воспитывать интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Литература. 6 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях автора-составителя Г.С.Меркина (М.: «Русское слово», 2015)
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
1.Вступительное слово учителя.
Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт, которого литературоведы называют отцом русского романтизма. Известность пришла к автору вначале как к переводчику известных произведений европейских романтиков. В 1808 г. Жуковским была переведена баллада немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора», только главная героиня получила имя Людмила. Перевод имел большой успех, но Жуковский продолжил разрабатывать немецкий сюжет, всё больше приближая его к русской действительности.
Над написанием баллады «Светлана» Жуковский задумался в 1808 году и только в 1812 году она была закончена.
2. Беседа с учащимися.
Вспомним, что такое баллада? (Баллада – лирико-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического и бытового характера).
Перечислите виды баллад. (Виды баллад: героические;бытовые; любовные).
III. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана».
Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Слово учителя.
Баллада Жуковского «Светлана» является оригинальным произведением, несмотря на то, что основе ее содержания положен сюжет немецкой баллады «Ленора».
«Светлана» - самое задушевное произведение Жуковского. Оно было посвящено Саше Протасовой. Автор при создании баллады «Светлана» использовал романтический сюжет. В результате появилось национальное произведение, близкое к фольклору.
Жуковский, обладая светлым взглядом на мир, хотел передать его своим читателям в своей балладе.
3.Проверка домашнего задания.
- Почему баллада называется «Светлана»? Что означает это имя?
Светлана – русское имя, означает «светлая» и создает соответственное настроение. Особую популярность это имя приобрело в России после опубликования баллады Жуковского.
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «свет».
Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.
- Назовите антоним слову «свет». Какие ассоциации связаны со словом «тьма»?
Тьма – горе, несчастье, рок и др.
4.Лексическая работа.
- В тексте баллады встречаются слова, которые вышли из нашего употребления. Как они называются? (устаревшие слова)
Назовите устаревшие слова, которые встретились в произведении и объясните их значение.
(учащиеся называют слова «запона», «Зиждитель», «лоно», «паникадила», «перси», «провиденье», «тесовы», «фамиам», «ярый» и др.)
5. Беседа.
- Когда происходит действие баллады? О чем мы узнает в самом начале произведения? Что это за народная традиция и что вы о ней можете рассказать?
Действие баллады происходит в «крещенский вечерок». Это время, когда молодые девушки гадали. Это народная традиция. И поэтому девушки собрались узнать о своем будущем, а именно о женихах и замужестве.
- Что вы знаете о гаданиях? Как гадали девушки в балладе?
(ответы учащихся)
(«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»; «Снег пололи»; кормили «счётным курицу зерном»; «Ярый воск топили»).
- Однако, интересным, хотя и, наверное, самым страшным являлось гадание с зеркалом и свечой, потому что зеркало ассоциировалось с потусторонним миром: темным и враждебным.
В балладе «Светлана» идет переплетение двух тем: темы «света» (счастья) и темы «тьмы» (несчастья). Сюжет произведения построен по принципу движения от тьмы к свету, от страшного ночного сна к солнечному утру.
- Кто является главной героиней баллады? Что мы узнаем о ней?
(Главная героиня Светлана – молодая, романтическая девушка с русской душой. Жуковский стремился в ней изобразить национально-русский женский тип).
6. Выразительное чтение отрывка от слов «Тускло светится луна…» до слов «Ангел-утешитель».
- О каких чертах характера Светланы мы узнаем из этого отрывка?
(ответы учащихся)
- Героиня Жуковского находится в атмосфере народного деревенского быта, с теми праздниками, обычаями, гаданиями, которые существовали в то время. Он считает, что счастье героини зависит не от каких-то вмешательств реальных и нереальных, а от нее самой. Именно нравственные ценности, которые в ней заложены, способности к сопротивлению жизненным невзгодам и вера в благую волю Провидения, сделают ее счастливой.
7. Выразительное чтение от слов «Где ж?... У зеркала одна…» до слов «Радость иль кручину?»
- Вспомните, что такое лейтмотив. Назовите в данном отрывке слова, которые являются лейтмотивом баллады.
Лейтмотив – ведущий, иногда повторяющийся мотив. В литературоведение этот термин пришёл из музыки.
8. Слово учителя.
- В данной балладе светлый мотив беспечной юности, которая радуется жизни, которая заглядывает в будущее, противостоит, противоположный мотив печального знания жизни, «горькой судьбины» «тайного мрака грядущих дней». Баллада носит драматичный характер. Её лейтмотивом является тревожный вопрос, обращённый к судьбе: «Что сулишь душе моей,/ Радость иль кручину?»
- Какие два цвета преобладают в балладе и почему?
(ответы учащихся)
- В произведении читатель оказывается в другом мире – мире мистики. С помощью какого литературного приема это происходит?
(Героиня погружается в сон).
- Какие изобразительно-выразительное средства использует автор в своей балладе? Что такое антитеза? Считаете ли вы, что произведение построено на антитезе?
- Является ли сон Светланы мистическим?
(ответы учащихся)
9. Выразительное чтение от слов «Смолкло всё опять кругом…» до слов «Ах!.. и пробудилась».
Цена скачки с мертвым женихом описана автором очень подробно. Почему? (Для нагнетания страха).
- Что еще помогает Жуковскому увеличить ощущение чувства страха?
- Какие образы помогают Светлане спастись?
(Образ «белоснежного голубка», по церковным канонам это Святой Дух).
- Что такое кульминация произведения? Назовитие кульминационный момент баллады «Светлана».
Кульминация – это пробуждение Светланы.
10. Выразительное чтение отрывка «Что же твой, Светлана сон…» до конца баллады.
- Стала ли героиня счастливой? Что помогло ей? Ответ найдите в тексе баллады.
(Вера в провидение помогла Светлане стать счастливой. Она искренне верила в счастье и оно пришло к ней).
.
- Баллада Жуковского заканчиваетя оптимистично, а это противоречило всем законам данного жанра. Почему?
(ответы учащихся)
IV. Подведение итогов урока.
Жуковский, работая над балладой «Светлана», пережил разные чувства: и надежду, и разочарование.
И эти чувства проявились в произведении глубоким меланхолическим мотивом, который противостоит оптимистическому звучанию темы беспечности юности, кажущейся простоты бытия.