kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 6 классе на тему: "Славянская мифология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель данного урока: формирование знаний об образах славянской мифологии и её взаимосвязи с литературой, повторение и закрепление по теме  раздела :"Славянская мифология и литература"

Задачи этого урока: повторить и закрепить тему "Славянская мифология", углубить знания по  данной теме;

Развитие речи, мышления , творческого воображения.

Воспитание самостоятельности, осознанности, самоконтроля, любви к изуучению мифологии и литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок в 6 классе на тему: "Славянская мифология" »

Урок в 6 классе на тему Славянская мифология и литература

Славянская мифология и литература 
Цель: формирование знаний об образах славянской мифологии и её взаимосвязи с литературой, повторение и закрепление по теме раздела: «Славянская мифология и литература» 
Задачи: повторить и закрепить тему «Славянская мифология и литература», углубить знания по данной теме; 
Развитие речи, мышления, творческого воображения. 
Воспитание самостоятельности, осознанности, самоконтроля, любви к изучению мифологии и литература 
Оборудование: интерактивная доска, рисунки, мини-сочинения, поделки-игрушки (домовые, кикимора) интерактивная доска, презентация 
Ход урока 
1 этап урока 
Психологический настрой 
Яркое солнышко улыбается всем. 
Ласковым лучиком, солнечным зайчиком входит к нам в класс, 
радует нас. 
Всем желаем успеха, оценок отличных, знаний приличных. 
Улыбнемся друг другу, гостям. 
Обратимся мы к мифам, стихам 
(Учащиеся выполняют плавные движения, тянутся к солнышку, настраиваются на урок) 
2 этап урока 
Проверка творческого задания 
Чтение придуманных сказок о низших богах славянской мифологии 
(учащиеся читают свои работы, размещенные на выставочном столе) 
Рефлексия 
Чем нравится вам своя сказка? 
Чья сказка из прослушанных вам больше всего понравилась? Почему? 
Работа с рисунками, выполненными учащимися ( творческие работы учащихся) 
Прокомментируйте свои работы и работы товарищей. Все ли удалось? 
(учащиеся комментируют работы) 
3 этап урока 
Определите цели и задачи нашего урока. 
Какие виды работ мы можем сегодня выполнить? 
(Собеседование с учащимися) 
4 этап урока 
Беседа с использованием слайдов по интерактивной доске 
1. Назовите авторов словарей по славянской мифологии? 
2. На какие группы делили божества? 
(-Выспренные 
-Земные 
-Преисподние 
-Водные 
-Духи 
-Богатыри 
-Обожествленные реки и озера) 
(Учащиеся используют слайды для проверки своих ответов) 
3. Чему в ближайшем окружении могли поклоняться наши предки? 
(Фетишизм – поклонение предметам 
Анимизм (от лат «анима» - душа) – поклонение растениям 
Тотемизм – поклонение животным как прародителям) 

5 этап урока 
Информация, комментарии, словарная работа 
(Учащиеся знакомятся с информацией и комментариями с помощью слайдов) 
Информация 
С верой в животных связано явление оборотничества. Это процесс, когда животное превращается в человека и наоборот. 
• Вспомните сказки, в которых описывается процесс оборотничества. 
Комментарии 
Оборотень позже стал считаться злым духом, демоном. Чтобы прекратить превращения оборотня, победить его, надо было выследить, когда в поле, перепрыгнув камень, волк станет человеком или наоборот, и воткнуть кинуть в землю нож за этот камень. Тогда волк больше не сможет превращаться в человека. 
Информация 
Культ животных у древних славян. Культ медведя 
Как и на всякое тотемное животное (животное, которому поклонялись). На медведя наши предки периодически устраивали ритуальную охоту, а потом – ритуальное поедание всей общиной его мяса и крови, после чего остатки трапезы захоранивались. Древние охотники верили, что, съев кусочек медвежьего мяса или отведав крови медведя, они обретут все свойства своего тотема, а главное, будут такими же сильными, как этот зверь. 
Культ волка 
- Какие сказки с участием Волка вы знаете? 
Культ Перуна 
«Владимир изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил новый истукан Перуна с серебряной головою, и поставил его близ теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами. Там, говорит Летописец, стекался народ ослеплённый и земля осквернялась кровию жертв» 
Комментарии 
У каждого рода, по преданию, был покровитель из умерших, предок, которого называли щур, дед, прадед. Отсюда происходит слово «пращур» - предок. Это божество призывали в моменты опасностей и говорили: «Чур меня! Чур меня!» 
Словарная работа 
-Разъясните функции божеств: Перун, Ярило, Сварог, Волос, Даждьбог, Стрибог, Мокошь) 
(Учащиеся вспоминают и запоминают особенности божеств) 
• Пантеон - совокупность божеств какой- либо религии. 
• Перун – верховный славянский бог, бог войны.( Зевс- верховный древнегреческий, Арес – бог войны) 
• Ярило – бог земледелия, весеннего солнца.( Деметра) 
• Сварог- бог огня. ( Гефест) 
Политеизм – вера в богов 
(«поли» - много) 
Перун (Сварог) – бог грозы, молнии и грома 
Волос (Велес) – бог скота, торговли и богатства 
Даждьбог (Хорос) – солнечное божество 
Стрибог – бог ветра, вихря и вьюги 
Мокошь – супруга Перуна, богиня плодородия, воды, женских работ и девичьей судьбы 
Ответить на вопрос: 
- Почему главный бог славян был покровителем грома и молнии? 
(Учащиеся рассматривают и обсуждают слайды с изображением божеств) 
6 этап урока 
Беседа 
-Какие вам известны языческие праздники? Как вы думаете, почему о них известно и в наши дни? Были ли вы на праздновании таких праздников? 
Славянские праздники 
Коляда (слайд) 
Этот праздник совпадает теперь с Рождеством Христовым. 
В этот день славят Коляду – солнце, набирающее силу. Прославление состояло в том, что славяне ходили из дома в дом и собирали подаяние в жертву Коляде. Коляды также известен под именем Авсень или Таусень 
Физкультминутка «Колядка» 
(учащиеся выполняют разминку с разучиванием колядки) 
-Чем интересна была для вас колядка? 
Коляда Моляда, 
Уродилась Коляда! Кто подаст пирога – 
Тому двор живота, 
А кто не даст ни копейки – 
Завалим лазейки, 
Кто не даст хлеба – 
Уведем деда. 

Масленица (слайд) 
Языческий весенний праздник, встреча весны и проводы зимы. Зима ассоциировалась у наших предков со смертью, которая представлялась женщиной по имени Мара (Марена, Марана). Её чучело сжигал во время Масленичных гуляний. Кроме того, есть на масленицу блины – это есть солнце, так как блин похож на солнце 
Иван Купала (слайд) 
Этот праздник отмечается 23 июня. В этот день славилось солнце, дающее силу растениям. В этот день собирали травы, так как в эту ночь травы обретают чудодейственную силу. Также в эту ночь капались и топили чучело Мараны. Считалось, что в этот день солнце благотворно действует на воду. Кроме того, зажигали костры и прыгали через них, очищаясь таким образом. 
7 этап урока 
Мелкие демоны славянской мифологии 
(Учащиеся работают со слайдами, сопоставляют свои представления с помещенными в слайды, читают выразительно выученные наизусть стихотворения, демонстрируя свое декламаторское мастерство) 
- Расскажите стихотворения, посвященные домовому 
• - Каким вы представляете домового? 
• Рассмотрите поделки, определите божества. 
• Какие у них характеры? 
Русалка 
-Вспомните стихотворения о русалках. Сопоставьте их образы. Почему их считали берегинями, а затем предали им демонические черты? 
Водяной 
Водяной и русалка – обитатели рек и озёр. Особенно почиталась русалка у южных славян и украинцев. В образе русалки сочетались черты духов воды (речные русалки), плодородия (полевые русалки), «нечистых» покойников (утопленниц). 
В каких художественных произведениях мы узнали истории про русалок и водяного? Вспомните мультфильм «Летучий корабль», каким там представлен водяной, каков его характер? 
Леший 
-Какую функцию выполняют Лешие в мультфильмах, сказках, кинофильмах? 
8 этап урока 
Тестирование (слайды – тренажер) 
-Самопроверка 
Итог урока 
Оценивание 
Домашнее задание. 
Составить кроссворд-проект с рисунками по теме «Славянская мифология и литература». Подготовиться к его защите. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок в 6 классе на тему: "Славянская мифология"

Автор: Баймульдинова Гульмира Каирбаевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок в 6 классе по теме: Образы славянской мифологии в творчестве писателей XIX - XX века"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_v_6_klassie_po_tiemie_obrazy_slavianskoi_mifologhii_v_tvorchiestvie_pisatie"
    ["file_id"] => string(6) "374516"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483034990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: "Изображение и фантазия. Сказочная птица" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-vo-2-klassie-po-tiemie-izobrazhieniie-i-fantaziia-skazochnaia-ptitsa"
    ["file_id"] => string(6) "128563"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415536175"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок изобразительного искусства "Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-eskiz-ornamienta-po-motivam-vyshivki-russkogho-narodnogho-kostiuma"
    ["file_id"] => string(6) "124661"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414761398"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Проектная работа на уроках литературы в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "proiektnaia-rabota-na-urokakh-litieratury-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "206461"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430192219"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства