Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по Шолохову»
Дата ________________
Тема: : «Жизнь и творчество М.А.Шолохова»
Цели и задачи урока:Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов);сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов.
Форма проведения: лекция
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Учитель записывает (тема урока).
Дети в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу.
Учитель показывает(портрет писателя и список регалий).
- Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.
Учитель показывает и читает эпиграф к уроку.«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».
М.А.Шолохов.- 24 мая1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.
Ученик рассказывает стихотворение В. Фирсова « Дом, в котором родился Шолохов».
Среди шести материков В краю, где плещет Дон, Стоит на стыке двух веков Соломой крытый дом. Я низко кланяюсь ему, Не постучав в окно. Другие люди в том дому Живут давным-давно. Но та же в окнах синева. И так же помнит дом того, Кто первые слова Здесь начинал с трудом.
- До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.
Мать Шолохова- из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.
- В 1915году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию,Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару,занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.
Учитель (биография и творчество писателя с 1920 по 1923 годы).
- В середине1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.23 февраля1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года,он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.
В конце 1922года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете«Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родника».
Учитель (фото М. Шолохова с женой Марией Громославской).
В начале1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах,проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок»,«Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926),«Червоточина (1926).
- В 1924году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов –гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.
Сообщение ученика о сборнике «Донские рассказы». Уже в«Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена«антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,-писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как«безобразно просто» умирали люди.
- В 1925году состоялась встреча Шолохова с А.Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих из учителей.В этом же году умер отец писателя – Александр Михайлович Шолохов. А в феврале 1926 года родилась дочь Светлана.
Учитель показывает слайд №9 (обложка роман-газеты, в которой впервые был опубликован роман «Тихий Дон» и творчество писателя в период с 1926 по 1928 годы).- В конце1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».
Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.
Сообщение ученика о романе «Тихий Дон».
«Тихий Дон» был снят в 1957 году режиссёром Герасимовым. Это был 3-х серийный цветной художественный фильм,заслуживший всенародное признание.Григория Мелехова сыграл Пётр Глебов; Аксинью – Элина Быстрицкая.- Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»), вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны.
«Тихий Дон»охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая целина»(1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни:раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.
Комментарии учителя.- Роман «Поднятая целина» экранизировался дважды: в 1940 году режиссёром Ю.Райзманом, в 1960 году режиссёром Ивановым.
- В марте1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной(Сталинской)премией 1 степени.Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды»,«Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении»,рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину»(доработанный вариант опубликован в 1969 году).Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.
- Рассказ «Судьба человека» (1956 – 1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны –историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.Создатели фильма были удостоены Ленинской премии..
- В 1960году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».
Комментарии учителя.- Шведский Король Густав VI Адольф вручает М.А.Шолохову Нобелевскую премию.
За что же была присуждена эта премия? «За художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа».
Ответные слова Шолохова:«Разумеется,я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я хоть в какой-то мере способствую прославлению своей Родины… Это важнее и дороже личных ощущений…»
- 21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.
Заключительное слово учителя - Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.
4. Домашнее задание.a.Определить жанр романа «Тихий Дон».b. Какие семьи находятся в центре повествования?c. Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор d. Сообщение по истории казачества (индивидуальное задание).