kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы на тему "Некрасов - поэт и гражданин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок с использованием проектных технологий, ИКТ со зрительной и речевой опорой. Содержание материала урока личностно- ориентировано, доступно, интересно для учеников, нацелено на сотрудничество ученик-учитель-ученик.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему "Некрасов - поэт и гражданин"»









Урок литературы в 6-Б классе на тему

Н.А.Некрасов –поэт и гражданин.

Стихотворение «Железная дорога»



























Подготовила и

провела учитель

Магамедова Н.Р.


2017г.





Тип урока: изучение нового материала

Цель: изучение биографии Н.А.Некрасова; обучение анализу стихотворения «Железная дорога»

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать расширению знаний о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, представлений обучающихся об исторических событиях 19 в. в России;

  • познакомить с текстом стихотворения Н.А.Некрасова через выразительное чтение учителем; 

  • показать роль пейзажа в стихотворении;

  • выявить назначение эпиграфа и соотнести его с содержанием произведения; 
    показать, как Н.А.Некрасов рисует многострадальный народ;

  • способствовать формированию умения анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать понятиями «метафора», «эпитеты», «олицетворение»

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательного интереса, навыков синтеза и анализа, творческих способностей, речи учащихся, коммуникативных навыков

Воспитательные:

  • Способствовать формированию у обучающихся чувства гражданственности, патриотизма, чувства сострадания к обездоленному народу, гордости за его духовную силу, интереса к творчеству Н.А.Некрасова; формированию положительной «Я-концепции» подростков.

Методы:

  1. По источнику знаний: устный, печатно-словесный, наглядный, ИКТ;

  2. По уровню познавательного интереса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Приёмы: беседа, рассказ, чтение, сопоставление, анализ, словесное рисование.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оборудование:  ПК, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»; репродукции картин и портретов, эпиграф; листы оценивания;

Наглядность: мультимедийные презентации (приложения),

Музыка: Г.Свиридов. Осень. Из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». Л. Казакова. Обработка русской народной песни «Дубинушка»

Межпредметные связи: история, обществознание, ИЗО, музыка.

Предварительные индивидуальные задания:

  1. Подготовить сообщение о жизни Н.А.Некрасова (биограф).

  2. Подготовить историческую справку о строительстве железной дороги иежду Петербургом и Москвой (историк).

  3. Подготовить историческую справку об от мене крепостного права.

  4. Подготовить сообщение об истории создания стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога».

  5. Подготовить презентацию РР по теме сообщения.

Задание в группах:

  1. По произведениям Н.А.Некрасова, изученным ранее, составить вопросы (Ромашка Блума).

Задание всем:

повторить определение следующих терминов: "диалог", "ремарка", "олицетворение", "баллада", "метафора", "антитеза"





План урока.

1.Организация класса.

2.Актуализация знаний.

Слово учителя. Мозговой штурм. 

3.Открытие темы, целей урока.

 Постановка вопросов. Работа с эпиграфом

4. Актуализация знаний.

а) вступительное слово, чтение отрывков из произведений

б) краткая информация «цепочкой»

в)рассказ ученика (дополнительно подготовленный).

5. Изучение нового материала.

Беседа. Упражнение «Я начну, а ты закончи…»

6.Работа в группах. Творческое задание: сочинить сенквейн

Физминутка

7.Переход к изучению стихотворения ««Железная дорога»

Сообщение ученика. Проект.

Отмена крепостного права.

Сообщение ученика (историка) Проект.

Строительство железной дороги Москва-Петербург.

Словарная работа

Видеоролик. Первичное восприятие стихотворения.

Минутка релаксации

Чтение 1 главы стихотворения 

Работа в группах. Заполнение таблицы.

Работа над II главой стихотворения. Беседа. Заполнение таблицы.

Словесное рисование. Работа с репродукцией 

Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.

8.Обобщающая работа. Ромашка Блума.

9. Подведение итогов урока

10. Организация домашнего задания.

11. Оценивание

12. Рефлексия





















Эпиграф

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.

Н.А.Некрасов

Ход урока

1. Музыкальное вступление (звучит до звонка на урок)

2. Орг. момент. (сообщаются условия организации работы на уроке)

3. Слово учителя. Мозговой штурм. 

-Сегодня на уроке речь пойдет о творчестве очень известного поэта, его имя известно каждому. Проверим, знаете ли вы его. На партах лежат карточки с записями цитат о нем самом. Задание: прочитать и предположить о ком идет речь. Кто будет героем нашего урока.


-Самостоятельность, решительность

наперекор отцу строил свою жизнь сам

- упорство, трудолюбие

добился признания как поэт, выбрался из нужды

-любовь к людям и родной природе

в самых обыкновенных людях он замечал красоту души

-умение видеть прекрасное и поэтическое в обыденном

- певец людских страданий


4.Открытие темы, целей урока.

- Имя поэта, которому сегодня посвящен урок, – Николай Алексеевич Некрасов.

Сформулируйте вопросы к записанной на доске теме урока, используя вопросительные слова кто, почему, о чём, когда и др.(Кто такой Некрасов? Кто такой гражданин? Почему Некрасов поэт и гражданин? О чём его стихотворение «Железная дорога»? Когда оно написано? И т.п.)

 Работа с эпиграфом

Обратите внимание на эпиграф. Эти строки взяты из известного стихотворения Н.А.Некрасова "Поэт и гражданин".

- Вспомните, что такое эпиграф?(Краткое изречение, которое автор даёт перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль)Какова же, по-вашему, главная мысль предстоящего урока?

Сегодня мы продолжим знакомство с биографией Н.А.Некрасова, этого замечательного человека, окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином. Хочется, чтобы наш сегодняшний урок стал данью памяти Н.А.Некрасова. Верю, у вас всё получится. Пусть напутствием вам будут слова самого поэта: «Воля и труд человека / Дивные дивы творят…»

5. Актуализация знаний.

а) вступительное слово, чтение отрывков из произведений

  • Уроки поэзии продолжаются. Вспомните картины, возникающие в нашем воображении при одном только прочтении первых строк, например: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз...», «Школьник»

  • Ну, пошел же, ради бога!

  • Небо, ельник и песок –

  • Невеселая дорога…

  • Эй! садись ко мне, дружок!

  • Ноги босы, грязно тело,

  • И едва прикрыта грудь…

  • Не стыдися! что за дело?

  • Это многих славных путь.»,

  • «В августе, около малых Вежей, с старым Мазаем я бил дупелей. Как-то особенно тихо вдруг стало, на небе солнце сквозь тучу играло...».

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под узды мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок. «Крестьянские дети»



О Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке.

Иду на помощь к рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,

Брожу с ружьем по островам. «На Волге»

Сегодня мы снова будем рисовать в своем воображении картины, описанные великим поэтом. Это будут картины из жизни простого народа, которого писатель хотел видеть свободным, просвещенным и счастливым.

Чтобы лучше понять поэта, вспомним некоторые страницы его биографии.

б) Краткая информация «цепочкой»

-В стихотворении «На Волге» Некрасов вспоминает свое детство. Вырос он в дворянской семье. Отец, отставной военный, был очень строгим и суровым человеком.

-Доброту и сочувствие к простым людям Некрасов унаследовал от матери.

-В 11 лет он поступил в Ярославскую гимназию, проучился там 5лет.

-В 16 лет отец отправляет его в Петербург в военную школу.

-Но Некрасов еще в гимназии увлекся литературой, начал писать стихи, и решает поступить в Университет.

-Отец отказывается его поддержать и оставляет без средств. Некрасову приходится самому зарабатывать себе на хлеб.(Вот как он вспоминает это трудное время: стр.210 уч-ка ).

-Некрасов так и не закончил учебу в Университете, который от посещал вольным слушателем.

-Но он много писал. Его статьи, рецензии, очерки, пьесы, стихотворения стали печатать.

-Главной темой своего творчества поэт сделал судьбу труженика, судьбу русского народа.

-Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда.

Рассказ ученика ( дополнение).

Брак родителей Н. Некрасова не был счастлив. Крестьяне ненавидели Алексея Сергеевича, не любила, боялась его и семья. Неприютно и страшно было в доме, похожем на тюрьму. Он бил детей, жестоко обращался с женой. Во всём противоположная своему мужу, Елена Андреевна горячо любила своих детей и посвящала им всё время. Всеми силами старалась она оберегать детей от деспотизма мужа и не давала проникнуть влиянию пороков в их восприимчивые сердца. Не раз случалось им, обнявшись, плакать где-нибудь украдкой. К Елене Андреевне приходили искать защиты и помощи крестьяне, и она, как могла, помогала им. Однажды Алексей Сергеевич привязал жену в наказание за её заступничество за крестьян к старой липе и категорически запретил кому-либо подходить к ней и облегчать её страдания. Николай. Несмотря на это запрещение, подходил к изнемогающей от летнего зноя матери и поил её водой (обратиться ещё раз к эпиграфу урока).Некрасов обладал даром большого поэта. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, ремесленника, солдата.


-Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери. Она оказала огромное влияние на формирование его взглядов, на его духовное и нравственное развитие. Именно Некрасову принадлежат выражения «Родина-мать», «матушка-Русь». Это он своей чистой сыновней любовью к родине, всей своей жизнью и творчеством навечно утвердил кровную связь двух великих слов и стал не просто поэтом, а поэтом и граждани-ном.

5. Изучение нового материала.

Беседа

- Давайте вспомним, кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать? Продолжите каждую строчку.

Гражданин-человек, который

- любит свою Родину, малую и большую, свой народ, свой язык;

- проявляет убеждённую готовность и способность защищать Родину;

- осознаёт ответственность за судьбу своей страны;

- интересуется историей и культурой Родины;

- гордится Родиной;

проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, её культуре, традициям;

- протестует против несправедливого отношения к людям.

Вывод: Правильно. Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод: гражданин - это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа. Сам Некрасов говорил: «Гражданин – это Отечества достойный сын».

Уточняющий вопрос:

- А можно ли самого Н.А.Некрасова назвать гражданином?

(Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда)

Вывод 

Работа в группах. Творческое задание: сочинить синквейн «Некрасов… Поэт….Гражданин»

1) Некрасов

Достойный, великий

Любил, гордился, протестовал

Отечества достойный сын

Гражданин


2) Поэт

Народный, гражданский

Сочувствует, сострадает, обличает

Певец людских страданий

Некрасов

Физминутка

Переход к изучению стихотворения ««Железная дорога»

- Мы познакомились с биографией Н.А.Некрасова, а сейчас мы обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога» написанным в 1862 году: окунемся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на построение произведения, художественные приемы, помогающие поэту нарисовать образ Родины и картину подневольного труда крестьян.

Сообщение историка.Проект.

История написания

- Вам ни о чем не говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)

19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.

Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков)


Историческая справка о строительстве железной дороги между Москвой и Петербургом

Сообщение ученика (историка) Проект.

В основу произведения положены факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.

Легенды, связанные с дорогой

• Существовала легенда о том, что император лично давал указание, как и где проложить дорогу: император приложил к карте линейку и провёл линию. Карандаш, который держала одна рука императора, наткнулся на палец другой руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнить.

• В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился.

Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.

-Все это припомнилось Н.А.Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

- Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)

- Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога".

Работас учебником. Эпиграф.

- Что же предваряет текст стихотворения? (Эпиграф)

- В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога)

- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)

- На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? ( Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)

Первичное восприятие произведения. Видеоролик.

Словарная работа

ядрёный - свежий, здоровый

кочи - кочки

обаяние - незнание правды, неведение

- Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун)

заступ - лопата

Беседа. Проверка первичного восприятия.

- Действительно ли речь полйдет в стихотворении о том, какой замечательный человек построил ЖД? (В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)

- Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.

- К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ)

Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.

Минутка релаксации

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что вы едете в поезде и любуетесь видами из окна вагона

Прослушивание 1 главы стихотворения (фонохрестоматия)

Анализ I главы стихотворения

Вопрос

1 глава


2 глава

1

Что изображено?




2

Каким настроением проникнута картина?





3


Какова лексика, создающая именно такое настроение?




4

Какие образные средства использует поэт?

  • Эпитеты



  • Метафоры



  • Сравнения






  • Другое

(Олицетворение).



усталые силы, студеная речка, морозные ночи,

ясные, тихие дни. «здоровый, ядрёный воз-дух», «лёд неокрепший»,


автор называет голод царём


«лёд словно тающий сахар», «листья лежат, как ковёр», «около леса, как в мягкой постели, выспаться можно».


Водит он армии, в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотёсцев, ткачей.



5

Как читать?

Почему?



Работа в группах

Заполнение таблицы

Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? (осенний пейзаж).

- Каким настроением она проникнута? (бодрости, ясности, покоя).

- Какое восклицание повторяется дважды? ("Славная осень!").

- Какая строка передаёт состояние умиротворения? ("Всё хорошо под сиянием лунным").

-Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?

-образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит просторечный характер, выражает народное чувство).

-Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь.

- Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? (Она создаёт радостное, бодрое настроение: славная, здоровый, ядрёный, бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо).

- Какое слово выбивается из общего ряда? (безобразие)

- Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу стихотворения.

Работа над II главой стихотворения. Чтение отдельными учениками.

Беседа.

- Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения? (описанию строительства железной дороги, её строителей).

-По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.

- Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к народу? К каким приёмам прибегает? (фантастический, сказочный образ царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь). Зачитаем описание царя-голода.

-Автор беспощадно показывает цену, какой построена дорога: "А по бокам-то всё косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?"

- Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы мертвецов? (баллада)

Баллада - это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим.

-Найдите строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете значение слова братья?

-Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос? (риторический)

Словесное рисование.

- Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его (белоруса).

- А теперь зачитайте его описание в стихотворении.

- Какие чувства вызвало у вас описание белоруса?

Работа с репродукцией картины Г.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге"

- Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

- Какое из этих произведений создаёт, по-вашему, более тягостное, удручающее настроение? Почему?

Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.

- Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее? (Будущее - преодоление прошлого. Бесконечное терпение, выносливость народа должны принести освобождение. Автор верит в скорое преображение страны, переживает за дальнейшую судьбу народа).

Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению?

Они как бы противопоставляются друг другу. В 1-ой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинами подневольного труда. Поэт использует антитезу: прекрасная мирная картина в 1-ой части «Нет безобразья в природе!» - безобразие в отношениях между людьми во время строительства дороги во 2-ой части .Это подчёркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего всё, «что Господь ни пошлёт»)

Обобщающая работа. Ромашка Блума.

1-простые вопросы

2-уточняющие

3- интерпретационные

4-творческие

5- практические

6-оценочные

-Важно ли быть гражданином в наше время?

- Правильно ли я поняла, что быть гражданином, значит иметь духовно богатый внутренний мир и совершать нравственные поступки?

-Что от этого зависит? (благосостояние гос-ва, его народа, мир, благополучие)

8. Подведение итогов урока

-Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?

- Какой жизненный урок извлекли из знакомства с биографией Н.А.Некрасова и его произведением «Железная дорога»?

9. Организация домашнего задания.

1) Для всех: дочитать стихотворениеподготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения (или 1 часть, или 3 последних строфы 2-ой части)

2) Индивидуальное творческое задание: эссе по уроку

10. Оценивание

- Спасибо, ребята, за урок, за вашу волю и труд, которую вы проявили, за ваши добрые сердца, которые не позволили оставить без внимания трудности одноклассников, за взаимопомощь и поддержку. Верю, что вы будете достойными сынами нашего Отечества.

Самооценка (привлекаются «Оценочные листы», заполненные в каждой группе)

11. Рефлексия

-- Что вы сегодня нового узнали на уроке?

- Чему вы научились?

- Довольны ли вы своей работой?


Итак, ребята, наш урок мне хотелось бы закончить вот такими словами (читаются под музыку):

Жизнь человека — хрупкое стекло,
В любой момент разбить готово зло.
Спешите добрыми делами отличиться, —
Дарите ближнему душевное тепло!


Не желайте зла другому, помогайте, чем придётся,
Вот увидите, добро вам обязательно вернётся!




- Что вас особенно затронуло? Что нового узнали?


Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы!
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы на тему "Некрасов - поэт и гражданин"

Автор: Магамедова Наталья Романовна

Дата: 11.02.2018

Номер свидетельства: 456631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация к уроку литературы «Любовная лирика Н.А.Некрасова» "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-liubovnaia-lirika-n-a-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "122094"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414150897"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок литературы в 8 классе “Гражданином быть обязан” "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-litieratury-v-8-klassie-grazhdaninom-byt-obiazan"
    ["file_id"] => string(6) "198628"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428425650"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект интегрированного урока по литературе в 10 классе "Н.А. Некрасов и творчество художников-передвижников""
    ["seo_title"] => string(109) "konspiektintieghrirovannoghourokapolitieraturiev10klassienaniekrasovitvorchiestvokhudozhnikovpieriedvizhnikov"
    ["file_id"] => string(6) "298783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456404397"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства