kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по рассказу Е. И. Носова "Кукла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Е. И. Носова "Кукла" включает: конспект урока, технологическую карту урока, три презентации по теме урока и дополнительный раздаточный и информационный материал. Урок разработан в соответствии с требованием ФГОС ООО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7»

Конспект урока литературы в 7-а классе МБОУ «РСШ№1»

Учитель русского языка и литературы Адамова Н. А.

Тема урока: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят…»

(по рассказу Е. И. Носова «Кукла»)

Цель урока: Способствовать формированию гражданской позиции, собственной точки зрения обучающихся на проблемы, существующие в обществе.

Задачи:

  1. Проанализировать рассказ Е. И. Носова «Кукла» и обсудить проблему, поставленную автором в произведении.

  2. Развивать критическое мышление, правильную речь, коммуникативные навыки через работу с текстом, в группах, путём создания собственного речевого высказывания (сочинения-рассуждения)

Формы, приёмы и методы работы: групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы; технология развития критического мышления (элементы); творческая деятельность (письмо по кругу, кластер, работа над сочинением-рассуждением); использование ИКТ (презентации к уроку)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Нам сегодня предстоит очень серьёзная, взрослая работа на уроке, и поэтому сначала мне захотелось отправиться воспоминаниями в детство (звучит отрывок из песни «Куда уходит детство»)

  1. Тема урока. Цель. Задачи.

Ученица читает наизусть стихотворение Л. Рубальской «Мы – куклы» (индивидуальное задание к уроку)

Какие ассоциации, воспоминания вызвало у вас это стихотворение и песня? Запишите их к слову КУКЛА – приём КЛАСТЕР (1слайд)

Обучающиеся записывают свои ассоциации на листах бумаги, комментируют их, прикрепляя на доске (фронтальная форма работы)

Но … сегодня мы поговорим о другой кукле, и темой нашего урока станут слова главного героя рассказа Е. Носова , перевозчика Акимыча : « Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят…» (2 слайд)

Ребята записывают тему урока в тетрадь по литературе. Презентация о писателе (индивидуальное задание к уроку)

Не возникло ли у вас чувство некого противоречия между тем, какие ассоциации возникают у человека при виде куклы, и тем, о чём мы прочли в рассказе Е. Носова? Какова будет цель нашего урока?

Приём «Вызов» (3слайд): обучающиеся формулируют цель урока, задачи, задумываются об итогах урока.

  1. Анализ фрагментов рассказа.

Работа в группах. Словарная работа (презентация – индивидуальное задание к уроку)

Вернёмся к чувству, которое у нас возникло, чувству противоречия, противопоставления. Как называется такой художественный приём в литературе? - Приём антитезы : Антитеза (гр.противоположение) – противопоставление образов, картин, слов, понятий.(4 слайд) Задания для работы в группах:

1 группа: прочитать и проанализировать описание реки;

2группа: прочитать и проанализировать фрагмент со слов: «Мы пошли мимо школьной ограды…»

Найти антитезу в тексте. С какой целью автор использует этот приём?

Ребята в группах анализируют фрагменты, зачитывают отрывки, отвечают письменно на вопрос: «Приём антитезы позволяет автору выявить проблему, подчеркнуть собственную позицию, собственное отношение к проблеме»

3группа: найти, каким нам показан Акимыч. Что общего у него с рассказчиком? Каковы их взгляды на жизнь?

Ребята в группах анализируют фрагменты, зачитывают отрывки, отвечают письменно на вопрос: «Герой близок рассказчику (автору) своим отношением к жизни, неравнодушием к окружающему его злу, «святотатству».

ФИЗКУЛЬТПАУЗА

  1. Проблемный вопрос.

Чтение финала рассказа со слов: « Вот чего не понимаю. Как же так?!..- Всего не закопать…» (5 слайд)

О кукле ли горюет Акимыч? Только ли о ней? Не закопать ЧЕГО?

Обучающиеся записывают свои ответы в « Письме по кругу». Каждая группа озвучивает это письмо.

  1. Рефлексия.

Вернёмся к теме нашего урока (2 лайд). Каков результат нашего обсуждения? Сложилось ли у вас собственное отношение к проблеме, поднятой автором? Оцените вашу деятельность на уроке.

Как вы считаете, каким образом каждый из вас сможет высказать свою точку зрения по данной проблеме?

Конечно! Сочинение-рассуждение (6 слайд)

Обучающиеся записывают в тетрадь композицию сочинения-рассуждения.

  1. Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение по данному тезису -теме урока (7 слайд)

+

Задание по желанию: подобрать лирическое или прозаическое произведение, в котором звучит эта же проблема.

4



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 7»

Технологическая карта урока литературы в 7-а классе МБОУ «РСШ №1»

Учитель: Адамова Наталья Александровна

Тема урока: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят…»

(по рассказу Е. И. Носова «Кукла»)

Цель: способствовать формированию гражданской позиции, собственной точки зрения обучающихся на проблемы, существующие в обществе.

Задачи:

  1. Проанализировать рассказ Е. И. Носова «Кукла» и обсудить проблему, поставленную автором в произведении.

  2. Развивать критическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные навыки через работу с текстом, в группах, путём создания собственного речевого высказывания (сочинения-рассуждения)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, приёмы и формы (технология)

Прогнозируемый результат (УУД)

  1. Оргмомент






Здравствуйте, ребята! Нам сегодня предстоит очень серьёзная, взрослая работа на уроке, и поэтому сначала мне захотелось отправиться воспоминаниями в детство…

Слушают аудиозапись, настраиваются на урок

Психологический настрой на урок: звучит отрывок из песни «Куда уходит детство»

Личностные

  1. Тема урока, цель, задачи













Какие ассоциации, воспоминания вызвало у вас это стихотворение и песня? Запишите их к слову КУКЛА

Ученица читает наизусть стихотворение Л. Рубальской «Мы – куклы» (держит куклу в руках)

Обучающиеся записывают свои ассоциации в тетради, а также на листах бумаги, комментируют их, прикрепляя на доске

Индивидуальное задание к уроку



Приём «Кластер» (слайд 1)

фронтальная форма работы

Личностные

Познавательные



Познавательные

Личностные




















Но … сегодня мы поговорим о другой кукле, и темой нашего урока станут слова главного героя рассказа Е. Носова , перевозчика Акимыча : « Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят…»


Не возникло ли у вас чувство некого противоречия между тем, какие ассоциации возникают у человека при виде куклы, и тем, о чём мы прочли в рассказе Е. Носова? Какова будет цель нашего урока?

Ребята записывают тему урока в тетрадь по литературе





Ученица, используя презентацию, сообщает некоторые факты биографии и творчества Е. И. Носова





Обучающиеся формулируют цель урока, задачи, задумываются об итогах урока


Слайд 2











ИКТ: создание презентации (индивидуальное задание)





Элементы технологии развития критического мышления – приём «вызов» (слайд 3)












Предметные

Познавательные

Регулятивные

Личностные





Предметные

Регулятивные

Личностные


  1. Анализ фрагментов рассказа

Вернёмся к чувству, которое у нас возникло, чувству противоречия, противопоставления. Как называется такой художественный приём в литературе?

Предлагаю проанализировать фрагменты рассказа, найти в них антитезу.

Задания для работы в группах:

1 группа: прочитать и проанализировать описание реки;

2группа: прочитать и проанализировать фрагмент со слов: «Мы пошли мимо школьной ограды…»

С какой целью автор использует этот приём?

3группа: найти, каким нам показан Акимыч. Что общего у него с рассказчиком? Каковы их взгляды на жизнь?








Приём антитезы (Слайд 4)


Словарная работа представлена ученицей в презентации (индивидуальное задание к уроку)

Ребята анализируют фрагменты, зачитывают отрывки, отвечают письменно на вопрос: «Приём антитезы позволяет автору выявить проблему, подчеркнуть собственную позицию, собственное отношение к проблеме»

Ребята анализируют фрагменты, зачитывают отрывки, отвечают письменно на вопрос: «Герой близок рассказчику (автору) своим отношением к жизни, неравнодушием к окружающему его злу.






















Смысловое чтение









Познавательные

Регулятивные

Личностные




Предметные

Регулятивные

Коммуникативные


физкультпауза

  1. Проблемный вопрос

Чтение финала рассказа со слов: « Вот чего не понимаю. Как же так?!..- Всего не закопать…»

О кукле ли горюет Акимыч? Только ли о ней? Не закопать ЧЕГО?


Обучающиеся записывают свои ответы в « Письме по кругу». Каждая группа озвучивает это письмо.


