kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Цели

Знакомство с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе: комические ситуации; использование взрослых слов и выражений в речи детей; комические сравнения и эпитеты.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники»»

Фрагмент урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Цели

Знакомство с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе: комические ситуации; использование взрослых слов и выражений в речи детей; комические сравнения и эпитеты.

Развитие коммуникативных способностей учащихся:

Воспитание ответственного отношения за свою жизнь и жизнь товарищей.

Ход урока

После рассказа о М.М. Зощенко, чтение учащимися рассказа и короткой беседы по его содержанию учитель знакомит детей с некоторыми неязыковыми и языковыми комическими приемами (опираясь на материал изучаемого произведения).

Фрагмент урока, связанный с данной темой.

1. Неязыковые комические приемы - комические ситуации.

- Понравился ли вам рассказ?

- А какой он по настроению? (Весёлый, смешной)

- Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).

- Прочитайте отрывки, когда вам было смешно.

Дети могут прочитать следующие отрывки:

«…Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком. Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку».

«…Сухую ветку под головой Лёля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала…»

«…- Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти…»

«…Мы с Лёлей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга…» и т.д.

- Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемам.

- А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.)

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

Приём 1: комические ситуации.

2. Языковые комические приёмы.

а) Использование взрослых выражений в речи детей.

- Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. Обычно поговорки часто употребляют в своей речи взрослые люди, а дети еще неточно знают их смысл, и поэтому используют их редко.

«…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял».

- Что означает это выражение? ( «Очень далеко»).

- Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа.

Дети прочитывают:

«…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие».

«…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр».

«…Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать…»

«…Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям» и т.д.

- Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно?

- Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? (Чтобы нам было смешно). Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений).

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

Приём 2: использование взрослых выражений в речи детей.

б) Комические сравнения.

- Послушайте, как ребята прочитают вам несколько отрывков из этого рассказа и вспомните, как называется уже знакомый вам литературный приём, который использует там автор.

Заранее подготовленные дети читают отрывки из произведения:

«...Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву».

«…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться

домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать».

«…А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я

подскочил на земле, как мячик».

- Да, это сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку. Назовите их.

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

Приём 3: комическое сравнение.

в) Комический эпитет.

- Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему?

- Чем оно закончилось?

- Кто такие великие путешественники? (Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли)

- А можно ли назвать этих путешественников «великими»?

- Почему же автор дал своим героям такое название? (Он смеется, иронизирует над ними).

- Какой также знакомый вам литературный приём использует автор для названия рассказа?

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

Приём 4: комический эпитет.

3. Подведение итога урока.

- Давайте подведём итог: каким образом удалось М.М. Зощенко рассмешить нас в этом рассказе? С какими комическими литературными приемами мы сегодня познакомились?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Автор: Белова Наталья Геннадьевна

Дата: 18.06.2020

Номер свидетельства: 553547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Технологическая карта М.Зощенко "Великие путешественники""
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia_karta_m_zoshchienko_vielikiie_putieshiestvienniki"
    ["file_id"] => string(6) "421243"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497046222"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Презентация к уроку литературного чтения по теме: М.Зощенко "Великие путешественники" "
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-m-zoshchienko-vielikiie-putieshiestvienniki"
    ["file_id"] => string(6) "109474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1404646956"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тема:  М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ» "
    ["seo_title"] => string(51) "tiema-m-m-zoshchienko-vielikiie-putieshiestvienniki"
    ["file_id"] => string(6) "153676"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421061363"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по литературному чтению: М.М. Зощенко "Великие путешественники". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-m-m-zoshchienko-vielikiie-putieshiestvienniki"
    ["file_id"] => string(6) "138516"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417544108"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства