kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 11 классе на тему: Женские образы в романе М. А.Шолохова «Тихий Дон».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 11 классе на тему: Женские образы в романе М. А.Шолохова «Тихий Дон».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе на тему: Женские образы в романе М. А.Шолохова «Тихий Дон».»


Конспект урока литературы в 11 классе.


Тема урока. Женские образы в романе М. А.Шолохова «Тихий Дон».


Цели: показать утверждение вечных ценностей как основы человеческой жизни в романе-эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон”, раскрыть своеобразие и роль женских образов в романе, показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой женщин в романе.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в группах. Материалы и оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку, фрагменты фильма, задания для групп, текст произведения.

Оборудование: бюст Шолохова, выставка книг М. А. Шолохова, репродукции женских образов романа, компьютер, проектор, экран, видеофрагменты.


Ход урока

  1. Организационный этап

Вступительная беседа. «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную земля, донская казачьей нержавеющей кровью политая степь»,- писал М.А. Шолохов.

М. А. Шолохова называют певцом тихого Дона. Родник скрытой любви к людям тихого Дона, его обычаям, песням, играм, всегда струящийся во внутренних пластах шолоховского повествования, вдруг вырывается наружу…(Работа с эпиграфом.)

Верь в великую силу любви!..

Свято верь в ее крест побуждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий,

Мир, погрязший в грязи и крови,

Верь в великую силу любви!

Семен Надсон.

Ребята, как вы понимаете следующие выражения: великая сила любви, побуждающая любовь, спасающая любовь.









2. Постановка целей и задач урока.

Ребята, а кого человек может любить? (Природу, мать, женщину, мужчину, родных, )

Какая бывает любовь? (Материнская, искренняя, безответная, взаимная).

Какое произведение мы с вами изучаем в данное время? Как мы можем отобразить в теме урока связь любви и судьбу главного героя романа-эпопеи «Тихий Дон» Григория Мелехова?

Так какая же тема нашего урока и кому она будет посвящена? (Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»).

Правильно, ведь кто, как не женщина может подарить главному герою настоящую любовь, это великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь.

А что такое любовь? Вот как трактует это понятие философский словарь:

«Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею»

Вы читаете стихи, смотрите кинофильмы, гуляете по улице города, живете в своих семьях, общаетесь с друзьями…видите любовь…

А какая она – любовь?

- Какие задачи мы поставим сегодня в начале урока? (Раскрыть тему женской любви в романе М .А. Шолохова «Тихий Дон»).

Запишите в тетрадях тему урока (она записана на доске):

«Женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий дон».



  1. Усвоение новых знаний.

Вступительное слово учителя

Роман М. Шолохова «Тихий Дон», и мы уже говорили об этом, посвящен изображению жизни казачества в трагические годы российской истории. Человек и история – одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи. Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» является война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова – это зеркало, своеобразно отражающее и события мировой истории.. Тема шолоховского романа – семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» – романе – люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира.

- Как вы думаете, почему в романе так много женских образов?

Женские образы романа – это воплощение единства народной жизни, отражение философского осмысления гармонии мира и человека. По мнению исследователей (например, Муравьевой Н.М., Сатаровой Л.), в романе «Тихий Дон» слились воедино многочисленные реки и ручейки русского национального мироощущения, которое зародилось в древности, расцвело в классический период отечественной культуры и во многом исчерпало себя в ХХ веке. И изображение казачьих семей в романе позволяет автору отразить процесс разрушения гармонии целостного казачьего мира, существовавшей на протяжении веков, а семейная драма Мелиховых (как и Астаховых, и Кошевых) становится микромоделью трагедии, произошедшей с казачеством после революции и гражданской войны.

- Какие, на ваш взгляд, центральные женские образы? (Наталья и Аксинья).

- А какие еще женские образы есть в романе (Дарья, Дуняшка, Ильинична).

Сегодня мы попробуем разобраться, какой образ был главным в романе и почему Григорий на смог выбрать, с какой женщиной ему остаться? Как он относился к своим любимым женщинам? Что ценил в них?

А для этого мы объединимся в группы. Каждая группа будет изучать определенный образ, чтобы потом описать его, использовав цитатную характеристику из домашнего задания.

  1. Работа в группах

1 группа

Противоречивость образа Аксиньи

Популярность и бессмертность романа «Тихий Дон» во многом вызвана его жизненностью. Эта черта касается создания образов. Нет в романе положительных или отрицательных героев. Они изображены простыми людьми, которые способны на чувства, эмоции, правильные поступки и ошибки. Самый яркий женский образ, на основе которого построена любовная сюжетная линия романа, – это Аксинья Астахова. Противоречивость ее образа заключается в том, что для общественности она была падшей и бессовестной женщиной, а для Григория – любящей и преданной, готовой на любую жертву ради него.

Ее выдали замуж совсем молодой. Однако брак с казаком Степаном не смог подарить ей ни любви, ни детей. Отличительными чертами персонажа Аксиньи является ее невероятная красота и неистовый смелый характер. Она была горда, упряма, но во всем до конца честна, даже в своей грешной любви.

Она полюбила соседского парубка Григория всем сердцем и душой навсегда. Ни людская молва, ни побои и угрозы мужа, ни периодические возвращения Григория в семью не смогли уничтожить это чувство. Ей не суждено было уберечь собственное дитя от смерти, но ее сердце было настолько широко, что после смерти Натальи она стала настоящей мамой для детей Григория.

Несмотря на ее ошибки и несвойственные для традиционного образа русской женщины неповиновение мужу и связь на стороне, в образе Аксиньи автором утверждается сила истинной любви, которой не страшны никакие социально-исторические события. Ради своей любви она неоднократно бросала дом и шла вслед за Григорием под чужую крышу и даже в отступление. Она была готова на любые жертвы только бы быть рядом. Ее молитвы были услышаны, и она упокоилась на руках любимого.

2 группа

Олицетворение любви и преданности в образе Натальи

Образ Натальи Коршуновой в романе противопоставляется персонажу Аксиньи. Их многое объединяет – они обе любят Григория и хотят быть с ним вопреки сопернице. Полная отдача чувству, верность и преданность любимому человеку, несмотря на его измены, характеризует этих двух женщин. Однако читатель невольно больше сочувствует Наталье. Так как ее образ несколько положительнее. Она законная жена Григория. Хотя выходя замуж, она знала, что он не любит ее, все же решилась на брак, лишь бы быть рядом с любимым человеком.

Наталья – это воплощение преданной и верной жены и матери в романе. Она надеялась, что подарив Григорию любовь, заботу и детей, сумеет вытеснить Аксинью из его сердца. Однако она не смогла. Именно поэтому читатель и жалеет ее. Несмотря на сходство ситуации, в которой оказались девушки, Аксинья – борец, а Наталья лишь верно и смиренно ждала своего счастья. Всех героев романа отличает жизненность и реалистичность. Не идеальна и Наталья. Расстроившись из-за очередной измены Григория, кроткая жена и мать двоих детей пошла на аборт, стоивший ей жизни.


3 группа

Бунтарский дух казачества в образе Дарьи

Проблема отчаявшейся и потерявшей себя женщины из-за жесткости Гражданской войны отражена в образе Дарьи. Старшая сноха Мелеховых – всегда веселая и озорная, часом даже резкая. Ее казачий дух неподчинения никаким правилам сразу заметен читателю по ее стилю общения с другими членами семьи. Она любила красиво одеться, выпить, погулять. Домашняя работа или желание завести детей ее не интересовали.

После смерти мужа она словно обезумела без мужского внимания. Она готова была отдаться каждому встречному. Но на хуторе мужиков почти не осталось из-за войны, и она предлагает себя даже свекру. Ее шальная потребность в физической близости закончилась трагически, она заразилась неизлечимым тогда сифилисом. Узнав о болезни, Дарья по-другому стала смотреть на близких и на жизнь: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?». Однако понимая близкую и постыдную смерть, она тихо и с достоинством ушла из жизни, утопив свой позор в реке.

4 группа

Сложность образа Евдокии Мелеховой

Все женские образы в «Тихом Доне» объединяет общая черта – ради любви они способны на все. Не исключением стала и Дуня Мелихова. Ее сердце было занято Михаилом Кошевым, бывшим некогда близким другом их семьи, но во время революции и гражданской войны принявшим большевицкую сторону. От его руки умирает старший брат Петро, а Григорий вынужден прятаться и скрываться от Михаила. Но, несмотря на все эти факты, а также на запрет матери и жестокость Михаила, Дуня не способна заглушить свои чувства. Так, виновник множества трагедий семьи Мелиховых Михаил Кошевой стал хозяином их дома и законным мужем Дуни, потому что любовь истинной казачки сильнее все остальных чувств, она случается лишь раз и остается навсегда.

5 группа

Воплощение святости и хранительницы домашнего очага в образе Ильиничны

Мать Григория, Петра и Дуни – один из самых глубоких образов романа. На первый взгляд, ее роль в развитии сюжета невесома, однако именно в этом персонаже Михаил Шолохов закладывает весь глубокий смысл понятия «мать». Ее роль заключалась не только в том, чтобы быть хранительницей домашнего очага, но сохранять покой, мир, гармонию в семье. Ильинична решает не только бытовые, но и моральные проблемы, стараясь спасти каждого от греха и ошибки. Узнав о боевых «заслугах» Григория, она нежно попрекает его: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались».

Она считает, что несет ответственность за поступки и мысли своих близких: боль Натальи, ошибки Григория, досаду Пантелея, постыдное поведение Дарьи, неопытность и наивность Дуни. Таким образом, Ильинична выступает совестью, хранительницей чистоты души каждого члена ее большой семьи, и это она читает своим святым долгом.





5.Выступление 1-4 групп.


- Как вы думаете, какой главный женский образ у мужчин? Многие мужчины утверждают, что их жены воплощают в себе все лучшее, что есть в характере и внешности их матери. Большинство мужчин испытывает чувство благодарности к женщинам, которые произвели их на свет и научили ощущать себя личностью. Именно поэтому, когда они начинают присматривать себе жен, они ищут девушек, которые бы стали такими же добрыми, веселыми, заботливыми, хозяйственными как их мать.

Выступление 5 группы. Анализ главного образа – матери.

- Как относится Григорий Мелехов к своей матери? С любовью и уважением. Он жалеет ее, ведь она считается стержнем добра, любви и порядка в доме.

Вывод: Смелые и гордые, честные и отчаянные в борьбе за свою любовь, семью и счастье пусть даже ценой собственной жизни – именно такими изображены образы женщин в романе.

  1. Работа с текстом произведения.

Учитель: Я предлагаю рассмотреть на нашем уроке образы двух женщин, которые играли в жизни главного героя очень большую роль, женщин, абсолютно разных, но в чем-то и похожих: Аксинья Астахова и Наталья Коршунова. Одна из задач нашего урока: сравнить и сопоставить образы этих героинь. Для того, чтобы нам легче было работать, в тетради чертим следующую таблицу.

Вспомним основные средства создания литературного характера и дадим определения эти средствам:

А) Портрет – это описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.

Б) Речь героя

В) Поступки героя

Г) Отзывы о герое других персонажей

Д) Предыстория героя

Е) Интерьер

Ж) Диалог; внутренняя речь героя

З) Прямая авторская характеристика.

- Начнем мы с описания внешности героинь. На слайде вы видите кадры из фильма: описание Аксинье как раз подходит к фотографиям. Чтение текста.

- Итак, что мы можем сказать о внешности Аксиньи? (Грациозная, гордая походка, густые черные волнистые волосы, смуглая кожа, сильная спина, налитые плечи, бесстыдно-жадные, пухловатые губы.)

Ребята, обратите внимание на речь персонажей, поведение, авторские примечания.

Заранее подготовившийся ученик выразительно читает эпизод (со слов «В воскресенье как-то…» и до конца главы).


С Натальей мы знакомимся во время описания сцены смотрин невесты, когда Мелеховы приехали к Коршуновым свататься. Какой она предстает перед Григорием и перед читателем?

- Какова ее внешность? (Смелые серые глаза, большие, раздавленные работой руки, тонкая девичья фигура, бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд)

- Есть ли что-то общее во внешности этих героинь? Нет.

- Отчертите таблицу. А мы продолжаем сравнивать наших героинь (слайд 8).

Судьбы обеих женщин до появления в их жизни Григория ни разу не пересекались. Они очень разные и до, и после встречи с ним. Рассмотрим, как проходила жизнь женщин до Григория. (Читаем главу 7). Ответьте мне на вопрос: какая трагедия случилась в жизни Аксиньи?

О жизни Натальи до замужества мы узнаем опять же из глав, посвященных сватовству. На презентации представлены отрывки, по которым мы можем судить о ее жизни.

Из этого мы можем сделать вывод, что Наталья - любимая дочь отца, богатая казачья семья, возможность самой выбирать жениха.

Работа с эпизодом («Встреча Натальи и Аксиньи в Ягодном»; кн. 1, ч. 3, гл. XIX)

Вопросы для учащихся:

  1. Зачем пришла Наталья к Аксинье в Ягодное? (Наталья пришла к Аксинье для женского разговора, пришла уговорить отдать ей Григория; «как-то внезапно созрело у Натальи решение сходить в Ягодное к Аксинье вымолить, упросить ее вернуть Григория. Ей почему-то казалось, что от Аксиньи зависит все, и упроси она ее - снова вернется Григорий и былое счастье. Она не задумывалась над тем, осуществимо ли это и как примет Аксинья ее странную просьбу. Толкаемая подсознательным чувством, она стремилась скорей претворить внезапное свое решение в жизнь»).

  2. Давайте посмотрим на речь Натальи. Обратите внимание на знаки препинания в ее репликах. Как речь характеризует состояние Натальи? (реплики: «Я к тебе, Аксинья...; Мне бы напиться...; Ты отбила у меня мужа... Отдай мне Григория!.. Ты... мне жизню сломила... Видишь, я какая...; Ты своего мужа бросила... Не шуми так...; Ты думаешь, я надеялась, что выпрошу?; Тоска меня пихнула»). В этом эпизоде – отчаяние Натальи (и многоточия, и восклицательный знак как последний крик)

  3. Выпишите цитаты из текста, которые характеризуют поведение Натальи: «она остановилась, безжизненно уронив свои большие рабочие руки, сапно дыша, пыталась и не могла выпрямить изуродованную шею; обвела комнату тяжелым, негнущимся взглядом; заговорила, трудно поднимая голос; Наталья боком подошла к лавке и села, роняя голову на руки, ладонями закрывая лицо; пьяные от муки глаза; вся содрогаясь, Наталья глядела на ребенка. Сухая спазма захлестнула ей горло; она вышла на крыльцо, рыдая и качаясь; раздавленная неизъяснимой тоской»)

  4. Теперь посмотрим на речь Аксиньи. Какие предложения преобладают в ее речи? Почему? (практически вся речь Аксиньи состоит из восклицательных предложений (помимо вопросов Наталье), она возмущена, она ненавидит свою соперницу, она никогда не отдаст ей Григория).

  5. Поведение Аксиньи во время разговора (проследить по тексту: Аксинья сначала вкрадчиво спрашивает, зачем пришла Наталья, а затем начинает закипать. Автор сравнивает одну из реплик Аксиньи с первыми каплями дождя: «слова – дождевые капли на камень – точились скупо»).

  6. Обратите внимание на авторские комментарии, которые объясняют поведение Аксиньи («вот та, по милости которой исходила Аксинья слезами, расставаясь с Григорием, несла в сердце кровяную боль, и в то время, когда она, Аксинья, томилась в смертной тоске, вот эта ласкала Григория и, наверное, смеялась над нею, неудачливой оставленной любовницей»).

  7. Как данный эпизод раскрывает характер героинь? (Обе героини беззаветно любят Григория. Наталья пошла на унижение, чтобы вернуть любимого мужа. Аксинья ни за что не отступится от своей пусть и грешной любви). Этот вывод запишем в тетрадь.

Фронтальный опрос

  1. Для чего Шолохов дает читателю предысторию жизни Аксиньи? (рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее с нелюбимым Степаном помогают понять неистовую позднюю любовь к Григорию).

  2. Отношение окружающих к Аксинье (например, Степан любит и ненавидит; Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы завидуют и злорадствуют; Ильинична сначала недолюбливает, а потом они сближаются, т.к. обе любят Григория).

  3. Отношение окружающих к Наталье (любимая дочь, любимая внучка, пришлась ко двору и Мелеховым).

  4. А кто из них самый счастливый? Можно ли вообще ставить такой вопрос? (У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему).



  1. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель:

Ребята, мы видим, что автор противопоставляет двух героинь. Это две разные дороги, которые, как мы знаем из содержания романа постоянно пересекаются, потому что любят одного мужчину, это две судьбы. Но в этих сильных женщинах есть и общие черты. Давайте выделим их.

Наталья

Аксинья

Портрет

Красивая женщина. Автор сначала в словами Аксиньи оценивает внешние данные Натальи: «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая». Даже изуродованная шея не особо повредила ее красоте. И опять Аксинья замечает: «…так же хороша, как и раньше, - щеки ее и рот свежи, не измяты временем, а у нее, Аксиньи, не по вине ли этой Натальи раньше времени сплелась под глазами паутинка морщин?»

Красивая женщина: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…». Даже ведра с водой она носит гордо и величаво.


Отношение к Григорию

«Наталья, доверчиво и беззаветно отдавшая свое нерастраченное молодое чувство Григорию, не встретила ответного движения». Она вскоре поняла, что нелюбима, оплакивала свое «заплеванное счастье».

Вся любовь Натальи – в письме к Григорию в Ягодное.

Борьба за любовь.

«Со всей силой и страстью впервые и на всю жизнь полюбила Аксинья, замужняя женщина, соседского парня, угловатого и неловкого в ласках Григория Мелехова».

Чувство взаимное.

Борьба за любовь.

Женщина-мать

Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье (внутренний монолог).

Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям Григория и Натальи.

Смерть

Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет.

Любовь погубила Наталью.

Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели.

Любовь к Григорию погубила и Аксинью.



Так почему же автор изобразил необходимость обеих женщин в жизни Григория Мелехова? (У обеих были те черты, которые были у его матери).

Вывод: несмотря на полярность этих двух героинь можно выделить и общие черты, которые помогают нам глубже понять Наталью и Аксинью, проследить авторский замысел.

Учитель:

Мы с вами уже отметили, что Наталья и Аксинья – две разные дороги со своей судьбой. Давайте подытожим: какой выбор сделала каждая из героинь? Какая судьба у них?

Просмотр фрагментов фильма: «Смерть Натальи» и «Гибель Аксиньи». Дается установка: уловить настроение. После просмотра ребята говорят о чувствах грусти, сожаления, сострадания к героиням, об их трагической гибели: всю себя отдала Григорию Аксинья, не воспользовалась даже возможностью иметь свой дом, быть матерью, убежала с возлюбленным Гришенькой и погибла от красноармейской пули. Со смертью Аксиньи жизнь Григория лишается всякого смысла. У героя больше нет даже призрачной надежды на счастье. «И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».

Наталья выбрала путь материнства, дом, семья, дети – стали ее судьбой, но, убив неродившегося ребенка, погибает сама. Григорий винит себя в смерти жены, жестоко переживает эту потерю.

Потеряв всё, так и не найдя своего пути, Григорий возвращается в родной хутор, понимая, что, скорее всего, здесь его ожидает смерть. Но, сын и дом – это единственное, что держит героя на свете.





  1. Подведение итогов урока. Записываем в тетрадь.

Главная идея романа-эпопеи Михаила Шолохова – оставаться людьми в нечеловеческих условиях. Утверждение простых, но в то же время главных человеческих ценностей, которые заключаются в труде, воспитании детей, любви к ближнему и своей земле, автору мастерски удалось осуществить во многом благодаря созданию несравненно жизненных и ярких образов. Воплощением дома, родной земли, семьи, любви и верности являются женские образы в романе «Тихий Дон» Шолохова.

Рефлексия:

Семья - ячейка любого государства, основа человеческой жизни.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- сказал Л.Т. Толстой.
С ним согласен и М.А. Шолохов. В романе «Тихий Дон» он освещает картины счастливой жизни дома и несчастной вне дома.  

Оценки.

Домашнее задание:

Читать главы романа XVI

Дополнить таблицу, ответив на вопрос: Что еще общего было у героинь романа?

Подготовить характеристику других женских образов романа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гасаналиева Роза Шахрурамазановна

Дата: 20.09.2020

Номер свидетельства: 557865


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства