Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова "Волк на псарне"»
Тема урока. И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией И.А.Крылова, жанровыми признаками басни на примере «Волк на псарне»; расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; ознакомить с жанрами классической литературы ХIХ века; развивать умение составлять рассказ с опорой на план.
Личностные: демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Оборудование: портрет баснописца, иллюстрации к басням
2. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова. Вступительное слово учителя.
Одним из старейших жанров (ganre (фр.) — вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти.
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают работать С. Михалков, Л. Филатов и другие поэты.
Что такое басня? (работа с определением басни по учебнику, запись в тетради)
2. Знакомство со статьей о писателе в учебнике
3. Закрепление материала по вопросам:
Беседа по содержанию биографической статьи.
Где родился писатель? Назовите дату рождения.
В каком возрасте и где пришлось писателю начать свой трудовой путь?
Какие произведения приносят известность И. А. Крылову?
Расскажите о басне. Когда зародился этот жанр? Как композиционно строится басня?
Какие басни Крылова вы уже читали? Какие знаете наизусть?
4. Чтение басни «Волк на псарне».
Анализ басни:
1. Какова причина шума, переполоха на псарне?
2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?
3.Каково поведение Волка в этот момент?
4. Каким изобразил его Крылов?
5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне?
Чтение речи Волка, при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.
6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь?
7. Кто кому противопоставлен в басне?
8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку?
Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.
9. Как сам автор (Крылов) относится к Волку, к Ловчему? Согласен ли автор с мнением Ловчего?
10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?
11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?
12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)?
13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? Вывод. Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.
Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.