1 2 3 | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Эффект неожиданности создаст условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность учащихся Актуализация знаний ( от знаний о жизни и творчестве Е.Носова к деятельности , направленной на открытие «нового и ценностного» в небольшом рассказе. Проблемная ситуация Целевая установка Цель урока: создать условия для выявления темы и идеи рассказа, помочь уяснить идейно-художественную ценность рассказа Изучение нового материала Мини-исследование ( работа в парах) Работа с документами (Письмо В.Фигичева школьникам Возращение к теме Подведение итогов урока Работа в группе Рефлексия Домашнее задание. | Приветствие учащихся Ребята, у С. Бондаренко в стихотворении есть такая строчка: « Она не всегда открывается сразу» Кто это? Что это? Строчка за строчкой, Фраза за фразой- Ты только вдумайся, Только всмотрись- Откроется самая главная….(закончите предложение) К чему призывает автор стихотворения? Правильно, тогда только поймем, а зачем автор взялся за перо, что хотел сказать нам. Дома вы прочитали рассказ Е. Носова « Живое пламя». Что можете сказать об авторе? Слайд №1 Тема нашего урока начинается так «Живое пламя как …» Как можно ее продолжить? Сможем ли мы сразу сейчас сказать о чем рассказ? Работа с эпиграфом урока. Как можно его понять? О войне? Здесь нет ни одной картины о войне, даже слово « война» не употребляется. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Организовать постановку целей урока Что мы должны сделать? Как построить урок? Какое увлечение у тети Оли? Сколько раз автор описывает ее клумбу? Как? Что будем делать дальше? Зачем писатель при описании маков употребляет глаголы и его формы в большом количестве? Прочитайте диалог (последний ). Как можно понять слова тети Оли? Сколько предложений посвятил Е.Носов, рассказывая о сыне тети Оли? Что мы о нем можем сказать? Среди Героев и дважды Героев Советского Союза было больше всего летчиков. Что Вам известно о героях-летчиках? Слайд №4.5 О ком мы еще обязаны сказать сегодня на уроке? Слайд №6-9 Из нашего села ушел и не вернулся летчик Милаев Антон Егорович. Нашего земляка, как и сына тети Оли не знает вся страна, но они честно сражались за освобождение своей родины. Они погибли в 20 с небольшим. Что хотел сказать автор, рисуя маки в своем рассказе? Устное словесное рисование. Нарисуйте современную клумбу цветов. Будет ли она отличаться от описанной в рассказе? Почему? Ежегодно в России погибают сотни людей наркозависимых. Тоже молодых, красивых, только начинающих жить. Горе их матерей тоже велико. Письмо написано 40 лет назад. Актуально ли оно для современных школьников? Какой вывод можно сделать? Как же будет звучать наша тема после нашего разговора? Что на уроке было главным? Интересным? Какой урок получили мы, анализируя рассказ? Смогли ли достичь цели? Что не удалось? Как оцениваете вашу работу на уроке? Как можно закончить наш урок? Какое ключевое слово будет в синквейне? О чем заставил рассказ задуматься? Что пересмотреть в своей жизни? Как можно объяснить наш эпиграф? Слайд № 10 Давайте вместе с вами придумаем оригинальное домашнее задание. | Приветствие учителя Дверь? Крышка? Истина? И т.д. Откроется самая главная мысль. Внимательно читать произведения, вдумываться в каждое слово, каждую строчку. Фронтовик, противотанковый артиллерист, был тяжело ранен. После окончания школы работал корреспондентом, потом стал писать. Тема войны стала главной, хотя о войне писать не любил. - о маках: -об увлечении цветами тети Оли; - о войне. Учащиеся пока затрудняются и предлагают вернуться позже. Формулируют цель урока Выявить тему и идею рассказа; Предлагают план учебных действий: - перечитывать, вчитываться в текст - найти информацию в тексте; - самостоятельная исследовательская деятельность Занимается разведением цветов. Выразительное чтение описания клумбы Сравнивают описания клумбы. Находят эпитеты ( полупрозрачные лепестки, озорная яркость), метафоры ( вспыхивали трепетно- ярким огнем, наливались густым багрянцем…) Находят слова (полыхал, пламенел, слепил, опалят, зажженный). Автор нас готовит к известию о гибели сына. Можно сказать, что Алексей погиб в огне войны или в огне сражений Чтение диалога « Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает? Ольга Петровна при этих словах вспомнила про своего сына Алексея, который погиб совсем молодым, но уже успел совершить подвиг. Учащиеся находят эти предложения, их всего 6. Тетя Оля гордится своим погибшим сыном-летчиком. Только мужественны и смелый человек, горячо любящий мать, дом, свою страну , в последние минуты думал не о себе. Называют Покрышкина, Гастелло. ( Учащиеся хорошо знают о своем земляке и могут рассказать о нем) Учащиеся рассказывают о своем земляке Валентине Фигичеве, Герое Советского Союза. Родился он в Каркавино , на войне тоже был летчиком. Валентин Алексеевич совершил 612 боевых вылетов, провел 98 воздушных боев, сбил 21 вражеский самолет. Живое пламя маков как вечный огонь. Это огонь памяти. « А снизу… подымались все новые и новые …бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Пламя Вечного огня принадлежит им тоже. Будет. Цветы могут быть те же, но маков там не будет, потому что его запрещено сейчас сеять. Из сока мака изготовляют опиум – наркотическое вещество. Ольга Петровна скорбит и гордится своим сыном, а матери наркоманов скорбят и стыдятся своих сыновей, не сделавших ничего хорошего и полезного для себя, семьи, страны Для любого ученика его главный труд – это учеба, а потом, чтобы на каждом жизненном этапе у человека всегда было какое-то дело, нужное для него, семьи, страны. Рассказ « Живое пламя» как свет человеческой памяти и ориентир будущей жизни. Память о погибших в Великую Отечественную войну не должна погаснуть в человеческих сердцах никогда. Составить синквейн Память. Скорбная, вечная. Живет, хранит, не забывает. В сердцах людей она всегда. Бессмертие! В жизни каждого человека есть множество дорог, по одной из которой он должен пройти. Очень важно найти правильный путь. Наш человеческий долг – помнить всех, кто тогда исполнил свой солдатский долг. Нарисовать память. Взять интервью у Алексея перед боем. |