- Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.(Слайд № 1).
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Правильно! Стихотворение называется «Береза» (Слайд № 2, на экране две картинки:берёза летом и зимой).
Ребята, береза – это символ России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты воспевали ее в своих стихах. Они сравнивали ее с образом русской девушки.
Как вы думаете, почему?(ответы детей)
Тема и цель урока:слайд №3,4(С.А.Есенин Берёза, познакомить обучающихся со стихотворением.)
(Слайд № 5) С. А. Есенин посвятил много стихотворений описанию любимых полей и лесов, которые он любил с детства. Его до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок. Стихотворение, с которым мы сегодня будем знакомиться, стало первым опубликованным стихотворением и было напечатано в детском журнале «Мирок». Тогда поэту было 19 лет. Он мало писал для детей. «Писать для детей – надо особый дар иметь»,- говорил поэт. И для детей писал мало.
V. Работа со стихотворением.
Первичное чтение стихотворения учителем.
Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы, послушав его внимательно, ответите на вопросы
(слайд № 6): о каком времени года говорится в стихотворении? По каким приметам вы догадались?
(перед тем как дети начнут читать стихотворение словарная работа)
Прежде, чем мы начнем читать стихотворение, мы познакомимся со значением некоторых слов.
Словарная работа (слайд № 7).
Кайма - полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома – тесьма из волокон, шнурков или других подвесок.
Кисти - украшение в виде пучка ниток, шнурков.
(на доске платок с каймой и бахромой,кисти.)
3. физминутка Слайд №8
4.Чтение стихотворения обучающимися.(Прочитайте стихотворение про себя)
5.Повторное чтение стихотворения четверостишьями.
6.Беседа по усвоению содержания:
- С чем автор сравнивает снег?(серебром)
- С чем автор сравнивает снег во втором четверостишье?( Бахрома,снежная кайма)
- Как вы понимаете, что значит «горят снежинки»?(блестят)
- Прочитайте 4-ое четверостишье. Что значит «заря обсыпает ветки новым серебром»?(снег сравнивается с серебром)
- Что такое заря?
- Заря –яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. (Слайд № 9-10)
- Как вы считаете, в стихотворении о каком времени суток говорится?
- Почему?
- Поэты часто изображают неживые предметы, как живые, наделяют их качествами человека. Постарайтесь найти в стихотворении строчки, где неживые предметы изображены как живые, и зачитайте их.( берёза обсыпает. принакрылась, стоит.)
- Как вы думаете, почему «заря лениво обходит, обсыпает?» (Зимой заря начинается позже, чем летом. Как будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко. Будто ей лень освещать небо.
7.Работа над выразительным чтением.
Какое настроение передает это стихотворение:
- радостное, бодрое;
- спокойное, задумчивое;
- грустное, тревожное;
- веселое, шутливое?
- Попробуйте прочитать выразительно это стихотворение, чтобы все увидели нарядную, тихую березку.
VI.Работа по карточкам:
Ребята, я вам сейчас раздам карточки, на которых напечатано стихотворение. Но в каждой строчке отсутствует последнее слово. Попытайтесь вспомнить и воспроизвести эти слова (Приложение №1).