kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель:   познакомить с творчеством М.Зощенко, его произведением, с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе:

- комические ситуации;

- использование взрослых слов и выражений в речи детей;

- комические сравнения и эпитеты, развивать литературное чутьё настоящего читателя, формировать навыки монологической и диалогической речи, развивать чувство юмора.  Воспитывать интерес к творчеству М.Зощенко, желание прочитать и другие его произведения.

Оборудование: портрет писателя, выставка его книг.

Ход урока. І. Оргмомент. Сообщение темы.

ІІ. Проверка д/з.

ІІІ. Работа по теме.

1. Рассказ о творчестве М.М. Зощенко,  чтение биографических сведений на с.252.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с жизнью одного писателя Михаила Михайловича Зощенко. М. М. Зощенко – самый любимый писатель для детей. Я надеюсь, что он вам тоже понравится, и вы самостоятельно прочитаете все его произведения.

М. М. Зощенко родился 29 июля 1895г. в Полтаве. Отец его был художником. Он рано потерял отца и вынужден был отправиться в «люди», чтобы помочь матери воспитывать других детей. До того как стать писателем, он переменил не менее двадцати профессий: был комендантом почты и телеграфа, агентом уголовного розыска, почтовым милиционером, столяром, сапожником … А уж потом он, наверное, понял, что его призвание – писатель. Это был преинтереснейший человек, отличался исключительной храбростью: в годы 1 Мировой войны получил 4 ордена и представлен к пятому.

     По характеру очень мягкий и добрый человек, любил необыкновенно детей, которым посвятил много рассказов.

2. Знакомство с рассказом.

3. Беседа по содержанию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ» »

Литературное чтение

Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

(урок 1)



Цель: познакомить с творчеством М.Зощенко, его произведением, с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе:

- комические ситуации;

- использование взрослых слов и выражений в речи детей;

- комические сравнения и эпитеты, развивать литературное чутьё настоящего читателя, формировать навыки монологической и диалогической речи, развивать чувство юмора. Воспитывать интерес к творчеству М.Зощенко, желание прочитать и другие его произведения.

Оборудование: портрет писателя, выставка его книг.

Ход урока. І. Оргмомент. Сообщение темы.

ІІ. Проверка д/з.

ІІІ. Работа по теме.

1. Рассказ о творчестве М.М. Зощенко, чтение биографических сведений на с.252.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с жизнью одного писателя Михаила Михайловича Зощенко. М. М. Зощенко – самый любимый писатель для детей. Я надеюсь, что он вам тоже понравится, и вы самостоятельно прочитаете все его произведения.

М. М. Зощенко родился 29 июля 1895г. в Полтаве. Отец его был художником. Он рано потерял отца и вынужден был отправиться в «люди», чтобы помочь матери воспитывать других детей. До того как стать писателем, он переменил не менее двадцати профессий: был комендантом почты и телеграфа, агентом уголовного розыска, почтовым милиционером, столяром, сапожником … А уж потом он, наверное, понял, что его призвание – писатель. Это был преинтереснейший человек, отличался исключительной храбростью: в годы 1 Мировой войны получил 4 ордена и представлен к пятому.

     По характеру очень мягкий и добрый человек, любил необыкновенно детей, которым посвятил много рассказов.

2. Знакомство с рассказом.

3. Беседа по содержанию.

- Понравился ли вам рассказ?

- А какой он по настроению? (Весёлый, смешной)

- Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).

А). Неязыковые комические приемы - комические ситуации.

- Прочитайте отрывки, когда вам было смешно.

Дети могут прочитать следующие отрывки:

«…Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком. Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку».

«…Сухую ветку под головой Лёля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала…»

«…- Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти…»

«…Мы с Лёлей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга…» и т.д.

- Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемам.

- А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.)

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

2. Языковые комические приёмы.

а) Использование взрослых выражений в речи детей.

- Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. Обычно поговорки часто употребляют в своей речи взрослые люди, а дети еще неточно знают их смысл, и поэтому используют их редко.

«…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял».

- Что означает это выражение? ( «Очень далеко»).

- Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа.

Дети прочитывают:

«…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие».

«…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр».

«…Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать…»

«…Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям» и т.д.

- Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно?

- Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? (Чтобы нам было смешно). Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений).

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:

Приём 2: использование взрослых выражений в речи детей.

б) Комические сравнения.

- Послушайте, как ребята прочитают вам несколько отрывков из этого рассказа и вспомните, как называется уже знакомый вам литературный приём, который использует там автор.

Заранее подготовленные дети читают отрывки из произведения:

«...Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по

дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву».

«…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться

домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать».

«…А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я

подскочил на земле, как мячик».

- Да, это сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку. Назовите их.

Приём 3: комическое сравнение.

в) Комический эпитет.

- Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему?

- Чем оно закончилось?

- Кто такие великие путешественники? (Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли)

- А можно ли назвать этих путешественников «великими»?

- Почему же автор дал своим героям такое название? (Он смеется, иронизирует над ними).

3. Подведение итога урока.

- Каким образом удалось М.М. Зощенко рассмешить нас в этом рассказе? С какими комическими литературными приемами мы сегодня познакомились?





























Литературное чтение

Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

(урок 2)



 Цель:  познакомить учащихся с понятием юмор, развивать у детей навыки анализа юмористического произведения; выразительного чтения и развивать навыки составления характеристики героев, опираясь на их речь, Воспитывать в детях чувство любви, уважения друг другу.

 Оборудование: портрет М. М. Зощенко, выставка книг по творчеству писателя.

  Ход урока 1. Организационный момент.  Сообщение темы.

2. Работа с текстом «Великие путешественники».

Учитель: Ребята, вашим домашним заданием  было прочитать рассказ

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Вам понравился рассказ?

 Кто здесь главные герои?

 Ученик: (главные герои – Стёпка, Минька и Леля).

 Пересказ эпизодов по желанию.

 Какое впечатление оставляют у вас юные путешественники?

 Что стало причиной путешествия детей?

Кто из них вам  наиболее симпатичен?

Наблюдение над героями, их характерами,

  Учитель: Что мы можем сказать о Степке?

  Ученик: Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком, он идет до конца.

  Учитель: Ребята, а что говорит  сам автор про него?

  Ученик: «Степка торжественно лег ногами вперед». «Мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день».

  Учитель: Что он хочет сказать словом «торжественно», «великий путешественник»?

  Ученик: Он смеется, насмехается над ним.

  Учитель: Молодцы! Ребята, вы сказали, что автор насмехается над Минькой  и это не злой смех, а добродушный, также это можно проследить и в отношении других героев. Юмористические рассказы М. М. Зощенко доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, т. к. его юмор всегда современен. Миньку мы  охарактеризуем устно на уроке, а дома вы выполните устно.

  Минька

 действия

«робко сидел»

«с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я»

«ахнул от удивления»

«я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком»

«вслед за мешком нырнул я»

«как я барахтаюсь  в канаве»

«упавшая шишка не напугала меня…»

«и я тоже засмеялся…»

  речь

«А которые не захотят идти в плен?»
 Учитель: Если сравнить Миньку и Степку, то что бы вы сказали про Миньку?

 Ученик: Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький.

  Учитель: Вы все правильно сказали. Теперь осталась Леля.

Вначале дети находят в тексте действия, характеризующие Лелю, а затем записывают в тетрадях в виде таблицы, то же самое проделывают речью.

Примерная таблица:

Леля

действия

«шла Леля со скалкой»

«не долго несла мешок, потому что выбилась из сил»

«ветку над головой приняла за змею и от ужаса завизжала»

«Леля теребила меня за плечи»

«Леля фыркнула»
 речь

«из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам этих денег хватит».

«давай повернем его ноги в обратную сторону»

«если бы мы вчера утонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие»
 Учитель:Мы выписали слова и выражения, которые помогут нам при составлении характеристики Лели. Итак, что вы можете сказать о Леле, исходя из таблицы?

Ученик: Она ведет себя как взрослая женщина, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит, боязлива, она жалеет об этой затее.

Учитель: А теперь скажите, кто из них самый маленький?

Ученик: Минька.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ученик: Минка без права голоса.

Учитель: Почему «мы с Лелей долго не могли заснуть, а Степка спал с блаженной улыбкой»?

Ученик: Ему затеянная игра нравится и во сне и наяву.

Учитель: В тексте мы читаем «И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении». Какими могли быть эти рассказы? Представьте, что вы – Минька, как бы вы рассказали?

Учитель просит 2-3 учеников передать этот рассказ. 

4. Домашнее задание.

Учитель: Открываем тетради и пишем домашнее задание. Написать сочинение «Сон Степки».

5. Вывод: Мы сегодня узнали, что такое юмор и юмористические рассказы, что опираясь на поступки и речь можно охарактеризовать героев.















Литературное чтение

Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ» (урок 3)

Цель: продолжить знакомство с текстом, учить выразительно читать и коммен­тировать прочитанное; пересказывать текст, соблюдая чув­ство юмора при пересказе. Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать понимание необходимости хорошо учиться для того, чтобы чего-то добиться в жизни.

Оборудование: портрет писателя, библиографический словарь.

Ход урока. І. Оргмомент. Сообщение темы.

1. Актуализация знаний - Где прошло детство поэта? Кем был его отец? Мать писателя? Когда он начал писать? Когда вышла его первая книга для детей? (Ответы найти в библиографическом словаре.)

ІІ. Анализ произведения с сопровождением комментированного чтения.



- Прочитайте слова Степки на «общем собрании пу­тешественников».

- В чем ошибался герой? («Мы пойдем все прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик, до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год». «Индейские племена мы будем брать в плен». «Три рубля нам, безусловно, хватит, потому что деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет». «По дороге мы будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре».)

- Правильно ли готовились герои к путешествию?

- Про­следите, как и какие вещи они складывали в мешок.

- Что действительно нужно для путешествия из того, что собра­ли дети?

- Опишите картину, как «великие путешественни­ки» отправились в путь.

- Расскажите так, чтобы слушатели смеялись над вашим рассказом, представляя Степку с гро­мадным мешком на голове, Лелю со скалкой, а самого авто­ра - с тремя рогатками, сачком и удочкой.

- С какими трудностями столкнулись герои в первый день своего путешествия? - Почему? Что показалось вам смешным?

- Найдите и прочитайте эпизод, когда герой «свалился в ка­наву странным образом». - Какой была реакция Лели и Степ­ки?

- Кто из путешественников захотел вернуться домой? Почему? Кто им помешал прервать путешествие? Какие страхи пережили они ночью, почему не могли заснуть?

- Какое решение приняли дети, чтобы обмануть Степку и вернуться домой?

- Что показалось вам смешным в Степкиных рассуждениях?

- Чему он изумился, возвращаясь домой? Отчего «Леля фыркнула, и я тоже засмеялся»?

- Опишите радость встречи с родителями. Какой была реакция мамы? папы? бабушки? А каково ваше мнение?

- Нужно ли было наказывать детей? Кто из родителей прав? Прочитайте мне­ние папы. Согласны ли вы с ним? Как наказала Степку его мать? Понял ли «великий путешественник» свою ошибку при таком методе воспитания?

- Какова основная идея произведения? «Чтобы идти в кругосветное путешествие, надо иметь выс­шее образование», которое следует понимать в значении, что для путешествия нужны определенные знания и подготов­ка.

ІІІ. Домашнее задание. Пересказать текст, сохраняя чувство юмора при пере­даче его содержания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

Автор: Таукелова Жанар Нажмиденовна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок развития речи "Заметка к произведению М.Зощенко «Великие путешественники» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-razvitiia-riechi-zamietka-k-proizviedieniiu-m-zoshchienko-vielikiie-putieshiestvienniki"
    ["file_id"] => string(6) "170321"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423543933"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Презентация к уроку литературного чтения по теме: М.Зощенко "Великие путешественники" "
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-m-zoshchienko-vielikiie-putieshiestvienniki"
    ["file_id"] => string(6) "109474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1404646956"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 01.07 по 05.07.2019г)"
    ["seo_title"] => string(68) "planirovanie_obrazovatelnoi_raboty_na_nedeliu_s_01_07_po_05_07_2019g"
    ["file_id"] => string(6) "516353"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1562040610"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспекты уроков чтения с приёмами работы над качеством чтения, 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekty-urokov-chtieniia-s-priiomami-raboty-nad-kachiestvom-chtieniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237260"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444270117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства