kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -обобщение по произведениям писателей о природе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»


Этап урока/ время

Деятельность учителя

Деятельность ученика




Ι. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Пусть знания, полученные на уроке разбудят в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

Приветствуют учителя, гостей, проверяют свою готовность к уроку.






ΙΙ. Актуализация знаний

Цель этапа: Способствовать дальнейшему успешному усвоению новых знаний или учебных действий






ΙΙ. 1. Речевая разминка.

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость.

И даст вам природа здоровье и радость!

- Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения.

- Какие слова, по вашему мнению, являются главными в этом стихотворении? (любите, храните, не жгите, не ломайте, не сыпьте, даст)

- А теперь прочитаем это стихотворение выделяя главные слова

- Какова главная мысль этого стихотворения? ( о бережном отношении к природе).

Ребята, какова главная мысль этого стихотворения?

-Сегодня у нас обобщающий урок раздела «Природа и мы».











Читают текст. Отвечают на вопросы, высказывают предположения.





- О бережном отношении к природе

ΙΙΙ.Постановка цели урока.

Цель этапа: сформировать представления детей о том, что они узнают на уроке, чему научатся.

Каковы цели нашего урока?

( Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел.)

- На уроке мы будем совершенствовать читательские умения, будем учиться высказывать своё мнение и слушать мнение других


IV. Обобщение и систематизация знаний

Цель: Выполнение заданий обобщающего характера по пройденному материалу с использованием ИКТ
























- Посмотрите на доску. Что вы видите ?

(На доске рисунки растений, птиц, зверей, насекомых, рыб, объектов природы - озер, рек, гор)

- А животных, растения, горы, моря, реки, как можно назвать одним словом? (природа)

- Какой большой раздел мы изучали на предыдущих уроках?

- Сегодня мы завершаем изучение раздела «Природа и мы».

- Как вы понимаете название «Природа и мы»?

- На доске эпиграф нашего урока

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни


- Самые замечательные писатели, большие знатоки природы напоминают нам, что охранять природу – наш долг.


- Произведения каких авторов мы читали в этом разделе?

(Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев.)

- Обратите внимание на выставку произведений этих писателей, на портреты.

В рамках этого раздела мы познакомились с жизнью и творчеством авторов, каждый из которых через свои произведения донёс до нас идею большой любви к природе.




Отвечают на вопросы

















Выставка книг

V. Работа по теме урока .

Цель: Обобщение пройденного материала.

Биографии писателей раздела.


 «Узнай кто это »

- Давайте вспомним отрывки из биографии писателей. Ваша задача вспомнить о каком авторе идет речь.


1. Михаил Михайлович Пришвин.

Этот писатель работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, накопив впечатления от путешествий по северным краям.

2. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

За свою жизнь он написал около 150 сказок, рассказов для детей. Самые интересные из них написаны на Урале и посвящены уральской жизни.

3. Евгений Иванович Чарушин

Этот писатель разносторонне одарённый: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. Он был не только писателем, но и художником.

4 Виктор Петрович Астафьев

Детство и юность этого писателя прошли за Полярным кругом – в детском доме посёлка Игарка. После Великой Отечественной войны работал слесарем, грузчиком, плотником. На литературные курсы поступил только в возрасте 35 лет.

5 Александр Иванович Куприн

На заре воздухоплавания этот писатель одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Вспоминают авторов произведений по биографии

Игра « Угадай героя»

«Угадай героя»

- Почти в каждом прочитанном произведении этого раздела действующим героем являются животные. Ваша задача: выслушав описание, которое я зачитаю, угадать животное, название произведения и автора

  1. «Весёлая эта собачка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». (Вьюшка)

  2. «Летом этот пёс с головы до конца хвоста был унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи, а потом, высохнув, превращались в сотни коричневых болтающихся сталактитов». (Барбос)

  3. «Пёстрая собачонка только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала». (Соболько)

4. «Она принадлежала к породе маленьких собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость». (Жулька)



5. «Гордая, настоящая царская птица. Помани его кормом, да не дай другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…» (Приёмыш)

6. «Из всей семьи она вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». (Выскочка)

Вспоминают героев произведения

Вспомним произведения




















































































А теперь вспомним произведения этих замечательных писателей, которые нам довелось прочитать.

( 1 ученик) В этом рассказе описывается рождение, взросление и становление маленького стрижа. Мы узнали, как живут эти веселые и юркие птички, зачем им нужны длинные норки и каких врагов им приходится опасаться. Рассказ учит нас бережно относиться к природе, не разорять птичьих гнезд, не стрелять птиц из рогатки. ( « Стрижонок Скрип» В.Астафьев)

- А теперь догадайтесь сами, о каком произведении идёт речь? ( инсценировка 2 человека)

2 уч. - «Не скучно тебе, дедушка? Жутко одному-то в лесу?» 3 уч. - «Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь».

( Это отрывок из рассказа «Приёмыш», автор - Д. Н. Мамин-Сибиряк).

Это трогательная история дружбы одинокого старика, лебедя и собаки . Эта немного грустная история учит быть внимательным к окружающим, не держать друзей при себе против их воли, уметь вовремя их отпускать, а также учит любить природу.

( 4 ученик) Этот рассказ интересен описанием необычных привычек животных зоопарка. Он учит нас уметь подмечать интересные факты, учит наблюдать природу и поведение зверей, учит общению с природой. ( рассказ В.Чарушина « Кабан»)

- Герои этого произведения тоже братья наши меньшие. Это совершенно разные и по внешности, и по характеру собаки .

- Да, это рассказ А. И. Куприна «Барбос и Жулька» В произведении описывается героический поступок Жульки, страдания и сожаления Барбоса по поводу её смерти.

Это произведение о верности и преданности друзей-животных. Автор нам показал, показал, что если люди берут животных, то должны нести за них ответственность.

( 5 ученик) Глупость и несдержанность часто приводят к неприятностям. Герой произведения решил в одиночку отобрать у собаки косточку, и поплатился за чрезмерную самоуверенность. ( «Выскочка» М.Пришвин)

Рассказ учит безосновательно не высовываться, а грамотно действовать в составе коллектива. Если бы сорока-выскочка не поторопилась, а действовала, как остальные сороки, она бы не пострадала.

- Мы вспомнили произведения, вошедшие в раздел «Природа и мы».

-Как вы думаете, какой главный смысл произведений, которые включены в этот раздел?

Да, необходимо любить природу, беречь её, не забывать о том, что мы являемся её частью. Не забывать о том, что нанося вред природе, прежде всего, мы вредим себе.













Инсценировка

VI. Физкультминутка.

Цель: Повышение работоспособности и сохранения здоровья детей.

Организует физминутку вместе с детьми.


Выполняют действия по инструкции


VII. Работа в группах

Цель: Формировать умение анализировать и оценивать прочитанное

Работа в группах « Создай пары»

Произведения:

«Барбос и Жулька» «Стрижонок Скрип»

«Кабан» «Выскочка» «Приёмыш».



Работа над пословицами

«Народная мудрость.»

Ребята, а какой жанр устного народного творчества называют народной мудростью? (пословицы, поговорки, прибаутки..)

- Угадайте, к каждому произведению подходит пословица.

Говорят, что в семье не без урода

Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

У страха глаза велики

«Стрижонок Скрип» В. Астафьев

Не мил свет, когда друга нет.

«Выскочка» М. Пришвин

Мир не без добрых людей

«Кабан» Е. Чарушин

Легко подружиться, тяжело разлучиться

«Барбос и Жулька» А. Куприн




VIII. Обобщение по теме урока

Цель: Подвести итоги работы на уроке

- Какой главный смысл произведений, которые включены в раздел «Природа и мы»? (Любить и охранять природу)

- Верно, ребята. Каждый автор этого раздела донёс до нас идею большой любви к природе.


- А какие конкретные дела может каждый из нас сделать для охраны природы: ( Сбор макулатуры, бережное отношение к бумаге, мебели. подкормка птиц, участие в посадке деревьев и кустарников около школы и дома) .


- Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей.

Но самая большая ценность, которую человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»!


-Послушайте, пожалуйста, притчу: (дети в роли животных и растений)

«Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеют?» Что же ответили растения и животные?

С. Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью.

С. Кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

С. Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

С. Высокая стройная берёза ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокость – это путь к болезни и гибели.

С. По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся».


-Какой вывод вы сделали для себя?

- Даже растения и животные нас призывают жить в гармонии с природой. Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы!


IX. Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.



- Наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали на уроке.

Оцените свою работу на уроке.

( На доске 3 картинки –чемодан, мясорубка, корзина)


Вы получили много информации на уроке. Если вы считаете, что она вам пригодится, то положите ее в чемоданчик, если вы получили информацию и переработаете её, обдумаете, то положите в мясорубку. если считает, что это вам не надо, то в корзину)


Оценка учителя.







Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке.

Х. Итог урока.

Закончить урок мне хочется словаит стихотворения

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей. 



ХI. Домашнее задание

Цель: Объяснение содержания и способов выполнения задания.



Иллюстрация к любимому произведению

комментирование задания



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения

Автор: Алла Михайловна Набойченко

Дата: 18.03.2023

Номер свидетельства: 627748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Теххнолоогиеская карта урока литературного чтения "Л.Н.Толстой. "Котёнок"""
    ["seo_title"] => string(75) "tekhkhnoloogieskaia_karta_uroka_literaturnogo_chteniia_l_n_tolstoi_kotionok"
    ["file_id"] => string(6) "593912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638979667"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок литературного чтения Х.К. Андерсена "Гадкий утенок" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-litieraturnogho-chtieniia-kh-k-andiersiena-gadkii-utienok"
    ["file_id"] => string(6) "156406"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421420688"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подготовка к итоговой аттестации по литературному чтению. «Синицы» "
    ["seo_title"] => string(154) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-podghotovka-k-itoghovoi-attiestatsii-po-litieraturnomu-chtieniiu-sinitsy"
    ["file_id"] => string(6) "225183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439472239"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства