Урок по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание"
Урок по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание"
Урок обеспечивает условия освоения правил написания сочинения, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности. У обучающихся возникает желание переосмыслить собственные знания по теме и применить их на практике.Учащиеся самостоятельно определяют границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивают, анализируют, работают в группах и парах.
Урок предназначен преподавателям русского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание" »
Конспект урока по литературе (1 курс)
Тема урока: « Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Цели урока:
- повторение, обобщение и систематизация полученных ранее знаний по теме
«Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
- развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
- создание связного текста на заданную тему с учётом норм русского литературного языка, написание сочинений различных жанров на прочитанные произведения;
- воспитание желания переосмыслить собственные знания по теме и применить их на практике.
Задачи урока:
-выделить существенную информацию, систематизировать ее и представить в графическом виде;
-обеспечить условия усвоения правил написания сочинения, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;
- развивать умение давать самооценку своей деятельности;
-воспитывать нравственные качества: толерантность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку и литературе.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Планируемые результаты:
1.Личностные:
- стремятся к повышению уровня речевой культуры;
-совершенствуют способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации, развивают готовность к трудовой деятельности;
-уважительно относятся к мнению других, осознают значимость чувства товарищества и способности сопереживать.
2.Метапредметные:
-формулируют тему;
-извлекают информацию, выделяют главную, систематизируют информацию и предъявляют ее разными способами;
-устанавливают причинно-следственные связи;
-формулируют цель; прогнозируют и корректируют свою деятельность;
-осуществляют самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других;
-овладевают умениями моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-умеют формулировать собственную позицию и организовывать собственную деятельность.
3.Предметные результаты:
-понимают ключевые проблемы изученных произведений и умеют их анализировать
-овладевают умениями создавать высказывания разного типа
- пишут творческие работы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
План урока.
Организационный момент.
1.Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение у учащихся интереса к изучаемой информации, постановка собственных целей обучения.
Разминка. Назовите слово, завершающее анализ произведения.
- Чтение, пересказ, изложение, комментарий, ……..
Подумайте, какова тема нашего урока? Ответ: «Сочинение». Изучаемое произведение: «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
«Верные и неверные утверждения» (индивидуальная работа)
У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».
Утверждения:
1…в названии произведения «Преступление и наказание» лежит такой художественный прием как сравнение -
2…действие романа происходит в Петербурге +
3…по жанру роман Достоевского идеологический +
4….Раскольников убивает старуху-процентщицу из-за денег -
5…после преступления Раскольников оказывается в полном разладе с окружающими людьми -
6…. следователь Порфирий Петрович сумел раскрыть дело об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры -
7…Раскольников искренне раскаивается в преступлении лишь после судебного приговора +
Обучающиеся заполняют таблички и производят самопроверку. (все правильные ответы – «5», 1 неправильный ответ –«4», 2 неправильных ответа –«3», в дальнейшем действует такая же система оценок). Что нужно для того, чтобы правильно ответить на все вопросы? Обучающиеся формулируют цели урока: для того, чтобы написать сочинение, обучающиеся должны знать содержание произведения, уметь выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение в аргументированных высказываниях, иметь представление о стилистике языка художественной литературы.
2.Стадия осмысления. Поддержка активного восприятия информации, ее осмысление, соотнесение информации с собственными знаниями, углубление и систематизация этих знаний для практического применения.
Составление плана сочинения (фронтальная работа).
Одно из главных требований к сочинению – логическая стройность изложения. Для этого лучше всего написать план сочинения. Продуманная композиция – это залог того, что вы сможете глубоко и аргументировано раскрыть тему.
Примерный план по предлагаемой теме.
«Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
План.
1.Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.
2.Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей».
а) описание петербургских трущоб
б) «униженные» и «оскорбленные» в романе: семья Мармеладовых, сестра и мать Раскольникова
в) мир насилия в романе – мир Лужиных, Свидригайловых и пр.
3. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Достоевского.
Пояснение.
Писатель выносит приговор обществу, основанному на власти денег. Достоевский сочувствует «бедным людям», видит в них высокую человечность, выражает свою боль за поруганное человеческое достоинство. Герои Достоевского несут свой тяжкий крест смиренно, исключая Раскольникова и его бунт. Писатель, отвечая на вопрос, что же делать несчастным, забитыми обстоятельствами жизни людям, призывает к самосовершенствованию и религиозному смирению.
Перед вами мини-сочинение. Расположите его части так, чтобы получился связный текст. Найдите фактические ошибки.
Поделив людей на три категории, Раскольников пытается выяснить, кто он: «тварь дрожащая» или «сильная личность», вздумавшая, что имеет право на убийства, бесчинства, подлости во имя цели, оправдывающей любые средства, во имя своего «назначения высокого». Идя на убийство, он думал не теорию проверить (в ее непогрешимости он не сомневался), но самого себя: имеет ли право убивать. И вышло, что не имеет он нравственного права, потому что его мучают вопросы «человека и гражданина». Тот, кто эту черту преступил, не может оставаться человеком, он опустошен, хоть многое еще может сделать. Таков крах любого «властелина».
Раскольников выбирает жизнь. Человек в нем побеждает бесчеловечную теорию. Несмотря на победу совести, он терпит глубокую внутреннюю трагедию. Эта трагедия — крах всего, во что он верил. Крушение теории для Сони равносильно смерти.
Толстой подчеркивает, что Раскольников выдерживает бесконечную нравственную пытку. Весь день после убийства он отчаянно пытается бороться со своей совестью, с вопросом, выросшим в исступленном сознании до гигантских размеров. Этот вопрос: быть или не быть человеком?
Правильный вариант
Достоевский подчеркивает, что Раскольников выдерживает бесконечную нравственную пытку. Все восемьдесят дней после убийства он отчаянно пытается бороться со своей совестью, с вопросом, выросшим в исступленном сознании до гигантских размеров. Этот вопрос: быть или не быть человеком?
Поделив людей на две категории, Раскольников пытается выяснить, кто он: «тварь дрожащая» или «сильная личность», вздумавшая, что имеет право на убийства, бесчинства, подлости во имя цели, оправдывающей любые средства, во имя своего «назначения высокого». Идя на убийство, он думал не теорию проверить (в ее непогрешимости он не сомневался), но самого себя: имеет ли право убивать. И вышло, что не имеет он нравственного права, потому что его мучают вопросы «человека и гражданина». Тот, кто эту черту преступил, не может оставаться человеком, он опустошен, хоть многое еще может сделать. Таков крах любого «властелина».
Раскольников выбирает жизнь. Человек в нем побеждает бесчеловечную теорию. Несмотря на победу совести, он терпит глубокую внутреннюю трагедию. Эта трагедия — крах всего, во что он верил. Крушение теории для Раскольникова равносильно смерти.
3.Стадия рефлексии. Выведение знания на новый уровень понимания и применения, постановка учеником собственных целей обучения.
«Письмо по кругу» (групповая работа)
У каждой группы должен быть лист бумаги. Каждый учащийся записывает на листке одно-три предложения по теме – написать введение сочинения по теме «Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Пока листок не вернется к первому автору, который вслух читает записи.
Тест по роману Достоевского «Преступление и наказание»
(взаимопроверка в парах)
1. Почему главный герой романа « Преступление и наказание» совершает преступление?
а) самопроверка теории
б) социально - революционные мотивы
в) голод
г) желание помочь матери и сестре
2. Зачем Достоевский Ф.М. вводит в роман «Преступление и наказание» двойное убийство?
а) показать крах теории Раскольникова
б) показать, что одно убийство влечёт за собой другое
в) показать, что всегда гибнет невинный
г) показать аморальность облика Раскольникова
3. Как поступил Раскольников с украденным?
а) отдал матери
б) потерял
в) выбросил в Неву
г) спрятал в одном из петербургских дворов
4. Вставьте недостающие слова: «Разве я старушонку убил?...............а не старушонку убил!»
а) «…я Лизавету убил», в) «…я мать свою убил»,
б) «…я себя убил», д) таких слов в романе нет
5. Кто из персонажей романа «Преступление и наказание» был знаком со
статьей Раскольникова о «крови по совести»?
а) Лужин б) Свидригайлов
в) Порфирий Петрович г) Мармеладов
Эталон ответа: 1 А, 2 А, 3 Г, 4 Б, 5 В.
Домашнее задание.
1 уровень – написать план сочинения (тема по выбору учащегося)
2 уровень – написать сочинение (тема по выбору учащегося)
3 уровень – написать сочинение в одном из жанров - письмо Раскольникову
Поделив людей на три категории, Раскольников пытается выяснить, кто он: «тварь дрожащая» или «сильная личность», вздумавшая, что имеет право на убийства, бесчинства, подлости во имя цели, оправдывающей любые средства, во имя своего «назначения высокого». Идя на убийство, он думал не теорию проверить (в ее непогрешимости он не сомневался), но самого себя: имеет ли право убивать. И вышло, что не имеет он нравственного права, потому что его мучают вопросы «человека и гражданина». Тот, кто эту черту преступил, не может оставаться человеком, он опустошен, хоть многое еще может сделать. Таков крах любого «властелина».
Раскольников выбирает жизнь. Человек в нем побеждает бесчеловечную теорию. Несмотря на победу совести, он терпит глубокую внутреннюю трагедию. Эта трагедия — крах всего, во что он верил. Крушение теории для Сони равносильно смерти.
Толстой подчеркивает, что Раскольников выдерживает бесконечную нравственную пытку. Весь день после убийства он отчаянно пытается бороться со своей совестью, с вопросом, выросшим в исступленном сознании до гигантских размеров. Этот вопрос: быть или не быть человеком?
Тест по роману Достоевского «Преступление и наказание»
1. Почему главный герой романа « Преступление и наказание» совершает преступление?
а) самопроверка теории
б) социально - революционные мотивы
в) голод
г) желание помочь матери и сестре
2. Зачем Достоевский Ф.М. вводит в роман «Преступление и наказание» двойное убийство?
а) показать крах теории Раскольникова
б) показать, что одно убийство влечёт за собой другое
в) показать, что всегда гибнет невинный
г) показать аморальность облика Раскольникова
3. Как поступил Раскольников с украденным?
а) отдал матери
б) потерял
в) выбросил в Неву
г) спрятал в одном из петербургских дворов
4. Вставьте недостающие слова: «Разве я старушонку убил?...............а не старушонку убил!»
а) «…я Лизавету убил», в) «…я мать свою убил»,
б) «…я себя убил», д) таких слов в романе нет
5. Кто из персонажей романа «Преступление и наказание» был знаком со