kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе по теме: «Рассказ «Живое пламя» как свет человеческой памяти и ориентир жизненного пути»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок литературы разработан для 7-ых классов по учебнику:  Литература 7 класс под редакцией В.А.Коровиной - Москва « Просвещение» 2011. Данный урок является вторым по  изучению рассказов Е. Носова. Это урок – размышление, урок- исследование( через исследование к открытию).

Форма организации работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:  проектор, презентация « Пламя человеческой памяти и гордости», краеведческий материал о летчике – истребителе В.А. Фигичеве, Герое Советского Союза, ксерокопии писем В. Фигичева.

Целью методической разработки является организация деятельности учащихся по изучению рассказа Е. Носова « Живое пламя»

Актуальность и новизна данной разработки  в том, что на уроке используется богатый краеведческий материал. Компьютерная презентация используется на всех этапах урока. Ученик сам определяет, о чем и как говорить о прочитанном рассказе

Методы: репродуктивный, частично- поисковый, проблемный

Технологии: системно – деятельностный  подход, личностно ориентированное обучение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Каркавинская основная общеобразовательная школа»

Косихинского района Алтайского края»











Урок литературы в 7 классе по теме:

«Рассказ «Живое пламя» как свет человеческой памяти и ориентир жизненного пути»









Автор- составитель:

Бедарева Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и

литературы.





2015 год





Урок литературы разработан для 7-ых классов по учебнику: Литература 7 класс под редакцией В.А.Коровиной - Москва « Просвещение» 2011. Данный урок является вторым по изучению рассказов Е. Носова. Это урок – размышление, урок- исследование( через исследование к открытию) .

Форма организации работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, презентация « Пламя человеческой памяти и гордости», краеведческий материал о летчике – истребителе В.А. Фигичеве, Герое Советского Союза, ксерокопии писем В. Фигичева.

Целью методической разработки является организация деятельности учащихся по изучению рассказа Е. Носова « Живое пламя»

Актуальность и новизна данной разработки в том, что на уроке используется богатый краеведческий материал. Компьютерная презентация используется на всех этапах урока. Ученик сам определяет, о чем и как говорить о прочитанном рассказе

Методы: репродуктивный, частично- поисковый , проблемный

Технологии: системно – деятельностный подход, личностно ориентированное обучение.





















Тема урока: «Живое пламя» - свет человеческой памяти и ориентир будущего.

Цель урока: создать условия для выявления темы и идеи рассказа, помочь уяснить идейно- художественную ценность рассказа.

Задачи:

- развивать умение анализировать текст, наблюдать за языком произведения.

- развивать склонность к исследовательской деятельности через индивидуальную

и работу в парах;

- помочь увидеть человеческие ценности, утверждаемые автором рассказа

- воспитывать активную жизненную позицию, чувство ответственности за свои поступки, умение делать правильный выбор.



























Ход урока


п/п


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


1
































2









3










































Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.


Эффект неожиданности создаст условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность учащихся






















Актуализация знаний

( от знаний о жизни и творчестве Е.Носова к деятельности , направленной на открытие «нового и ценностного» в небольшом рассказе.


Проблемная ситуация




Целевая установка


Цель урока: создать условия для выявления темы и идеи рассказа, помочь уяснить идейно-художественную ценность рассказа


Изучение нового материала

















Мини-исследование

( работа в парах)



































Работа с документами

(Письмо В.Фигичева школьникам




Возращение к теме



Подведение итогов урока





Работа в группе







Рефлексия






Домашнее задание.


Приветствие учащихся




Ребята, у С. Бондаренко в стихотворении есть такая строчка: « Она не всегда открывается сразу» Кто это? Что это?


Строчка за строчкой,

Фраза за фразой-

Ты только вдумайся,

Только всмотрись-

Откроется самая главная….(закончите предложение)


К чему призывает автор стихотворения?