Приём «Письмо по кругу» (слайд 5)

Предметные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

  1. Рефлексия

Вернёмся к теме нашего урока (слайд 2)

Каков результат нашего обсуждения? Сложилось ли у вас собственное отношение к проблеме, затронутой автором?

Оцените вашу деятельность на уроке.

Как вы считаете, каким образом каждый из вас сможет высказать свою точку зрения по данной проблеме?






Да, и отношение к проблеме было выражено группой в «Письме по кругу»




Конечно! Сочинение-рассуждение!

Обучающиеся записывают в тетрадь композицию сочинения-рассуждения.






Рефлексия






Презентация (слайд 6)




Личностные

Регулятивные

  1. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по данному тезису - теме урока

+

Задание по желанию: подобрать лирическое или прозаическое произведение, в котором звучит эта же проблема.

Запись домашнего задания

(слайд 7)


Личностные

Коммуникативные (монологическая письменная речь)

Познавательные



5


Просмотр содержимого документа
«куклы»

Л. Рубальская

***

Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите
И, может, теплее кому-нибудь станет.

А если кому-то однажды взгрустнется-
Откройте нам то, что гнетет вашу душу.
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется,
И, может быть, круг ваш печальный разрушит.

Но не обижайте, в нас спрятана сказка…
В нас столько тепла и доверия к людям.
И, может быть, кукла – всего только маска
Мечты, о когда-то несбывшемся чуде…

Просмотр содержимого презентации
«Евгений Иванович Носов»

Евгений Иванович Носов Личность и творчество http://aida.ucoz.ru

Евгений Иванович Носов

Личность и творчество

http://aida.ucoz.ru

Родился в селе Толмачёво, недалеко от Курска. Окончив 8 классов, в 1943г. ушёл на фронт, участвовал в битве на Курской дуге, в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром, воевал в Польше. Был ранен, награждён орденами и медалями. http://aida.ucoz.ru

Родился в селе Толмачёво, недалеко от Курска. Окончив 8 классов, в 1943г. ушёл на фронт, участвовал в битве на Курской дуге, в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром, воевал в Польше. Был ранен, награждён орденами и медалями.

http://aida.ucoz.ru

«На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками – кто кого…Или ты его, или, если промажешь, он тебя… В конце войны был ранен и вернулся в школу, чтобы продолжить учёбу. На занятия ходил с ещё не зажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастёрке, в орденах и медалях. Школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше их на целую войну»

«На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками – кто кого…Или ты его, или, если промажешь, он тебя… В конце войны был ранен и вернулся в школу, чтобы продолжить учёбу. На занятия ходил с ещё не зажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастёрке, в орденах и медалях. Школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше их на целую войну»

«Евгений Иванович принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опалённое огнём войны»  Природа родного края, Курска – порубежной окраины России – любимая тема, которая будет присутствовать в большинстве его произведений

«Евгений Иванович принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опалённое огнём войны»

Природа родного края, Курска – порубежной окраины России – любимая тема, которая будет присутствовать в большинстве его произведений

Война навсегда отпечаталась в душах и памяти людей…

Война навсегда отпечаталась в душах и памяти людей…

«…настоящий человек…от земли, он прежде всего Пахарь, а Воином становится лишь вынужденно, по воле злых обстоятельств…»

«…настоящий человек…от земли, он прежде всего Пахарь, а Воином становится лишь вынужденно, по воле злых обстоятельств…»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • Источники информации:
  • Интернет-ресурсы
  • www.Biograf guru.ru
  • Yandex.ru/images
  • В. Я Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.Литература.7класс. Учебник в 2ч. Москва «Просвещение»2014

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Кукла»

Кукла (кластер) кукла

Кукла (кластер)

кукла

Тема урока:  «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят…»  Знаю (вызов) Тема урока Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла, идеи урока, рефлексия) Цель урока

Тема урока:

«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят…»

Знаю

(вызов)

Тема урока

Хочу узнать

(вызов)

Узнал

(реализация смысла, идеи урока, рефлексия)

Цель урока

Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий  Чтение и анализ отрывков произведения . Словарная работа. Работа в группах: 1 группа – описание реки; 2 группа – «Мы пошли мимо школьной ограды…»  С какой целью автор использует приём антитезы?

Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий

Чтение и анализ отрывков произведения . Словарная работа. Работа в группах:

  • 1 группа – описание реки;
  • 2 группа – «Мы пошли мимо школьной ограды…»

С какой целью автор использует приём антитезы?

  • 3 группа – Акимыч. Что объединяет рассказчика и Акимыча.
Проблемный вопрос Чтение отрывка: « Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..Эх!..  … и проговорил с болью:  - Всего не закопать…» О кукле ли горюет Акимыч? Только ли о ней? Не закопать ЧЕГО?

Проблемный вопрос

  • Чтение отрывка: « Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..Эх!..

… и проговорил с болью:

- Всего не закопать…»

О кукле ли горюет Акимыч? Только ли о ней? Не закопать ЧЕГО?

  • Запишите своё мнение, используя письмо по кругу ( в группе)
Рефлексия Сочинение-рассуждение  1.Тезис (проблема)  2. Аргументы (доказательства)  3. Вывод

Рефлексия

Сочинение-рассуждение

1.Тезис (проблема)

2. Аргументы (доказательства)

3. Вывод

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение по даннму тезису – теме урока  +

Домашнее задание:

  • Написать сочинение-рассуждение по даннму тезису – теме урока

+

  • По желанию : найти лирическое или прозаическое произведение, в котором затронута эта же проблема.

Просмотр содержимого презентации
«Словарная работа»

Словарная работа По рассказу Е. И. Носова «Кукла»

Словарная работа

По рассказу Е. И. Носова «Кукла»

Внапашку – внакидку Выгон – пастбище Глумиться - издеваться Дурнишник, белокопытник,куга, стрелолист – (разг.) названия сорной травы Избыть – избавиться от чего-либо Картуз – мужской головной убор с жёстким козырьком Кирзачи – (разг.) сапоги кирзовые, из кирзы(заменителя кожи) Кювет – канава для стока воды вдоль дороги Святотатство – оскорбление чего-либо святого Сижи – места рыбалки, насиженные места Телогрейка – ватник Худо –(обл.) зло, неприятность Язь – вид речной, пресноводной рыбы С. Д. Ожегов «Словарь русского языка»
  • Внапашку – внакидку
  • Выгон – пастбище
  • Глумиться - издеваться
  • Дурнишник, белокопытник,куга, стрелолист – (разг.) названия сорной травы
  • Избыть – избавиться от чего-либо
  • Картуз – мужской головной убор с жёстким козырьком
  • Кирзачи – (разг.) сапоги кирзовые, из кирзы(заменителя кожи)
  • Кювет – канава для стока воды вдоль дороги
  • Святотатство – оскорбление чего-либо святого
  • Сижи – места рыбалки, насиженные места
  • Телогрейка – ватник
  • Худо –(обл.) зло, неприятность
  • Язь – вид речной, пресноводной рыбы
  • С. Д. Ожегов «Словарь русского языка»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы по рассказу Е. И. Носова "Кукла"

Автор: Адамова Наталья Александровна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 436984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока-рассуждения на тему: "Что в сердце нашем самое святое?" (по рассказу Е.Носова "Кукла") "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-rassuzhdieniia-na-tiemu-chto-v-sierdtsie-nashiem-samoie-sviatoie-po-rasskazu-ie-nosova-kukla"
    ["file_id"] => string(6) "185478"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426182714"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок литературы Е.И.Носов "Кукла". "
    ["seo_title"] => string(33) "urok-litieratury-ie-i-nosov-kukla"
    ["file_id"] => string(6) "122470"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414254271"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Презентация к уроку литературы в 7 классе "Если ты слеп, если душа твоя глуха..." (урок-размышление по рассказу Е.И. Носова "Кукла") "
    ["seo_title"] => string(138) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-7-klassie-iesli-ty-sliep-iesli-dusha-tvoia-ghlukha-urok-razmyshlieniie-po-rasskazu-ie-i-nosova-kukla"
    ["file_id"] => string(6) "198718"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428433898"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Технологическая карта урока"
    ["seo_title"] => string(33) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_88"
    ["file_id"] => string(6) "627132"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1678211430"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока с презентацией «Былые годы в памяти не стёрты» (Роль союза в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя») "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-bylyie-ghody-v-pamiati-nie-stiorty-rol-soiuza-v-rasskazie-ie-i-nosova-zhivoie-plamia"
    ["file_id"] => string(6) "126574"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415197595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства