Конспект урока литературы в 7-а классе МБОУ «РСШ№1»
Учитель русского языка и литературы Адамова Н. А.
Тема урока: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят…»
(по рассказу Е. И. Носова «Кукла»)
Цель урока: Способствовать формированию гражданской позиции, собственной точки зрения обучающихся на проблемы, существующие в обществе.
Задачи:
Проанализировать рассказ Е. И. Носова «Кукла» и обсудить проблему, поставленную автором в произведении.
Развивать критическое мышление, правильную речь, коммуникативные навыки через работу с текстом, в группах, путём создания собственного речевого высказывания (сочинения-рассуждения)
Формы, приёмы и методы работы: групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы; технология развития критического мышления (элементы); творческая деятельность (письмо по кругу, кластер, работа над сочинением-рассуждением); использование ИКТ (презентации к уроку)
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Нам сегодня предстоит очень серьёзная, взрослая работа на уроке, и поэтому сначала мне захотелось отправиться воспоминаниями в детство (звучит отрывок из песни «Куда уходит детство»)
Тема урока. Цель. Задачи.
Ученица читает наизусть стихотворение Л. Рубальской «Мы – куклы» (индивидуальное задание к уроку)
Какие ассоциации, воспоминания вызвало у вас это стихотворение и песня? Запишите их к слову КУКЛА – приём КЛАСТЕР (1слайд)
Обучающиеся записывают свои ассоциации на листах бумаги, комментируют их, прикрепляя на доске (фронтальная форма работы)
Но … сегодня мы поговорим о другой кукле, и темой нашего урока станут слова главного героя рассказа Е. Носова , перевозчика Акимыча : « Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят…» (2 слайд)
Ребята записывают тему урока в тетрадь по литературе. Презентация о писателе (индивидуальное задание к уроку)
Не возникло ли у вас чувство некого противоречия между тем, какие ассоциации возникают у человека при виде куклы, и тем, о чём мы прочли в рассказе Е. Носова? Какова будет цель нашего урока?
Приём «Вызов» (3слайд): обучающиеся формулируют цель урока, задачи, задумываются об итогах урока.
Анализ фрагментов рассказа.
Работа в группах. Словарная работа (презентация – индивидуальное задание к уроку)
Вернёмся к чувству, которое у нас возникло, чувству противоречия, противопоставления. Как называется такой художественный приём в литературе? - Приём антитезы : Антитеза (гр.противоположение) – противопоставление образов, картин, слов, понятий.(4 слайд) Задания для работы в группах:
1 группа: прочитать и проанализировать описание реки;
2группа: прочитать и проанализировать фрагмент со слов: «Мы пошли мимо школьной ограды…»
Найти антитезу в тексте. С какой целью автор использует этот приём?
Ребята в группах анализируют фрагменты, зачитывают отрывки, отвечают письменно на вопрос: «Приём антитезы позволяет автору выявить проблему, подчеркнуть собственную позицию, собственное отношение к проблеме»
3группа: найти, каким нам показан Акимыч. Что общего у него с рассказчиком? Каковы их взгляды на жизнь?
Ребята в группах анализируют фрагменты, зачитывают отрывки, отвечают письменно на вопрос: «Герой близок рассказчику (автору) своим отношением к жизни, неравнодушием к окружающему его злу, «святотатству».
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
Проблемный вопрос.
Чтение финала рассказа со слов: « Вот чего не понимаю. Как же так?!..- Всего не закопать…» (5 слайд)
О кукле ли горюет Акимыч? Только ли о ней? Не закопать ЧЕГО?
Обучающиеся записывают свои ответы в « Письме по кругу». Каждая группа озвучивает это письмо.
Рефлексия.
Вернёмся к теме нашего урока (2 лайд). Каков результат нашего обсуждения? Сложилось ли у вас собственное отношение к проблеме, поднятой автором? Оцените вашу деятельность на уроке.
Как вы считаете, каким образом каждый из вас сможет высказать свою точку зрения по данной проблеме?
Конечно! Сочинение-рассуждение (6 слайд)
Обучающиеся записывают в тетрадь композицию сочинения-рассуждения.
Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение по данному тезису -теме урока (7 слайд)
+
Задание по желанию: подобрать лирическое или прозаическое произведение, в котором звучит эта же проблема.
4