Цель: познакомить с творчеством М.Зощенко, его произведением, с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе:
- комические ситуации;
- использование взрослых слов и выражений в речи детей;
- комические сравнения и эпитеты, развивать литературное чутьё настоящего читателя, формировать навыки монологической и диалогической речи, развивать чувство юмора. Воспитывать интерес к творчеству М.Зощенко, желание прочитать и другие его произведения.
Оборудование: портрет писателя, выставка его книг.
Ход урока. І. Оргмомент. Сообщение темы.
ІІ. Проверка д/з.
ІІІ. Работа по теме.
1. Рассказ о творчестве М.М. Зощенко, чтение биографических сведений на с.252.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с жизнью одного писателя Михаила Михайловича Зощенко. М. М. Зощенко – самый любимый писатель для детей. Я надеюсь, что он вам тоже понравится, и вы самостоятельно прочитаете все его произведения.
М. М. Зощенко родился 29 июля 1895г. в Полтаве. Отец его был художником. Он рано потерял отца и вынужден был отправиться в «люди», чтобы помочь матери воспитывать других детей. До того как стать писателем, он переменил не менее двадцати профессий: был комендантом почты и телеграфа, агентом уголовного розыска, почтовым милиционером, столяром, сапожником … А уж потом он, наверное, понял, что его призвание – писатель. Это был преинтереснейший человек, отличался исключительной храбростью: в годы 1 Мировой войны получил 4 ордена и представлен к пятому.
По характеру очень мягкий и добрый человек, любил необыкновенно детей, которым посвятил много рассказов.
2. Знакомство с рассказом.
3. Беседа по содержанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ» »
Литературное чтение
Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»
(урок 1)
Цель: познакомить с творчеством М.Зощенко, его произведением, с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе:
- комические ситуации;
- использование взрослых слов и выражений в речи детей;
- комические сравнения и эпитеты, развивать литературное чутьё настоящего читателя, формировать навыки монологической и диалогической речи, развивать чувство юмора. Воспитывать интерес к творчеству М.Зощенко, желание прочитать и другие его произведения.
Оборудование: портрет писателя, выставка его книг.
Ход урока. І. Оргмомент.Сообщение темы.
ІІ. Проверка д/з.
ІІІ. Работа по теме.
1. Рассказ о творчестве М.М. Зощенко, чтение биографических сведений на с.252.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с жизнью одного писателя Михаила Михайловича Зощенко. М. М. Зощенко – самый любимый писатель для детей. Я надеюсь, что он вам тоже понравится, и вы самостоятельно прочитаете все его произведения.
М. М. Зощенко родился 29 июля 1895г. в Полтаве. Отец его был художником. Он рано потерял отца и вынужден был отправиться в «люди», чтобы помочь матери воспитывать других детей. До того как стать писателем, он переменил не менее двадцати профессий: был комендантом почты и телеграфа, агентом уголовного розыска, почтовым милиционером, столяром, сапожником … А уж потом он, наверное, понял, что его призвание – писатель. Это был преинтереснейший человек, отличался исключительной храбростью: в годы 1 Мировой войны получил 4 ордена и представлен к пятому.
По характеру очень мягкий и добрый человек, любил необыкновенно детей, которым посвятил много рассказов.
2. Знакомство с рассказом.
3. Беседа по содержанию.
- Понравился ли вам рассказ?
- А какой он по настроению? (Весёлый, смешной)
- Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).
«…Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком. Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку».
«…Сухую ветку под головой Лёля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала…»
«…- Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти…»
«…Мы с Лёлей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга…» и т.д.
- Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемам.
- А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.)
Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:
2. Языковые комические приёмы.
а) Использование взрослых выражений в речи детей.
- Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. Обычно поговорки часто употребляют в своей речи взрослые люди, а дети еще неточно знают их смысл, и поэтому используют их редко.
«…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял».
- Что означает это выражение? ( «Очень далеко»).
- Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа.
Дети прочитывают:
«…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие».
«…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр».
«…Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать…»
«…Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям» и т.д.
- Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно?
- Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? (Чтобы нам было смешно). Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений).
Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают:
Приём 2: использование взрослых выражений в речи детей.
б) Комические сравнения.
- Послушайте, как ребята прочитают вам несколько отрывков из этого рассказа и вспомните, как называется уже знакомый вам литературный приём, который использует там автор.
Заранее подготовленные дети читают отрывки из произведения:
«...Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по
дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву».
«…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться
домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать».
«…А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я
подскочил на земле, как мячик».
- Да, это сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку. Назовите их.
Приём 3: комическое сравнение.
в) Комический эпитет.
- Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему?
- Чем оно закончилось?
- Кто такие великие путешественники? (Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли)
- А можно ли назвать этих путешественников «великими»?
- Почему же автор дал своим героям такое название? (Он смеется, иронизирует над ними).
3. Подведение итога урока.
- Каким образом удалось М.М. Зощенко рассмешить нас в этом рассказе? С какими комическими литературными приемами мы сегодня познакомились?
Литературное чтение
Тема: М.М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»
(урок 2)
Цель: познакомить учащихся с понятием юмор, развивать у детей навыки анализа юмористического произведения; выразительного чтения и развивать навыки составления характеристики героев, опираясь на их речь, Воспитывать в детях чувство любви, уважения друг другу.
Оборудование: портрет М. М. Зощенко, выставка книг по творчеству писателя.
Ход урока 1. Организационный момент. Сообщение темы.
2. Работа с текстом «Великие путешественники».
Учитель: Ребята, вашим домашним заданием было прочитать рассказ
М. М. Зощенко «Великие путешественники». Вам понравился рассказ?
Кто здесь главные герои?
Ученик: (главные герои – Стёпка, Минька и Леля).
Пересказ эпизодов по желанию.
Какое впечатление оставляют у вас юные путешественники?
Что стало причиной путешествия детей?
Кто из них вам наиболее симпатичен?
Наблюдение над героями, их характерами,
Учитель: Что мы можем сказать о Степке?
Ученик: Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком, он идет до конца.
Учитель: Ребята, а что говорит сам автор про него?
Ученик: «Степка торжественно лег ногами вперед». «Мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день».
Учитель: Что он хочет сказать словом «торжественно», «великий путешественник»?
Ученик: Он смеется, насмехается над ним.
Учитель: Молодцы! Ребята, вы сказали, что автор насмехается над Минькой и это не злой смех, а добродушный, также это можно проследить и в отношении других героев. Юмористические рассказы М. М. Зощенко доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, т. к. его юмор всегда современен. Миньку мы охарактеризуем устно на уроке, а дома вы выполните устно.
Минька
действия
«робко сидел»
«с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я»
«ахнул от удивления»
«я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком»
«вслед за мешком нырнул я»
«как я барахтаюсь в канаве»
«упавшая шишка не напугала меня…»
«и я тоже засмеялся…»
речь
«А которые не захотят идти в плен?» Учитель: Если сравнить Миньку и Степку, то что бы вы сказали про Миньку?
Ученик: Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький.
Учитель: Вы все правильно сказали. Теперь осталась Леля.
Вначале дети находят в тексте действия, характеризующие Лелю, а затем записывают в тетрадях в виде таблицы, то же самое проделывают речью.
Примерная таблица:
Леля
действия
«шла Леля со скалкой»
«не долго несла мешок, потому что выбилась из сил»
«ветку над головой приняла за змею и от ужаса завизжала»
«Леля теребила меня за плечи»
«Леля фыркнула» речь
«из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам этих денег хватит».
«давай повернем его ноги в обратную сторону»
«если бы мы вчера утонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие» Учитель:Мы выписали слова и выражения, которые помогут нам при составлении характеристики Лели. Итак, что вы можете сказать о Леле, исходя из таблицы?
Ученик: Она ведет себя как взрослая женщина, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит, боязлива, она жалеет об этой затее.
Учитель: А теперь скажите, кто из них самый маленький?
Ученик: Минька.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ученик: Минка без права голоса.
Учитель: Почему «мы с Лелей долго не могли заснуть, а Степка спал с блаженной улыбкой»?
Ученик: Ему затеянная игра нравится и во сне и наяву.
Учитель: В тексте мы читаем «И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении». Какими могли быть эти рассказы? Представьте, что вы – Минька, как бы вы рассказали?
Учитель просит 2-3 учеников передать этот рассказ.
Цель: продолжить знакомство с текстом, учить выразительно читать и комментировать прочитанное; пересказывать текст, соблюдая чувство юмора при пересказе. Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать понимание необходимости хорошо учиться для того, чтобы чего-то добиться в жизни.
Оборудование: портрет писателя, библиографический словарь.
Ход урока. І. Оргмомент. Сообщение темы.
1. Актуализация знаний - Где прошло детство поэта? Кем был его отец? Мать писателя? Когда он начал писать? Когда вышла его первая книга для детей? (Ответы найти в библиографическом словаре.)
ІІ. Анализ произведения с сопровождением комментированного чтения.
- Прочитайте слова Степки на «общем собрании путешественников».
- В чем ошибался герой? («Мы пойдем все прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик, до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год». «Индейские племена мы будем брать в плен». «Три рубля нам, безусловно, хватит, потому что деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет». «По дороге мы будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре».)
- Правильно ли готовились герои к путешествию?
- Проследите, как и какие вещи они складывали в мешок.
- Что действительно нужно для путешествия из того, что собрали дети?
- Опишите картину, как «великие путешественники» отправились в путь.
- Расскажите так, чтобы слушатели смеялись над вашим рассказом, представляя Степку с громадным мешком на голове, Лелю со скалкой, а самого автора - с тремя рогатками, сачком и удочкой.
- С какими трудностями столкнулись герои в первый день своего путешествия? - Почему? Что показалось вам смешным?
- Найдите и прочитайте эпизод, когда герой «свалился в канаву странным образом». - Какой была реакция Лели и Степки?
- Кто из путешественников захотел вернуться домой? Почему? Кто им помешал прервать путешествие? Какие страхи пережили они ночью, почему не могли заснуть?
- Какое решение приняли дети, чтобы обмануть Степку и вернуться домой?
- Что показалось вам смешным в Степкиных рассуждениях?
- Чему он изумился, возвращаясь домой? Отчего «Леля фыркнула, и я тоже засмеялся»?
- Опишите радость встречи с родителями. Какой была реакция мамы? папы? бабушки? А каково ваше мнение?
- Нужно ли было наказывать детей? Кто из родителей прав? Прочитайте мнение папы. Согласны ли вы с ним? Как наказала Степку его мать? Понял ли «великий путешественник» свою ошибку при таком методе воспитания?
- Какова основная идея произведения? «Чтобы идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование», которое следует понимать в значении, что для путешествия нужны определенные знания и подготовка.
ІІІ. Домашнее задание. Пересказать текст, сохраняя чувство юмора при передаче его содержания.