Правильно, тогда только поймем, а зачем автор взялся за перо, что хотел сказать нам.


Дома вы прочитали рассказ Е. Носова « Живое пламя». Что можете сказать об авторе?

Слайд №1


Тема нашего урока начинается так «Живое пламя как …»

Как можно ее продолжить?

Сможем ли мы сразу сейчас сказать о чем рассказ?




Работа с эпиграфом урока. Как можно его понять?









О войне? Здесь нет ни одной картины о войне, даже слово « война» не употребляется. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Организовать постановку целей урока


Что мы должны сделать?

Как построить урок?









Какое увлечение у тети Оли?

Сколько раз автор описывает ее клумбу? Как?

Что будем делать дальше?





Зачем писатель при описании маков употребляет глаголы и его формы в большом количестве?




Прочитайте диалог (последний ).

Как можно понять слова тети Оли?






Сколько предложений посвятил Е.Носов, рассказывая о сыне тети Оли?

Что мы о нем можем сказать?



Среди Героев и дважды Героев Советского Союза было больше всего летчиков.

Что Вам известно о героях-летчиках?

Слайд №4.5

О ком мы еще обязаны сказать сегодня на уроке?


Слайд №6-9





Из нашего села ушел и не вернулся летчик Милаев Антон Егорович. Нашего земляка, как и сына тети Оли не знает вся страна, но они честно сражались за освобождение своей родины. Они погибли в 20 с небольшим.


Что хотел сказать автор, рисуя маки в своем рассказе?



Устное словесное рисование.

Нарисуйте современную клумбу цветов.

Будет ли она отличаться от описанной в рассказе? Почему?



Ежегодно в России погибают сотни людей наркозависимых. Тоже молодых, красивых, только начинающих жить. Горе их матерей тоже велико.


Письмо написано 40 лет назад.

Актуально ли оно для современных школьников? Какой вывод можно сделать?




Как же будет звучать наша тема после нашего разговора?


Что на уроке было главным? Интересным?

Какой урок получили мы, анализируя рассказ?

Смогли ли достичь цели?

Что не удалось?

Как оцениваете вашу работу на уроке?


Как можно закончить наш урок?

Какое ключевое слово будет в синквейне?





О чем заставил рассказ задуматься? Что пересмотреть в своей жизни? Как можно объяснить наш эпиграф?

Слайд № 10



Давайте вместе с вами придумаем оригинальное домашнее задание.


Приветствие учителя




Дверь? Крышка? Истина? И т.д.








Откроется самая главная мысль.



Внимательно читать произведения, вдумываться в каждое слово, каждую строчку.





Фронтовик, противотанковый артиллерист, был тяжело ранен. После окончания школы работал корреспондентом, потом стал писать. Тема войны стала главной, хотя о войне писать не любил.




- о маках:

-об увлечении цветами тети Оли;

- о войне.



Учащиеся пока затрудняются и предлагают вернуться позже.












Формулируют цель урока

Выявить тему и идею рассказа;


Предлагают план учебных действий:

- перечитывать, вчитываться в текст

- найти информацию в тексте;

- самостоятельная исследовательская деятельность




Занимается разведением цветов.

Выразительное чтение описания клумбы

Сравнивают описания клумбы. Находят эпитеты ( полупрозрачные лепестки, озорная яркость), метафоры ( вспыхивали трепетно- ярким огнем, наливались густым багрянцем…)


Находят слова (полыхал, пламенел, слепил, опалят, зажженный). Автор нас готовит к известию о гибели сына. Можно сказать, что Алексей погиб

в огне войны или в огне сражений


Чтение диалога

« Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает?

Ольга Петровна при этих словах вспомнила про своего сына Алексея, который погиб совсем молодым, но уже успел совершить подвиг.


Учащиеся находят эти предложения, их всего 6.

Тетя Оля гордится своим погибшим сыном-летчиком. Только мужественны и смелый человек, горячо любящий мать, дом, свою страну , в последние минуты думал не о себе.


Называют Покрышкина, Гастелло.



( Учащиеся хорошо знают о своем земляке и могут рассказать о нем)

Учащиеся рассказывают о своем земляке Валентине Фигичеве, Герое Советского Союза. Родился он в Каркавино , на войне тоже был летчиком. Валентин Алексеевич совершил 612 боевых вылетов, провел 98 воздушных боев, сбил 21 вражеский самолет.







Живое пламя маков как вечный огонь. Это огонь памяти. « А снизу… подымались все новые и новые …бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Пламя Вечного огня принадлежит им тоже.


Будет. Цветы могут быть те же, но маков там не будет, потому что его запрещено сейчас сеять. Из сока мака изготовляют опиум – наркотическое вещество.


Ольга Петровна скорбит и гордится своим сыном, а матери наркоманов скорбят и стыдятся своих сыновей, не сделавших ничего хорошего и полезного для себя, семьи, страны


Для любого ученика его главный труд – это учеба, а потом, чтобы на каждом жизненном этапе у человека всегда было какое-то дело, нужное для него, семьи, страны.


Рассказ « Живое пламя» как свет человеческой памяти и ориентир будущей жизни.


Память о погибших в Великую Отечественную войну не должна погаснуть в человеческих сердцах никогда.




Составить синквейн

Память.

Скорбная, вечная.

Живет, хранит, не забывает.

В сердцах людей она всегда.

Бессмертие!


В жизни каждого человека есть множество дорог, по одной из которой он должен пройти. Очень важно найти правильный путь. Наш человеческий долг – помнить всех, кто тогда исполнил свой солдатский долг.


Нарисовать память.

Взять интервью у Алексея перед боем.


Литература

1. Коровина В.Я.Л. Литература -7 класс .-Москва « Просвещение» 2011.

2. Р.Рождественский « Жизнь, помноженная на войну». Стихи о войне. Барнаул, 2015

3. Краеведческий материал из школьного музея.



Используемые интернет-ресурсы: Е-mail: uchitel@vistcom.ru



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Евгений Носов « Живое пламя»

Евгений Носов « Живое пламя»

Евгений Носов  ( 1925 – 2002)

Евгений Носов ( 1925 – 2002)

Эпиграф Свет Вечного костра, мы у тебя в долгу.  Р. Рождественский

Эпиграф

Свет

Вечного костра, мы у тебя в долгу.

Р. Рождественский

Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин

Трижды Герой Советского Союза

А.И. Покрышкин

Мы знаем их не понаслышке. Они взлетали в первый день войны: Гастелло, Кожедуб, Покрышкин, Прославленные соколы страны

Мы знаем их не понаслышке.

Они взлетали в первый день войны:

Гастелло, Кожедуб, Покрышкин,

Прославленные соколы страны

В.А.Фигичев 1945г. Родился в село Каркавино Косихинского района  Алтайского края

В.А.Фигичев 1945г.

Родился в

село Каркавино Косихинского района

Алтайского края

В. Фигичев  1975 год Украина Герой Советского Союза

В. Фигичев

1975 год

Украина

Герой Советского Союза

Поздравление с праздником

Поздравление с праздником

Письмо В. Фигичева

Письмо В. Фигичева

Всем  сбившимся с пути,  всем рухнувшим с коня  дорогу освети,  свет  Вечного огня.     Роберт Рождественский

Всем сбившимся с пути, всем рухнувшим с коня дорогу освети, свет Вечного огня. Роберт Рождественский

Презентацию составила  Бедарева С.А., учитель русского языка и литературы.  МБОУ «Каркавинская ООШ»  Косихинского района  Алтайского края   2015год

Презентацию составила Бедарева С.А., учитель русского языка и литературы. МБОУ «Каркавинская ООШ» Косихинского района Алтайского края 2015год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Бедарева Светлана Анатольевна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 267895


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства