Данный урок помогает учителю и учащимчя рассказать о биографии казахского певца свободы, народного герояКазахстанаю Учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы, которые ученики решают в групповой работе.Урок поделен на историческую. литературную. театральную страницу. Цель данного урока коммуникативное общение учащихся, он несет исследовательско- поисковый характер. Ребята самостоятельно искали данные об Махамбете Утемисове.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по творчеству Махамбета Утемисова »
Тема урока А.Т Алимжанов «Стрела Махамбета» Образ казахского народного поэта
Цель: Систематизировать знания учащихся о личности и творчестве М.Утемисова;
Развивать умения успешного общения;
Воспитывать на примере жизни поэта целеустремленность, активную жизненную позицию.
ЗАДАЧИ:
отрабатывать умственные действия анализа и обобщения, осмысливая основные факты биографии поэта, его творчества;
создать необходимые условия благополучного взаимодействия в аудитории;
раскрыть тему, интегрируя знания казахской литературы, казахского языка, истории РК, ИЗО, русского языка и литературы;
воспитывать патриотические чувства, развивать интерес к личности поэта, к культуре казахского народа.
Оргмомент:
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
“Певец в стане казахских воинов»
Проблемный вопрос урока.
– ЧТО ЖЕ ОПРЕДЕЛИЛО СУДЬБУ ПОЭТА, И ПОБУДИЛО ЕГО НА ПОДВИГ?
Мы получили Ваши вопросы и по ним определили следующие направления:
“Я БЫЛ ОСТРИЕМ КОПЬЯ…”
“МОИ СЛОВА – ДЛЯ СИЛЬНЫХ ДУХОМ”
“БАТЫРОМ КАЖДЫЙ СТАТЬ РОЖДЕН”
Учащиеся составляют портрет поэта Махамбет… Его имя дорого каждому, кто знаком с историческим прошлым, литературой и культурой Казахстана, кому близок свободолюбивый дух казахского народа. Махамбет Утемисов для казахской поэзии, для духовной культуры казахского народа, как Пушкин для русской.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
“Я БЫЛ ОСТРИЕМ КОПЬЯ…” читает заранее подготовленный ученик.
Мой друг, его ты должен знать, Он – воин и поэт. Свои стихи он мог слагать В седле – наш Махамбет. Он перед ханом и муллой Был горд и не робел. Не подчинялся силе злой, В словах, в делах был смел. Разила острая строка Всех трусов наповал. Он сталью звонкого клинка Народ к свободе звал.
Ж. Абдирашев
ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ:
Историческая страница урока:
1 группа: Работа с материалом : ГАЗЕТА “ЛИЦЕИСТ” – Махамбет Утемисов был признан в 16 лет лучшим акыном из рода бершей, а в 19 лет был объявлен лучшим поэтом Младшего жуза. ЧТО СПОСОБСТВОВАЛО ТАКОМУ РАЗНОСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ПОЭТА?
2 группа. ГАЗЕТА “ПЕРЕМЕНА” Хан Жангир избирает его в качестве учителя-наставника своего сына. В КАКОМ ДУХЕ ВОСПИТЫВАЛ МАХАМБЕТ ХАНСКОГО НАСЛЕДНИКА?
3 группа ” Хана Жангира считают “реформатором”, так как он хотел полностью реорганизовать строй, быт, обычаи казахского народа на так называемый “просвещенный лад”. Пиры, украшения, налоги, отнять власть у султанов, выбираемых народом, желание во всем подражать русским – вот цели хана. КАК ВЕЛ СЕБЯ БЛЕСТЯЩИЙ ПОЭТ В СТАВКЕ ХАНА?
Ответы 0443ащиеся заполняют в таблицу
1 группа
2 группа
3 группа
ОТВЕТ Природный поэтический талант, врожденный острый ум, пример отца, воспитание в спартанском духе, мусульманское образование, активная жизненная позиция, обостренное чувство лидерства, желание принимать участие в различных состязаниях акынов.
ОТВЕТ – Пять лет Махамбет жил вместе с ханом. Сопровождал ханского наследника в Оренбург на учебу. У наследника было много наставников и нянек, так что Махамбет на целые дни мог уезжать на охоту или проводить время по своему усмотрению. Получается, практически Махамбет воспитанием наследника не занимался. Хану он нужен был для престижа.
ОТВЕТ: Жизнь, люди, обстоятельства заставили задуматься не только о себе, но и о своем народе в целом. Сначала гордый и величественный батыр Исатай больно хлестнул его словами: “Ты живешь в саду, взращенном рабами, ты пьешь вино, купленное ханом на деньги, отнятые у народа… Так пой же славу Жангиру под вздохи своего народа”. Слова Исатая больно задели Махамбета, и он увидел бедные кочевья, нищие аулы. До глубины души потрясла его продажа джигитов, девушек и детей. Он навсегда покинул “НЕНАВИСТНЫЙ ЕМУ ХАНСКИЙ ДВОР”
Литературная страница урока . Чтение стихов
Махамбет не стал слагателем од для ханов, а жизнь свою посвятил “клинку свободного блистанья, свободе, славе, чести и восстанью”
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
“МОИ СЛОВА – ДЛЯ СИЛЬНЫХ ДУХОМ”
Забитым был простолюдин – Огонь я в сердце пробудил, Я мужество его поднял И с белой костью поравнял
Казахское сердце несет с детства глубоко запавшие строки Махамбета о достоинстве джигита, о преданности своему народу, о ненависти к ханам и султанам. Махамбет - человек кипучего темперамента, неукротимой энергии, беспощадной правдивости, завораживающей речи, пламенного и чистого чувства.
– ПОЧЕМУ ХАН ТАК БОЯЛСЯ ПОЭЗИИ МАХАМБЕТА?
ОТВЕТ: Первыми поэтами казахской земли были жырау. А жырау ощущали себя адвокатами своего народа. Они были абызами – предсказателями, ведь их слова имели магическую силу. Махамбет продолжает традиции жырау в своей поэзии. Таким словами он проклинает Жангира: “…пади на тебя, придави тебя тяжесть вражеского духа, духа демона”. Казахи всегда боялись проклятий, а в устах певца-поэта такие слова наделялись шаманской силой.
ОТВЕТ: В творческом наследии поэта можно встретить агитационные песни (“Призыв к походу”, “Обращение к друзьям”), песни-элегии (“Отставший лебедь”, “Тоска по Нарыну”), песни батального жанра, в которых дается картина сражения (“Битва Исатая”), а традиции жырау продолжает Махамбет в песнях-толгау (жанр философского размышления “Одиночество”), в
песнях-плачах (“Пасмурный день”).
Театральная страница урока: (инсценировка учащимися). Только утро наступило, Враг в низине нас прижал. Ликовало войско хана, Окружая, как пожар. Ликовало! Мы ведь сами Подвернулись под удар. Пушка царская пальнула, Полетела пуль метель. Исатай рванулся в битву… Что он сделать мог теперь?
Да ведь от века ничего скверней Не совершалось на земле казаха Ведь в лихолетья На земле своей Поэта своего Не зная страха, Безоглядно жертвуя собой, Оберегал народ, вступая в бой. Чего ж ты ожидал, певца губя? Мечтал ты, Что султан одарит щедро? Но знай, что завтра Против злого ветра Поставит поколение Тебя, Напомнит Махамбета смерть и травлю, В лицо злодею плюнет, разъярясь
Нет ничего луны красивей… Но только ночью, днем-то нет Нет ничего прекрасней солнца, Но только днем, а ночью нет. Как много в людях благородства Есть на словах, в деле нет. Кто не мечтает о богатстве? То оно есть, то его нет. Где только нет мужей достойных? Но там, где нужно, их и нет. Что ж время так несправедливо? У власти правды больше нет. Нет даже места у огня. Есть у других – не у меня.
И пусть теперь трепещет он! Мы в бой помчимся, как сайга. Батыром каждый стать рожден Вперед, джигиты, на врага И лишь Аллах об этом знает, Где смерть джигита настигает.
Веселее, друзья! Оля-ля. Вы еще не отвыкли стрелять? Стрелы в первых стервятника Снова Ураганом врагу посылать? Или станете в трудное время Честь и совесть свою усыплять?
”
Учитель: В ЧЕМ НОВАТОРСТВО ЛИРИКИ МАХАМБЕТА?
ОТВЕТ: Махамбет Утемисов ввел в казахскую литературу новый жанр – жанр батальной поэзии, в которой дается развернутая картина битвы, сражения. Именно в этом Махамбет достигает высокого мастерства.
И полетят в тебя и сор, и грязь…10 октября родной брат обезглавил Махамбета Утемисова. Это был первый случай в истории казахского народа, когда была поднята рука на поэта.
“БАТЫРОМ КАЖДЫЙ СТАТЬ РОЖДЕН…”Особое место в лирике Махамбета занимает образ батыра. Батыр – это “ер”.
Словарь урока: ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “ЕР”?
ОТВЕТ: Ер – мужчина, защитник, герой. Честь мужчины возвеличивает его род : “Ер намысы – ел намысы” (“честь мужчины – честь рода”). Понятие “ер” выше понятия “богатырь”. Ером может и должен быть каждый. Он должен быть предан ар іс, то есть “делу чести”. Не всякому дано стать “ар iесі”, то есть “хозяином чести”. Поэтому для батыра важна незапятнанность его имени и важна его цель: служение народу.
Орел мой, летящий над цепью гор! Дотянутся ль руки к тебе мои? Домчится ли жалоб моих призыв? С тех пор, о мой лев, как угас твой взор, Желаний моих бесплоден порыв.
РЕФЛЕКСИЯ
1. СОСТАВЛЕНИЕ ПЯТИСТИШИЯ
МАХАМБЕТ… ГОРДЫЙ, СМЕЛЫЙ ЖИВЕТ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ ВЫЗЫВАЕТ УВАЖЕНИЕ В МОЕМ СЕРДЦЕ ПОЭТ…
Итоги урока.
Домашнее задание
МАХАМБЕТ И КУРМАНГАЗЫ ЖИЛИ В ОДНО ВРЕМЯ, В ОДНОМ МЕСТЕ. ЗНАКОМЫ ЛИ БЫЛИ ЭТИ ДВА ТАЛАНТЛИВЫХ ЧЕЛОВЕКА? Интересен тот факт, что вместе с Исатаем и Махамбетом в восстании принимали участие акын Шернияз и кюйши Курмангазы, тогда еще юными и малоизвестными. Курмангазы приходился младшим братом Исатаю и его симпатии всегда были на стороне восставших. Муза кюйши воспламеняла праведным гневом, кюи и песни наполняли огнем неповиновения души простых людей, звали их к сопротивлению и бунту. Курмангаз оказал большое влияние на музыкальное творчество поэта. Известно, что Махамбет был не только поэтом, но и виртуозным кюйши.. он отлично исполнял не только свои кюи, но и кюи народных композиторов, в том числе и Курмангазы.