Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе по балладе В.А. Жуковского "Светлана"»
Урок литературы в 9 классе.
В.А.Жуковский "Светлана"
Произведение: Баллада «Светлана» В.А. Жуковский.
Вид: урок усвоения нового материала.
Тип урока: урок с использованием активных форм работы.
Класс: 9
Тема урока: Художественные особенности баллады В.Жуковского «Светлана».
Эпиграф:
Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… А.С.Пушкин.
Цели урока:
Обучающая: осуществление первоначального представления о личности Жуковского, о жанре баллады; ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.
Развивающая: умение анализировать прочитанное, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;
Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.
Оборудование: ПК, презентации к сообщениям о жизни и судьбе поэта, истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях, оформление доски, портрет В.А.Жуковского, картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана».
Ход урока
1. Оргмомент.
II. Экспресс-опрос (проверка д/з). Знание романтизма как литературного направления. Романтизму присуще?..
Внимание авторов к «внутренней, задушевной жизни человека… таинственной почве души и сердца» (В. Г. Белинский).
Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.
Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем.
Будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.
Интерес к фольклору и национальной истории.
Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.
Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя.
Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим встречу с В.А. Жуковским. Вы уже знаете, что этопоэт, переводчик, литературный критик, основоположник романтизма в России.
Откройте свои тетради и запишите тему урока, эпиграф.
Попробуем определить цель нашего урока.
3. Знакомство с биографией В.А.Жуковского. Наше знакомство начинается с биографии Жуковского. (Сообщение учащегося, показ презентации № 1).
Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже. Жуковский начал свое поэтическое поприще балладами. Этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси; современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад… Под балладою тогда понимали краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии.
«Светлана», оригинальная баллада Жуковского, была признана его шедевром, так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского певцом Светланы». (В.Г.Белинский)
Нам с вами придется доказать, что поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Мы определим, насколько она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам России, насколько она окружена тайной.
4. История создания баллады «Светлана».
Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год. Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».
5. Исследователи (учащийся) о балладе «Людмила».
Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.
5. Определение баллады как жанра.
Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?
Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями.
6. Анализ баллады «Светлана».Почему автор начинает балладу с описания крещенского гадания? В крестьянском быту Святки – самый большой праздник. Они длятся почти месяц: с Николина дня (19 дек.) до крещенья (19 января), когда крестьяне, покончив со всеми работами, предаются отдыху.
Сообщение о святочных гаданиях. (Презентация № 2)
7. Физкультминутка.
Интересно узнать своё будущее, хотя сегодня и не святки, но мы с вами тоже сейчас погадаем, помечтаем и отдохнём. Сядьте удобней, расслабьтесь, закройте глаза руками. Загадайте желание, и оно обязательно сбудется.
8. Анализ баллады.
Выявим жанровые особенности баллады:
1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.
- Назовите героев.
- Расположите события по порядку.
Девушки гадают в крещенский вечер.
Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.
Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
Светлане является её жених и увозит её венчаться.
Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.
В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
Светлана пробуждается от страшного сна, и друг возвращается к ней.
2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.
- Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?
3) Реальное сочетается с фантастическим.
- Какие элементы в сюжете реальные?
- Что относится к фантастическому?
4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.
- Как сам автор оценивает смысл рассказанного?
5) Баллада имеет композицию.
- Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.
Завязка: гадание.
Кульминация: встреча с мертвецом.
Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.
6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов.
- Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств (1 вариант)
- Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений (2 вариант)
- «Светлана» - одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет».
Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу "Светлана" – это птицы.
Ворон
Голубь
Петух
В народе:
Предсказывает плохое, страшное, ужасное. Вестник несчастья, смерти.
В народе:
Символ счастья, любви, нежности, защиты, мира; символ благословления Господа.
В народе:
Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, заступник.
В балладе:
Чёрный вран, Свистя крылом, Вьётся над санями: Ворон каркает: печаль!...
Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что "печаль" уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным.
В балладе:
…в тишине Лёгкое журчанье: Вот глядит: к ней в уголок белоснежный голубок с светлыми глазами, тихо, вея, прилетел, к ней на перси тихо сел,обнял их крылами: но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул
Лёгкие он крылы;…
Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога).
В балладе:
…шумным Бьёт крылом петух, День встречая пеньем:
В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз "на границе" зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что "наяву" не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне - "нейтрализуется" присутствием голубя.
- Что же спасает Светлану?
ВЫВОД. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а Светлана - героиня русской баллады.
- Что же мы видим русское, национальное в балладе?
В чём смысл баллады?
- В какую часть баллады отнесено всё мрачное и фантастическое?
Обратите внимание на оригинальность композиции этого произведения.Что интересного вы заметили в построении баллады?
Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию - счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад - надеждой на радостную, полную любви жизнь?
Какой же смысл в балладе Жуковского?
Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?
9. Домашнее задание:
1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На основе их дать устную характеристику Светланы.
2) Баллада написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.
3) Отрывок наизусть (по выбору).
10. Итог урока.
- Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?
- Что вам понравилось?
- А как бы вы оценили свою работу?
- А сейчас мне бы хотелось поблагодарить вас за урок, за активную работу, мне понравились сообщения, ваши ответы. Урок окончен.