kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе по Шолохову

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 11 классе. Урок по теме: "Жизнь и творчество Шолохова М. А."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по Шолохову»

Дата ________________

Тема: : «Жизнь и творчество М.А.Шолохова»

Цели и задачи урока:Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов);сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов.

Форма проведения: лекция

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Учитель записывает (тема урока).

Дети в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу.

Учитель показывает(портрет писателя и список регалий).

- Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.

Учитель показывает и читает эпиграф к уроку.«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».

М.А.Шолохов.- 24 мая1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

Ученик рассказывает стихотворение В. Фирсова « Дом, в котором родился Шолохов».

Среди шести материков
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.

- До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.

Мать Шолохова- из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

- В 1915году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию,Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару,занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.

Учитель (биография и творчество писателя с 1920 по 1923 годы).

- В середине1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.23 февраля1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года,он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.

В конце 1922года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете«Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родника».

Учитель (фото М. Шолохова с женой Марией Громославской).

В начале1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах,проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок»,«Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926),«Червоточина (1926).

- В 1924году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов –гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Сообщение ученика о сборнике «Донские рассказы». Уже в«Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена«антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,-писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как«безобразно просто» умирали люди.

- В 1925году состоялась встреча Шолохова с А.Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих из учителей.В этом же году умер отец писателя – Александр Михайлович Шолохов. А в феврале 1926 года родилась дочь Светлана.

Учитель показывает слайд №9 (обложка роман-газеты, в которой впервые был опубликован роман «Тихий Дон» и творчество писателя в период с 1926 по 1928 годы).- В конце1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».

Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

Сообщение ученика о романе «Тихий Дон».

«Тихий Дон» был снят в 1957 году режиссёром Герасимовым. Это был 3-х серийный цветной художественный фильм,заслуживший всенародное признание.Григория Мелехова сыграл Пётр Глебов; Аксинью – Элина Быстрицкая.- Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»), вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны.

«Тихий Дон»охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая целина»(1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни:раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

Комментарии учителя.- Роман «Поднятая целина» экранизировался дважды: в 1940 году режиссёром Ю.Райзманом, в 1960 году режиссёром Ивановым.

- В марте1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной(Сталинской)премией 1 степени.Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды»,«Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении»,рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину»(доработанный вариант опубликован в 1969 году).Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.

- Рассказ «Судьба человека» (1956 – 1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны –историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.Создатели фильма были удостоены Ленинской премии..

- В 1960году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».

Комментарии учителя.- Шведский Король Густав VI Адольф вручает М.А.Шолохову Нобелевскую премию.

За что же была присуждена эта премия? «За художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа».

Ответные слова Шолохова:«Разумеется,я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я хоть в какой-то мере способствую прославлению своей Родины… Это важнее и дороже личных ощущений…»

- 21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

Заключительное слово учителя - Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.

4. Домашнее задание.a.Определить жанр романа «Тихий Дон».b. Какие семьи находятся в центре повествования?c. Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор d. Сообщение по истории казачества (индивидуальное задание).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы в 11 классе по Шолохову

Автор: Юлубаева Зульфия Мауталиевна

Дата: 10.04.2017

Номер свидетельства: 408170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока литературы в 11 классе на тему: Женские образы в романе М. А.Шолохова «Тихий Дон»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literatury_v_11_klasse_na_temu_zhenskie_obrazy_v_romane_m_a_sholo"
    ["file_id"] => string(6) "557865"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1600549508"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему "Картины жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон" "
    ["seo_title"] => string(135) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-v-11-klassie-na-tiemu-kartiny-zhizni-donskikh-kazakov-v-romanie-m-a-sholokhova-tikhii-don"
    ["file_id"] => string(6) "110705"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406467943"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация к уроку литературы в 7 классе "Судьба человека""
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiiakurokulitieraturyv7klassiesudbachielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "325423"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1462954848"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока литературы на тему М.Шолохов "Судьба человека""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokalitieraturynatiemumsholokhovsudbachielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "296229"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455960161"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока литературы на тему М.Шолохов "Судьба человека""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokalitieraturynatiemumsholokhovsudbachielovieka1"
    ["file_id"] => string(6) "296230"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455960168"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства