автор не говорит о смерти мальчика…Он, как рыба, уплывает в море…

      Ч. Айтматов оставляет надежду читателю – а вдруг Мальчик остался жив? Предположим…Но каким он стал? И проблема через 10 лет вновь звучит в романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»). В центре повествования - легенда о манкуртах. И здесь тема бесприютной души решена по-своему – душа исчезает совсем. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей». Не случайно главный герой романа говорит Салимжану: « Манкурт ты, настоящий манкурт!»

     Но мир без Души не может существовать. И автор вновь возвращается к этой теме через 6 лет в романе «Плаха». Рецепта, как вернуть душу человеку, нет у Айтматова, но надежду читателю  он оставляет.  Авдий Каллистратов, бывший семинарист, проповедующий идеи Христа, приходит к выводу, что не люди виноваты в том, что нарушают правила, а система ( «И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше убеждался, что все это напоминало некое подводное течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины»). Пытаясь противостоять этой системе, он погибает. Но ведь погибает распятым, как Христос. Погибает, чтобы спасти людей… Может, этим автор и дает нам надежду на возрождение бесприютной души? 

   Путь Души (синее море – пустыня - море житейское) не завершен. И в этом смысл гипертекста Чингиза Айтматова. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с гипертекстом на уроках литературы »

Л.В. Борисова,

МБОУ «Средняя школа № 22 с углубленным

изучением иностранных языков имени В. Тезетева»

учитель русского языка, литературы и МХК высшей категории,

Почетный работник общего образования РФ


Гипертекст на уроках литературы в 11 классе

В качестве гипертекста можно рассмотреть произведения Ч. Айтматова «Белый пароход», « И дольше века длится день» и «Плаха».

Все они, на мой взгляд, объединены темой сиротства души. Сказка-притча «Белый пароход» обозначает эту проблему: мальчик без имени безумно одинок в этом мире: “Один, без друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали». Большую часть времени он проводит один. Эту пустоту заполняет своими образами. Мальчик обращается к камням, травам, разговаривает с ними и с растениями. Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло. Ребенок с одними находит общий язык, а другими борется. Но самым близким человеком и другом, понимающим его, является дед, который всеми силами старается сделать внука счастливым. Он внушает ребенку веру в старую сказку о матери-оленихе, которой мальчик и живет. Но у него есть и своя сказка. Это сказка про белый пароход, в ней он - рыбка, плывущая вниз по реке к новой жизни, к родительской ласке, к белому пароходу. Так мальчик живет до тех пор, пока конфликт в семье не достигает своей критической точки. Дед, сохранивший свою веру в сказку, прививший ее также мальчику, обрывает все разом, убивая марала. Этим прежде всего он убивает ребенка, нанося ему душевную травму. В итоге у мальчика остается только одна сказка — про белый пароход, а потом ни одной. И он уходит, отвергая не людей, а зло, жестокость в них. Уходит бесприютная душа, может быть , и потому, что боится, что не сможет противостоять этому миру? Символично, что автор не говорит о смерти мальчика…Он, как рыба, уплывает в море…

Ч. Айтматов оставляет надежду читателю – а вдруг Мальчик остался жив? Предположим…Но каким он стал? И проблема через 10 лет вновь звучит в романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»). В центре повествования - легенда о манкуртах. И здесь тема бесприютной души решена по-своему – душа исчезает совсем. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей». Не случайно главный герой романа говорит Салимжану: « Манкурт ты, настоящий манкурт!»

Но мир без Души не может существовать. И автор вновь возвращается к этой теме через 6 лет в романе «Плаха». Рецепта, как вернуть душу человеку, нет у Айтматова, но надежду читателю он оставляет.  Авдий Каллистратов, бывший семинарист, проповедующий идеи Христа, приходит к выводу, что не люди виноваты в том, что нарушают правила, а система ( «И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше убеждался, что все это напоминало некое подводное течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины»). Пытаясь противостоять этой системе, он погибает. Но ведь погибает распятым, как Христос. Погибает, чтобы спасти людей… Может, этим автор и дает нам надежду на возрождение бесприютной души?

Путь Души (синее море – пустыня - море житейское) не завершен. И в этом смысл гипертекста Чингиза Айтматова.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Работа с гипертекстом на уроках литературы

Автор: Борисова Лариса Викторовна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237530

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках в ДШИ (метод.рекомендация) "
    ["seo_title"] => string(85) "mul-timiediinyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-v-dshi-mietod-riekomiendatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "236842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444159719"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Исследовательский проект «Использование ИКТ на уроках географии как средства активизации позновательного интереса к учению» "
    ["seo_title"] => string(138) "issliedovatiel-skii-proiekt-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii-kak-sriedstva-aktivizatsii-poznovatiel-nogho-intieriesa-k-uchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "125739"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415038287"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "использование ИКТ после нескольких лет "
    ["seo_title"] => string(43) "ispol-zovaniie-ikt-poslie-nieskol-kikh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "192115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408111"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Поурочный план на тему "Назначение и основные понятия HTML" "
    ["seo_title"] => string(65) "pourochnyi-plan-na-tiemu-naznachieniie-i-osnovnyie-poniatiia-html"
    ["file_id"] => string(6) "229532"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441781830"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Баяндама  "А?паратты? коммуникативтік технология""
    ["seo_title"] => string(48) "baiandamaakparattykkommunikativtiktiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "309416"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458802511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства