Урок о творчестве знаменитого кюйши Курмангазы Сагырбаева и Махамбета Утемисова - кюйши, акына, батыра.Цель урока - формирование духовной культуры учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образы борьбы в творчестве Курмангазы и Махамбета»
Образы борьбы в творчестве Курмангазы и Махамбета
Цель: формирование духовной культуры
учащихся средствами музыки Курмангазы, Махамбета в интерактивных связях с поэзией Махамбета.
Задачи:
1.Развивающая (умение анализировать, сравнивать, определять на слух, объяснять понятия). Эмоциональное воспитание- воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений поликультурной личности, патриотизма, духовно-нравственной культуры. Развитие эмоционально-личностного переживания искусства казахского народа.
2. Образовательная (усвоение музыкального материала, формирование умений осознанного восприятия музыки). Деятельно-практическое развитие- развитие слушательской культуры, культуры ответов, культуры личностного переживания искусства; развитие ассоциативного мышления учащихся, культуры многоуровневого творческого самовыражения.
3. Воспитательная (воспитание духовной культуры учащихся средствами музыки). Осознанное восприятие(обучение)- развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного и национального своеобразия музыки казахского народа. Определение понятий «кюй», «строение кюя», их роль в понимании драматургии произведения.
Тип урока – урок диалог.
Оборудование: Музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон.
19 век вошел в историю Казахстана как время непрекращающихся волнений народа, уставшего от гнета феодалов и царизма. С особенной силой эти волнения прошли в Западно-Казахстанской области. В 1836-1838годах большой размах получило антифеодальное движение под руководством Исатая Тайманова и его сподвижника- поэта , жырау, акына, кюйши Махамбета Утемисова. Вместе с казахскими воинами Махамбет учавствовал в битвах, воодушевляя их своими стихами-песнями:
И пусть теперь трепещет враг!
Мы в бой помчимся как сайга.
Батыром каждый стать рожден,
Вперед, джигиты, на врага!
Махамбет был не только акыном, но и виртуозным кюйши. Его кюй «Жумыр-Кылыш» передает дух схватки, зажигая сердца людей и поднимая их на борьбу. Батыр, акын, кюйши, прекрасный оратор, народный вождь – таким остался Махамбет в памяти народа.
Просмотр видео клипа «Жумыр-Кылыш», музыку исполняет группа «Улытау».
Вопросы:
Каким остался Махамбет в памяти народа?
Для кого писал свои стихи Махамбет?
Далее групповая работа- учащиеся делятся на группы по 3-5 человек, выполняют 2 творческих задания из учебника «Музыка» 6 класс, с формативным оцениванием ( в баллах) .
В первой половине 19 века волна революций прокатилась по всей Европе. Революционный дух словно витал в воздухе, разрушая старый уклад жизни. Это было время восстаний и героев. Мятежный дух революций коснулся и казахских степей. В восстании, под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, рвался принять участие и Курмангазы Сагырбайүлы. Но по молодости лет, он не мог учавствовать в вооруженном восстании и посвятил этому событию свой кюй «Кишкентай», что значит «Малый».Это философски-глубокий кюй-размышление.
Звучит кюй Курмангазы «Кишкентай», перед прослушиванием, спросить – что такое «кюй»?
Та группа, которая даст правильный ответ получает дополнительный балл.
Задача – внимательно вслушиваясь в музыку кюя, представить себе, что хотел сказать кюйши. Во время звучания кюя я предлагаю разбить его на части и дать название каждой. Это тоже групповая работа и оценивается формативно.
Учащиеся сами дают название каждой части, походу звучания музыки учитель показывает иллюстрации казахстанских художников соответствуюшие содержанию. Затем каждая группа презентует свой вариант понимания этого произведения. Должно получиться примерно так:
1 ч.-«Размышление о тяжелой жизни народа» или «Грусть о судьбе народа»
2 ч.-«Народные волнения»
3 ч.-«Мечты о счатливой, мирной жизни»
4 ч.-«Восстание»
5 ч.-«Восстание подавлено, плачь о павших и т.д.»
Вывод: кюй «Кишкентай» - это размышление о тяжелой жизни народа.
Подведение итогов – выставление суммативных оценок каждой группе.
Рефлексия – отзывы учащихся о Курмангазы, музыке, о Махамбете, стихах.
Заключение: наша земля богата батырами, смелыми героями, которые сражались за свободу и справедливость. Оружием Махамбета была поэзия и талант музыканта, оружием Курмангазы была домбра и музыка!