Этап урока/ время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| | |
Ι. Организационный момент. Создание эмоционального настроения. Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Пусть знания, полученные на уроке разбудят в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. | Приветствуют учителя, гостей, проверяют свою готовность к уроку. |
ΙΙ. Актуализация знаний Цель этапа: Способствовать дальнейшему успешному усвоению новых знаний или учебных действий | ΙΙ. 1. Речевая разминка. Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю всякую гадость. И даст вам природа здоровье и радость! - Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения. - Какие слова, по вашему мнению, являются главными в этом стихотворении? (любите, храните, не жгите, не ломайте, не сыпьте, даст) - А теперь прочитаем это стихотворение выделяя главные слова - Какова главная мысль этого стихотворения? ( о бережном отношении к природе). Ребята, какова главная мысль этого стихотворения? -Сегодня у нас обобщающий урок раздела «Природа и мы». | Читают текст. Отвечают на вопросы, высказывают предположения. - О бережном отношении к природе |
ΙΙΙ.Постановка цели урока. Цель этапа: сформировать представления детей о том, что они узнают на уроке, чему научатся. | - Каковы цели нашего урока? ( Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел.) - На уроке мы будем совершенствовать читательские умения, будем учиться высказывать своё мнение и слушать мнение других | |
IV. Обобщение и систематизация знаний Цель: Выполнение заданий обобщающего характера по пройденному материалу с использованием ИКТ | - Посмотрите на доску. Что вы видите ? (На доске рисунки растений, птиц, зверей, насекомых, рыб, объектов природы - озер, рек, гор) - А животных, растения, горы, моря, реки, как можно назвать одним словом? (природа) - Какой большой раздел мы изучали на предыдущих уроках? - Сегодня мы завершаем изучение раздела «Природа и мы». - Как вы понимаете название «Природа и мы»? - На доске эпиграф нашего урока Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни - Самые замечательные писатели, большие знатоки природы напоминают нам, что охранять природу – наш долг. - Произведения каких авторов мы читали в этом разделе? (Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев.) - Обратите внимание на выставку произведений этих писателей, на портреты. В рамках этого раздела мы познакомились с жизнью и творчеством авторов, каждый из которых через свои произведения донёс до нас идею большой любви к природе. | Отвечают на вопросы Выставка книг |
V. Работа по теме урока . Цель: Обобщение пройденного материала. Биографии писателей раздела. | «Узнай кто это » - Давайте вспомним отрывки из биографии писателей. Ваша задача вспомнить о каком авторе идет речь. 1. Михаил Михайлович Пришвин. Этот писатель работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, накопив впечатления от путешествий по северным краям. 2. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк За свою жизнь он написал около 150 сказок, рассказов для детей. Самые интересные из них написаны на Урале и посвящены уральской жизни. 3. Евгений Иванович Чарушин Этот писатель разносторонне одарённый: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. Он был не только писателем, но и художником. 4 Виктор Петрович Астафьев Детство и юность этого писателя прошли за Полярным кругом – в детском доме посёлка Игарка. После Великой Отечественной войны работал слесарем, грузчиком, плотником. На литературные курсы поступил только в возрасте 35 лет. 5 Александр Иванович Куприн На заре воздухоплавания этот писатель одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах. | Вспоминают авторов произведений по биографии |
Игра « Угадай героя» | «Угадай героя» - Почти в каждом прочитанном произведении этого раздела действующим героем являются животные. Ваша задача: выслушав описание, которое я зачитаю, угадать животное, название произведения и автора «Весёлая эта собачка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». (Вьюшка) «Летом этот пёс с головы до конца хвоста был унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи, а потом, высохнув, превращались в сотни коричневых болтающихся сталактитов». (Барбос) «Пёстрая собачонка только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала». (Соболько) 4. «Она принадлежала к породе маленьких собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость». (Жулька) 5. «Гордая, настоящая царская птица. Помани его кормом, да не дай другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…» (Приёмыш) 6. «Из всей семьи она вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». (Выскочка) | Вспоминают героев произведения |
Вспомним произведения | А теперь вспомним произведения этих замечательных писателей, которые нам довелось прочитать. ( 1 ученик) В этом рассказе описывается рождение, взросление и становление маленького стрижа. Мы узнали, как живут эти веселые и юркие птички, зачем им нужны длинные норки и каких врагов им приходится опасаться. Рассказ учит нас бережно относиться к природе, не разорять птичьих гнезд, не стрелять птиц из рогатки. ( « Стрижонок Скрип» В.Астафьев) - А теперь догадайтесь сами, о каком произведении идёт речь? ( инсценировка 2 человека) 2 уч. - «Не скучно тебе, дедушка? Жутко одному-то в лесу?» 3 уч. - «Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь». ( Это отрывок из рассказа «Приёмыш», автор - Д. Н. Мамин-Сибиряк). Это трогательная история дружбы одинокого старика, лебедя и собаки . Эта немного грустная история учит быть внимательным к окружающим, не держать друзей при себе против их воли, уметь вовремя их отпускать, а также учит любить природу. ( 4 ученик) Этот рассказ интересен описанием необычных привычек животных зоопарка. Он учит нас уметь подмечать интересные факты, учит наблюдать природу и поведение зверей, учит общению с природой. ( рассказ В.Чарушина « Кабан») - Герои этого произведения тоже братья наши меньшие. Это совершенно разные и по внешности, и по характеру собаки . - Да, это рассказ А. И. Куприна «Барбос и Жулька» В произведении описывается героический поступок Жульки, страдания и сожаления Барбоса по поводу её смерти. Это произведение о верности и преданности друзей-животных. Автор нам показал, показал, что если люди берут животных, то должны нести за них ответственность. ( 5 ученик) Глупость и несдержанность часто приводят к неприятностям. Герой произведения решил в одиночку отобрать у собаки косточку, и поплатился за чрезмерную самоуверенность. ( «Выскочка» М.Пришвин) Рассказ учит безосновательно не высовываться, а грамотно действовать в составе коллектива. Если бы сорока-выскочка не поторопилась, а действовала, как остальные сороки, она бы не пострадала. - Мы вспомнили произведения, вошедшие в раздел «Природа и мы». -Как вы думаете, какой главный смысл произведений, которые включены в этот раздел? Да, необходимо любить природу, беречь её, не забывать о том, что мы являемся её частью. Не забывать о том, что нанося вред природе, прежде всего, мы вредим себе. | Инсценировка |
VI. Физкультминутка. Цель: Повышение работоспособности и сохранения здоровья детей. | Организует физминутку вместе с детьми. | Выполняют действия по инструкции |
VII. Работа в группах Цель: Формировать умение анализировать и оценивать прочитанное | Работа в группах « Создай пары» Произведения: «Барбос и Жулька» «Стрижонок Скрип» «Кабан» «Выскочка» «Приёмыш». | |
Работа над пословицами | «Народная мудрость.» - Ребята, а какой жанр устного народного творчества называют народной мудростью? (пословицы, поговорки, прибаутки..) - Угадайте, к каждому произведению подходит пословица. Говорят, что в семье не без урода | Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | У страха глаза велики | «Стрижонок Скрип» В. Астафьев | Не мил свет, когда друга нет. | «Выскочка» М. Пришвин | Мир не без добрых людей | «Кабан» Е. Чарушин | Легко подружиться, тяжело разлучиться | «Барбос и Жулька» А. Куприн | | |
VIII. Обобщение по теме урока Цель: Подвести итоги работы на уроке | - Какой главный смысл произведений, которые включены в раздел «Природа и мы»? (Любить и охранять природу) - Верно, ребята. Каждый автор этого раздела донёс до нас идею большой любви к природе. - А какие конкретные дела может каждый из нас сделать для охраны природы: ( Сбор макулатуры, бережное отношение к бумаге, мебели. подкормка птиц, участие в посадке деревьев и кустарников около школы и дома) . - Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей. Но самая большая ценность, которую человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»! -Послушайте, пожалуйста, притчу: (дети в роли животных и растений) «Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеют?» Что же ответили растения и животные? С. Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью. С. Кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью. С. Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми. С. Высокая стройная берёза ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокость – это путь к болезни и гибели. С. По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся». -Какой вывод вы сделали для себя? - Даже растения и животные нас призывают жить в гармонии с природой. Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы! | |
IX. Рефлексия Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов. | - Наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали на уроке. Оцените свою работу на уроке. ( На доске 3 картинки –чемодан, мясорубка, корзина) Вы получили много информации на уроке. Если вы считаете, что она вам пригодится, то положите ее в чемоданчик, если вы получили информацию и переработаете её, обдумаете, то положите в мясорубку. если считает, что это вам не надо, то в корзину) Оценка учителя. | Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. |
Х. Итог урока. | Закончить урок мне хочется словаит стихотворения Любите родную природу – Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей. | |
ХI. Домашнее задание Цель: Объяснение содержания и способов выполнения задания. | Иллюстрация к любимому произведению | комментирование задания |