kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе "Басни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе "Басни А. И. Крылова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе "Басни"»

Тема: Басни И. А. Крылова



Его басни переживут века!

К.Н.Батюшков

Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

Задачи урока:

1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;

2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;

3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Оборудование: компьютер, выставка книг, иллюстрации к басням, портрет И.А. Крылова.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель:

А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят!



Итак, кому посвятил эти строки П.А. Вяземский? (Крылову)

Послушайте стихотворение М. Исаковского, посвященное Крылову:

Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Итак, чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока? (Крылову).

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?

(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.)

А как нам достичь этой цели?

(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)

Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и попробуем себя в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен. Я каждому из вас желаю удачи!

II. Актуализация знаний.

Прежде, чем перейти к «Блиц-опросу», давайте вспомним:

-А что называется басней? Давайте дадим определение.

-К какому роду литературы относится басня? Когда мы говорили о басне как жанре, то я упоминала роды литературы, их три: эпос, лирика и драма. И мы говорили, что также, как и другие малые жанры (пословицы, поговорки, загадки, потешки басня относится к какому роду литературы? – эпосу). Правильно!

-Что лежит в основе басни? (аллегория)

-А что такое аллегория? (в переводе с греч. – иносказание) – изображение отвлеченных понятий или свойств через конкретный образ: лиса – хитрость, заяц – трусость, ягненок – беззащитность, волк – злость.

-Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)

-А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)

- Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)

  • А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?

( поэт Жан де Лафонтен)

  • Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?

( М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, В.И. Майков)

  • Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И.А. Крылов.

  • Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Кто высоко оценил его творчество? - А.С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». А как ласково Крылова называл народ? - «Дедушка Крылов».

  • Наш Блиц-опрос продолжается

  • В какой семье родился Иван Андреевич? (в семье офицера)

  • Что оставил Крылову отец в наследство? (сундучок с книгами)

  • Какими талантами обладал этот баснописец? (хорошо рисовал, умел талант к перевоплощению, знал древнегреческий язык и легко с него переводил, писал басни)

  • На каком инструменте играл Крылов? (на скрипке)

  • Во сколько лет Крылов написал свою первую басню? (в 11 лет)

  • Сколько басен было написано Иваном Андреевичем? (более 200)

  • Что вы еще помните о Крылове?

Задание «Найди пару»

Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей). На доске написаны слова.



ВОРОНА

ОБЕЗЬЯНА

СТРЕКОЗА

ЛИСИЦА

ЗЕРКАЛО

ЯГНЁНОК

ВОЛК

МУРАВЕЙ

ЛИСТЫ

ПЕТУХ

КУКУШКА

КОРНИ

ОСЁЛ

МУЖИК





«Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

1.

Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.



2.

Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!



3.

Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!



4.

Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!



5.

Срочно сниму тёплую квартиру до весны!



6.

Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, - Верните, пожалуйста, на ель!



Ответы: 1. Мартышка, Осёл, Козёл, Медведь «Квартет»,

2. Мартышка «Мартышка и очки»,

3. Лебедь, Рак, Щука «Лебедь, Щука и Рак»,

4. Свинья «Свинья под дубом»,

5. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,

6. Ворона «Ворона и Лисица»

Физминутка Наши актеры уже заждались, давайте посмотрим, какие басни они нам сейчас покажут?

Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей».

Басня Стрекоза и муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Стрекоза и муравей - Мораль басни Ивана Крылова

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни «Стрекоза и муравей»

Мораль этой басни заключается в том, что если ты не хочешь остаться без жилья и умереть с голоду, то нужно поработать. Здесь идет явное осуждение лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.

Возможно, кто – то подумает, что муравей поступил слишком жестоко по отношению к стрекозе.

Нужно беречь время. А то можно упустить его. Нужно все делать вовремя.

Анализ басни «Стрекоза и муравей», герои басни

Крылов дает развернутую характеристику персонажа в басне, подчеркивая ее легкость, живость, подвижность и веселость. Стрекоза – олицетворения «красного лето», прекрасного и очень короткого.

А все дело в скоротечности русского лета, в котором зима (как и у Стрекозы) приходит нежданно-негаданно.

Басня «Стрекоза и муравей» является ярким примером двух противоположностей. В данном случае одна из них – это лень, а вторая – трудолюбие. Главные герои – это стрекоза и муравей. Стрекоза живет сегодняшним днем, не думая о будущем. Она не подготовилась к зиме, а зимой выжить непросто даже подготовленным. Муравей в то же время готовился к зиме, запасал еду.

- А теперь другая басня Крылова «Ворона и лисица»

Басня «Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыра;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,

     Да позадумалась, а сыр во рту держала.
     На ту беду Лиса близёхонько бежала;
     Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

     И говорит так сладко, чуть дыша:
     «Голубушка, как хороша!
     Ну что за шейка, что за глазки!
     Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»

     Вещуньина с похвал вскружилась голова,
     От радости в зобу дыханье сперло,—
     И на приветливы Лисицины слова
     Ворона каркнула во всё воронье горло:
     Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Сюжет басни прост и лаконичен: Ворона сумела раздобыть где-то сыр, а Лиса решила завладеть этим сыром. Будучи не в силах отобрать этот сыр у Вороны, Лиса применила такое оружие, как лесть. Ворона купилась на похвалы Лисы и выронила сыр, что Лисе и было надо.

Сюжет этой басни был заимствован Крыловым у Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал ее у Эзопа и Федра. Да и другие русские поэты, а именно Тредиаковский и Сумароков, уже ранее переводили эту басню.

Характерные особенности басни «Ворона и Лисица» И.А.Крылова
У Крылова персонажи прописаны ярко и реалистично, у каждого из них есть свой характер. Лиса выставлена льстецом, который, когда желает чего-нибудь добиться, пускает в дело свое красноречие и просто из кожи вон лезет, восхваляя того, от кого надеется получить что-нибудь. Ворона обозначает человека глупого, поддающегося убеждению, и через это попадающего часто на обман. На лесть всегда поддаются люди недальновидные, глупые, а также славолюбивые и хвастуны.

В басне «Ворона и лисица» Крылов критикует способность людей поддаваться лести, благодаря которой выигрывают лишь льстецы. Поддалась Ворона лести и «Сыр выпал, с ним была плутовка такова!»

Вывод: не теряйте голову от льстивых слов. Все мы к лести относимся по-разному, но лесть не должна затуманивать наш разум!

Назовите героя басни:

1. Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (Свинья);

2. Он “виноват уж тем”, что кому-то “хочется кушать”. (Ягнёнок);

3. Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк);

4. Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза);

5. Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка);

6. Его “захлопнула злодейка - западня”. (Чиж);

7. У него всё вокруг только “моё”. (Волк);

8. Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза);

9. Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка);

10. Перечислите героев басни, которые  «затеяли сыграть квартет» (Проказница         Мартышка, Осел, Козёл, да косолапый Мишка);

11. «Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье спёрло». О ком это? (Ворона)

Из какой басни строка?

  1. А Васька слушает да ест. (“Кот и Повар”).

  2. Да только воз и ныне там. (“Лебедь, Щука и Рак”).

  3. Как под каждым ей листком
    Был готов и стол и дом. (“Стрекоза и Муравей”).

  4. Хоть видит око, да зуб неймёт. (“Лисица и Виноград”).

  5. От радости в зобу дыханье спёрло. (“Ворона и Лисица”).

  6. У Сильного всегда бессильный виноват. (“Волк и Ягнёнок”).

  7. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и Обезьяна”).

Афоризмы Крылова

  1. А ларчик просто открывался.

  2. Хоть видит око, да зуб неймёт.

  3. Слона – то я и не приметил.

  4. Рыльце в пуху.

  5. Полают, да отстанут.

  6. От радости в зобу дыханье спёрло.

  7. А Васька слушает да ест.

  8. Да только воз и ныне там.

  9. Если голова пуста,
    То голове ума не придадут места.

  10. Медвежья услуга.

  11. Кукушка хвалит Петуха за то,
    Что хвалит он Кукушку.

  12. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

  13. Демьянова уха.

  14. Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  15. Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку.

  16. У сильного всегда бессильный виноват.

Афоризм – краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения)

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А.Крылова?

Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И.А. Крылова, его басни?

А разве не бывает людей без недостатков?

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.

Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И.А. Крылова.

А легко ли следовать этим правилам? Почему?

Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И.А. Крылова помогут вам стать лучше.

Учитель: Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Что вам понравилось сегодня?

Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.

(Сочинить кроссворд или сочинить басню по творчеству Крылова)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 5 классе "Басни"

Автор: Урамаева Альбина Бикмухаметовна

Дата: 20.10.2024

Номер свидетельства: 658077

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок литературы по басням И.А.Крылова "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-litieratury-po-basniam-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "213493"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432062117"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация к уроку литературы "Исторические басни И. Крылова" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-istorichieskiie-basni-i-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "134362"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416740241"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова "Волк на псарне""
    ["seo_title"] => string(72) "konspekt_uroka_literatury_v_5_klasse_po_basne_i_a_krylova_volk_na_psarne"
    ["file_id"] => string(6) "583897"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1624297499"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(50) "urok-ighra-po-basniam-i-a-krylova-v-5-klassie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "251299"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447227716"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Басня как эпический жанр литературы. История басни в литературе разных времен и народов. "
    ["seo_title"] => string(97) "basnia-kak-epichieskii-zhanr-litieratury-istoriia-basni-v-litieraturie-raznykh-vriemien-i-narodov"
    ["file_id"] => string(6) "212935"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431953680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства