Урок литературы на тему "Некрасов - поэт и гражданин"
Урок литературы на тему "Некрасов - поэт и гражданин"
Интегрированный урок с использованием проектных технологий, ИКТ со зрительной и речевой опорой. Содержание материала урока личностно- ориентировано, доступно, интересно для учеников, нацелено на сотрудничество ученик-учитель-ученик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему "Некрасов - поэт и гражданин"»
Урок литературы в 6-Б классе на тему
Н.А.Некрасов –поэт и гражданин.
Стихотворение «Железная дорога»
Подготовила и
провела учитель
Магамедова Н.Р.
2017г.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: изучение биографии Н.А.Некрасова; обучение анализу стихотворения «Железная дорога»
Задачи:
Образовательные:
Способствовать расширению знаний о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, представлений обучающихся об исторических событиях 19 в. в России;
познакомить с текстом стихотворения Н.А.Некрасова через выразительное чтение учителем;
показать роль пейзажа в стихотворении;
выявить назначение эпиграфа и соотнести его с содержанием произведения; показать, как Н.А.Некрасов рисует многострадальный народ;
способствовать формированию умения анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать понятиями «метафора», «эпитеты», «олицетворение»
Развивающие:
Способствовать развитию познавательного интереса, навыков синтеза и анализа, творческих способностей, речи учащихся, коммуникативных навыков
Воспитательные:
Способствовать формированию у обучающихся чувства гражданственности, патриотизма, чувства сострадания к обездоленному народу, гордости за его духовную силу, интереса к творчеству Н.А.Некрасова; формированию положительной «Я-концепции» подростков.
Методы:
По источнику знаний: устный, печатно-словесный, наглядный, ИКТ;
По уровню познавательного интереса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, творческий.
Подготовить сообщение о жизни Н.А.Некрасова (биограф).
Подготовить историческую справку о строительстве железной дороги иежду Петербургом и Москвой (историк).
Подготовить историческую справку об от мене крепостного права.
Подготовить сообщение об истории создания стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога».
Подготовить презентацию РР по теме сообщения.
Задание в группах:
По произведениям Н.А.Некрасова, изученным ранее, составить вопросы (Ромашка Блума).
Задание всем:
повторить определение следующих терминов: "диалог", "ремарка", "олицетворение", "баллада", "метафора", "антитеза"
План урока.
1.Организация класса.
2.Актуализация знаний.
Слово учителя. Мозговой штурм.
3.Открытие темы, целей урока.
Постановка вопросов. Работа с эпиграфом
4. Актуализация знаний.
а) вступительное слово, чтение отрывков из произведений
б) краткая информация «цепочкой»
в)рассказ ученика (дополнительно подготовленный).
5. Изучение нового материала.
Беседа. Упражнение «Я начну, а ты закончи…»
6.Работа в группах.Творческое задание: сочинить сенквейн
Физминутка
7.Переход к изучению стихотворения ««Железная дорога»
Сообщение ученика. Проект.
Отмена крепостного права.
Сообщение ученика (историка) Проект.
Строительство железной дороги Москва-Петербург.
Словарная работа
Видеоролик. Первичное восприятие стихотворения.
Минутка релаксации
Чтение 1 главы стихотворения
Работа в группах. Заполнение таблицы.
Работа над II главой стихотворения. Беседа. Заполнение таблицы.
Словесное рисование. Работа с репродукцией
Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.
8.Обобщающая работа. Ромашка Блума.
9. Подведение итогов урока
10. Организация домашнего задания.
11. Оценивание
12. Рефлексия
Эпиграф
Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой.
Н.А.Некрасов
Ход урока
1. Музыкальное вступление (звучит до звонка на урок)
2.Орг. момент.(сообщаются условия организации работы на уроке)
3. Слово учителя. Мозговой штурм.
-Сегодня на уроке речь пойдет о творчестве очень известного поэта, его имя известно каждому. Проверим, знаете ли вы его. На партах лежат карточки с записями цитат о нем самом. Задание: прочитать и предположить о ком идет речь. Кто будет героем нашего урока.
-Самостоятельность, решительность
– наперекор отцу строил свою жизнь сам
- упорство, трудолюбие
– добился признания как поэт, выбрался из нужды
-любовь к людям и родной природе
– в самых обыкновенных людях он замечал красоту души
-умение видеть прекрасное и поэтическое в обыденном
- певец людских страданий
4.Открытие темы, целей урока.
- Имя поэта, которому сегодня посвящен урок, – Николай Алексеевич Некрасов.
- Сформулируйте вопросы к записанной на доске теме урока, используя вопросительные слова кто, почему, о чём, когда и др.(Кто такой Некрасов? Кто такой гражданин? Почему Некрасов поэт и гражданин? О чём его стихотворение «Железная дорога»? Когда оно написано? И т.п.)
Работа с эпиграфом
Обратите внимание на эпиграф. Эти строки взяты из известного стихотворения Н.А.Некрасова "Поэт и гражданин".
- Вспомните, что такое эпиграф?. (Краткое изречение, которое автор даёт перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль). Какова же, по-вашему, главная мысль предстоящего урока?
Сегодня мы продолжим знакомство с биографией Н.А.Некрасова, этого замечательного человека, окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином. Хочется, чтобы наш сегодняшний урок стал данью памяти Н.А.Некрасова. Верю, у вас всё получится. Пусть напутствием вам будут слова самого поэта: «Воля и труд человека / Дивные дивы творят…»
5. Актуализация знаний.
а) вступительное слово, чтение отрывков из произведений
Уроки поэзии продолжаются. Вспомните картины, возникающие в нашем воображении при одном только прочтении первых строк, например: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз...», «Школьник»
Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.»,
«В августе, около малых Вежей, с старым Мазаем я бил дупелей. Как-то особенно тихо вдруг стало, на небе солнце сквозь тучу играло...».
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под узды мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок. «Крестьянские дети»
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам. «На Волге»
Сегодня мы снова будем рисовать в своем воображении картины, описанные великим поэтом. Это будут картины из жизни простого народа, которого писатель хотел видеть свободным, просвещенным и счастливым.
Чтобы лучше понять поэта, вспомним некоторые страницы его биографии.
б) Краткая информация «цепочкой»
-В стихотворении «На Волге» Некрасов вспоминает свое детство. Вырос он в дворянской семье. Отец, отставной военный, был очень строгим и суровым человеком.
-Доброту и сочувствие к простым людям Некрасов унаследовал от матери.
-В 11 лет он поступил в Ярославскую гимназию, проучился там 5лет.
-В 16 лет отец отправляет его в Петербург в военную школу.
-Но Некрасов еще в гимназии увлекся литературой, начал писать стихи, и решает поступить в Университет.
-Отец отказывается его поддержать и оставляет без средств. Некрасову приходится самому зарабатывать себе на хлеб.(Вот как он вспоминает это трудное время: стр.210 уч-ка ).
-Некрасов так и не закончил учебу в Университете, который от посещал вольным слушателем.
-Но он много писал. Его статьи, рецензии, очерки, пьесы, стихотворения стали печатать.
-Главной темой своего творчества поэт сделал судьбу труженика, судьбу русского народа.
-Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда.
Рассказ ученика ( дополнение).
Брак родителей Н. Некрасова не был счастлив. Крестьяне ненавидели Алексея Сергеевича, не любила, боялась его и семья. Неприютно и страшно было в доме, похожем на тюрьму. Он бил детей, жестоко обращался с женой. Во всём противоположная своему мужу, Елена Андреевна горячо любила своих детей и посвящала им всё время. Всеми силами старалась она оберегать детей от деспотизма мужа и не давала проникнуть влиянию пороков в их восприимчивые сердца. Не раз случалось им, обнявшись, плакать где-нибудь украдкой. К Елене Андреевне приходили искать защиты и помощи крестьяне, и она, как могла, помогала им. Однажды Алексей Сергеевич привязал жену в наказание за её заступничество за крестьян к старой липе и категорически запретил кому-либо подходить к ней и облегчать её страдания. Николай. Несмотря на это запрещение, подходил к изнемогающей от летнего зноя матери и поил её водой (обратиться ещё раз к эпиграфу урока).Некрасов обладал даром большого поэта. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, ремесленника, солдата.
-Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери. Она оказала огромное влияние на формирование его взглядов, на его духовное и нравственное развитие. Именно Некрасову принадлежат выражения «Родина-мать», «матушка-Русь». Это он своей чистой сыновней любовью к родине, всей своей жизнью и творчеством навечно утвердил кровную связь двух великих слов и стал не просто поэтом, а поэтом и граждани-ном.
5. Изучение нового материала.
Беседа
- Давайте вспомним, кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать? Продолжите каждую строчку.
Гражданин-человек, который
-любит свою Родину, малую и большую, свой народ, свой язык;
-проявляет убеждённую готовность и способность защищать Родину;
-осознаёт ответственность за судьбу своей страны;
-интересуется историей и культурой Родины;
-гордится Родиной;
- проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, её культуре, традициям;
-протестует против несправедливого отношения к людям.
Вывод:Правильно. Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод: гражданин - это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа. Сам Некрасов говорил: «Гражданин – это Отечества достойный сын».
Уточняющий вопрос:
- А можно ли самого Н.А.Некрасова назвать гражданином?
(Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда)
Вывод
Работа в группах. Творческое задание: сочинить синквейн «Некрасов… Поэт….Гражданин»
1) Некрасов
Достойный, великий
Любил, гордился, протестовал
Отечества достойный сын
Гражданин
2) Поэт
Народный, гражданский
Сочувствует, сострадает, обличает
Певец людских страданий
Некрасов
Физминутка
Переход к изучению стихотворения ««Железная дорога»
- Мы познакомились с биографией Н.А.Некрасова, а сейчас мы обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога» написанным в 1862 году: окунемся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на построение произведения, художественные приемы, помогающие поэту нарисовать образ Родины и картину подневольного труда крестьян.
Сообщение историка.Проект.
История написания
- Вам ни о чем не говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)
19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.
Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков)
Историческая справка о строительстве железной дороги между Москвой и Петербургом
Сообщение ученика (историка) Проект.
В основу произведения положены факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.
Легенды, связанные с дорогой
• Существовала легенда о том, что император лично давал указание, как и где проложить дорогу: император приложил к карте линейку и провёл линию. Карандаш, который держала одна рука императора, наткнулся на палец другой руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнить.
• В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился.
Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.
-Все это припомнилось Н.А.Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.
- Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)
- Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога".
Работас учебником. Эпиграф.
- Что же предваряет текст стихотворения? (Эпиграф)
- В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога)
- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)
- На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? ( Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)
Первичное восприятие произведения. Видеоролик.
Словарная работа
ядрёный - свежий, здоровый
кочи - кочки
обаяние - незнание правды, неведение
- Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун)
заступ - лопата
Беседа. Проверка первичного восприятия.
- Действительно ли речь полйдет в стихотворении о том, какой замечательный человек построил ЖД? (В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)
- Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.
- К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ)
Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.
Минутка релаксации
- А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что вы едете в поезде и любуетесь видами из окна вагона
Прослушивание 1 главы стихотворения (фонохрестоматия)
Анализ I главы стихотворения
№
Вопрос
1 глава
2 глава
1
Что изображено?
2
Каким настроением проникнута картина?
3
Какова лексика, создающая именно такое настроение?
- Какая строка передаёт состояние умиротворения? ("Всё хорошо под сиянием лунным").
-Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?
-образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит просторечный характер, выражает народное чувство).
-Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь.
- Какое слово выбивается из общего ряда? (безобразие)
- Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу стихотворения.
Работа над II главой стихотворения. Чтение отдельными учениками.
Беседа.
- Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения? (описанию строительства железной дороги, её строителей).
-По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.
- Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к народу? К каким приёмам прибегает? (фантастический, сказочный образ царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь). Зачитаем описание царя-голода.
-Автор беспощадно показывает цену, какой построена дорога: "А по бокам-то всё косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?"
- Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы мертвецов? (баллада)
Баллада - это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим.
-Найдите строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете значение слова братья?
-Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос? (риторический)
Словесное рисование.
- Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его (белоруса).
- А теперь зачитайте его описание в стихотворении.
- Какие чувства вызвало у вас описание белоруса?
Работа с репродукцией картины Г.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге"
- Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
- Какое из этих произведений создаёт, по-вашему, более тягостное, удручающее настроение? Почему?
Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.
- Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее? (Будущее - преодоление прошлого. Бесконечное терпение, выносливость народа должны принести освобождение. Автор верит в скорое преображение страны, переживает за дальнейшую судьбу народа).
- Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению?
( Они как бы противопоставляются друг другу. В 1-ой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинами подневольного труда. Поэт использует антитезу: прекрасная мирная картина в 1-ой части «Нет безобразья в природе!» - безобразие в отношениях между людьми во время строительства дороги во 2-ой части .Это подчёркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего всё, «что Господь ни пошлёт»)
Обобщающая работа. Ромашка Блума.
1-простые вопросы
2-уточняющие
3- интерпретационные
4-творческие
5- практические
6-оценочные
-Важно ли быть гражданином в наше время?
- Правильно ли я поняла, что быть гражданином, значит иметь духовно богатый внутренний мир и совершать нравственные поступки?
-Что от этого зависит? (благосостояние гос-ва, его народа, мир, благополучие)
8. Подведение итогов урока
-Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?
- Какой жизненный урок извлекли из знакомства с биографией Н.А.Некрасова и его произведением «Железная дорога»?
9. Организация домашнего задания.
1) Для всех: дочитать стихотворение; подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения (или 1 часть, или 3 последних строфы 2-ой части)
2) Индивидуальное творческое задание: эссе по уроку
10. Оценивание
- Спасибо, ребята, за урок, за вашу волю и труд, которую вы проявили, за ваши добрые сердца, которые не позволили оставить без внимания трудности одноклассников, за взаимопомощь и поддержку. Верю, что вы будете достойными сынами нашего Отечества.
Самооценка (привлекаются «Оценочные листы», заполненные в каждой группе)
11. Рефлексия
-- Что вы сегодня нового узнали на уроке?
- Чему вы научились?
- Довольны ли вы своей работой?
Итак, ребята, наш урок мне хотелось бы закончить вот такими словами (читаются под музыку):
Жизнь человека — хрупкое стекло, В любой момент разбить готово зло. Спешите добрыми делами отличиться, — Дарите ближнему душевное тепло!
Не желайте зла другому, помогайте, чем придётся, Вот увидите, добро вам обязательно вернётся!
- Что вас особенно затронуло? Что нового узнали?
Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы!