kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Цели

Знакомство с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе: комические ситуации; использование взрослых слов и выражений в речи детей; комические сравнения и эпитеты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники»»

Фрагмент урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Цели

Знакомство с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе: комические ситуации; использование взрослых слов и выражений в речи детей; комические сравнения и эпитеты.

Развитие коммуникативных способностей учащихся:

Воспитание ответственного отношения за свою жизнь и жизнь товарищей.

Ход урока

После рассказа о М.М. Зощенко, чтение учащимися рассказа и короткой беседы по его содержанию учитель знакомит детей с некоторыми неязыковыми и языковыми комическими приемами (опираясь на материал изучаемого произведения).

Фрагмент урока, связанный с данной темой.

1. Неязыковые комические приемы - комические ситуации.

- Понравился ли вам рассказ?

- А какой он по настроению? (Весёлый, смешной)

- Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).

- Прочитайте отрывки, когда вам было смешно.

Дети могут прочитать следующие отрывки:

«…Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком. Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку».

«…Сухую ветку под головой Лёля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала…»

«…- Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти…»

«…Мы с Лёлей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга…» и т.д.

- Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемам.

- А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.)

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

Приём 1: комические ситуации.

2. Языковые комические приёмы.

а) Использование взрослых выражений в речи детей.

- Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. Обычно поговорки часто употребляют в своей речи взрослые люди, а дети еще неточно знают их смысл, и поэтому используют их редко.

«…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял».

- Что означает это выражение? ( «Очень далеко»).

- Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа.

Дети прочитывают:

«…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие».

«…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр».

«…Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать…»

«…Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям» и т.д.

- Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно?

- Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? (Чтобы нам было смешно). Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений).

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

Приём 2: использование взрослых выражений в речи детей.

б) Комические сравнения.

- Послушайте, как ребята прочитают вам несколько отрывков из этого рассказа и вспомните, как называется уже знакомый вам литературный приём, который использует там автор.

Заранее подготовленные дети читают отрывки из произведения:

«...Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву».

«…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться

домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать».

«…А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я

подскочил на земле, как мячик».

- Да, это сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку. Назовите их.

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

Приём 3: комическое сравнение.

в) Комический эпитет.

- Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему?

- Чем оно закончилось?

- Кто такие великие путешественники? (Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли)

- А можно ли назвать этих путешественников «великими»?

- Почему же автор дал своим героям такое название? (Он смеется, иронизирует над ними).

- Какой также знакомый вам литературный приём использует автор для названия рассказа?

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

Приём 4: комический эпитет.

3. Подведение итога урока.

- Давайте подведём итог: каким образом удалось М.М. Зощенко рассмешить нас в этом рассказе? С какими комическими литературными приемами мы сегодня познакомились?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Автор: Белова Наталья Геннадьевна

Дата: 18.06.2020

Номер свидетельства: 553547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Технологическая карта М.Зощенко "Великие путешественники""
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia_karta_m_zoshchienko_vielikiie_putieshiestvienniki"
    ["file_id"] => string(6) "421243"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497046222"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Презентация к уроку литературного чтения по теме: М.Зощенко "Великие путешественники" "
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-m-zoshchienko-vielikiie-putieshiestvienniki"
    ["file_id"] => string(6) "109474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1404646956"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тема:  М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ» "
    ["seo_title"] => string(51) "tiema-m-m-zoshchienko-vielikiie-putieshiestvienniki"
    ["file_id"] => string(6) "153676"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421061363"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по литературному чтению "М. М. ЗОЩЕНКО.«ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_m_m_zoshchenko_velikie_puteshestvenniki"
    ["file_id"] => string(6) "648766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1712676682"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по литературному чтению: М.М. Зощенко "Великие путешественники". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-m-m-zoshchienko-vielikiie-putieshiestvienniki"
    ["file_id"] => string(6) "138516"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417544108"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства